В российский прокат выходит полнометражный фильм «Летчик» режиссера Рената Давлетьярова. Одним из спонсоров проекта стал ПСБ, а исполнительница главной женской роли Анна Пескова рассказала о процессе съемок и своем непростом пути в большое кино.

5 июля 2022
Анна Чистоделова

Анна, здравствуйте. Сегодня вы – успешная актриса: главные роли в блокбастерах и рейтинговых сериалах. Мечтали об этом с детства или «случайно получилось»?

Простым мой актерский путь не был, но и случайным его не назовешь. Я с юных лет посещала актерскую студию, а в 13 вышла на большую сцену в составе труппы Челябинского камерного театра. То есть довольно рано поняла, что это – мое.

А в Москве как оказались?

Хотела продолжать обучение и развиваться, и, понимая – в столице лучшая актерская школа в стране, – готовилась к поступлению в знаменитую «Щуку» (Театральный институт им. Бориса Щукина. – Ред.). Брала дополнительные уроки по танцу, вокалу, с педагогами индивидуально учила прозу и басни.

Мечта исполнилась?

И да, и нет. Я поступила в «Щуку» с первого раза, но вскоре по семейным обстоятельствам вынуждена была забрать документы и вернуться в Челябинск. Доучивалась уже там: окончив актерский курс, получила еще и режиссерское образование.

И опять рванули в Москву?

Нет, судьба снова решила иначе. Студенткой я устроилась работать ведущей на телеканал «СТС– Челябинск», а после окончания института получила приглашение от петербургского отделения СТС. Конечно, я ответила «да», приехала в Северную столицу – и через месяц канал закрылся. Этот день я помню как сейчас: восьмое августа две тысячи восьмого года – 08.08.08, красивая дата. В стране бушует экономический кризис, я в Питере, безработная и не представляющая, как жить.

И как поступили?

Начала обходить телеканалы и киностудии – оставляла портфолио, но никто так и не перезвонил. Деньги, заработанные в Челябинске, заканчивались, от помощи родителей я отказалась еще до отъезда – все сама. Нужно было оплачивать съемную квартиру и питаться, и я устроилась пиар-менеджером в одну из питерских компаний.

Для многих эта деятельность становится смыслом жизни.

Возможно, но в моей спустя полгода произошло судьбоносное событие. Я ехала на работу и увидела, что в парке дуэли Пушкина идут съемки. Вагончики киностудии стоят, свет выставлен, люди работают. Поддавшись инстинкту, выскочила из маршрутки, прорвалась на площадку – до этого никогда на бывала на съемках! – и нашла режиссера. Вообще-то, чужим нельзя там находиться, но это я сейчас знаю, а тогда меня словно вело. Фотографии для кастинга всегда носила с собой, поэтому просто открыла сумочку и отдала режиссеру пачку. Он равнодушно взял – кто знает, сколько таких, как я, к нему подходит каждый день? Судьба этих фотографий зачастую – ближайшая урна. Так почти случилось и с моими, но режиссера привлекла надпись на обороте – о том, что я родом из Челябинска. Через три-четыре месяца мне позвонили и пригласили на пробы в тот самый сериал.

Сложно было их пройти?

Технически – да. Звонили в последний день проб: выслали текст и дали два часа на сборы. А у меня по закону жанра – ангина, температура 40, градусник, постельный режим. Что делать? Выпила жаропонижающее, приняла душ и поехала. Как «отпробовалась» и вернулась домой, не помню. А через две недели – вновь звонок: сообщили, что я утверждена на роль, на которую претендовали 200 человек: руководство никак не могло найти нужный типаж.

Так я впервые попала на экран – впереди было полтора года работы и 253 серии проекта «Слово женщине».

Наверное, финансовое положение сразу улучшилось.

А вот и нет. Я была неопытной не только на площадке, но и по части заключения договоров. Исполнительные продюсеры на словах обещали одну зарплату, а на деле выдавали другую.

«Звонили в последний день проб: выслали текст и дали два часа на сборы. А у меня – ангина, температура 40. Что делать? Выпила жаропонижающее и поехала»

Работая по 12–14 часов в день, иногда оставаясь на студии на ночь, – до дома не было сил добираться – я получала за смену всего 2500 рублей. Этого хватало только на оплату питерской квартиры, в которой я почти не появлялась – 25 съемочных дней в месяц с переработками не оставляли времени на частную жизнь вообще. Зато, конечно, получила бесценный опыт и пропуск в мир кино, как бы банально это ни звучало. К счастью, в следующий проект я пришла уже и с агентом, и со знанием дела.

Новые предложения не заставили себя ждать?

Посыпались одно за другим, и я бросилась в любимое дело как в омут с головой. Это уже были московские проекты, и я первое время жила на два города, бесконечно мотаясь: Питер – Москва. И когда закончился мой многострадальный первый сериал, окончательно перебралась в столицу.

Какие проекты того периода особенно запомнились?

Большое кино после кризиса 2008 года долго находилось в упадническом состоянии, и снимали в основном сериалы. Мне достались, наверное, одни из самых достойных: «Все началось в Харбине», «Военная разведка: Северный флот», «Любовь за любовь», «Высокая кухня». А в сериале «Москва, центральный округ» я снималась с Владимиром Валентиновичем Меньшовым – с теплотой вспоминаю общение и работу с мастером. В 2016 году мы с коллегами спродюсировали картину «Хороший мальчик» и представили эту работу на фестивале в Сочи, где фильм взял Гран-при «Кинотавра».

Ренат Давлетьяров – очень требовательный, тонкий и глубокий режиссер. Всегда четко знает, что хочет получить, и добивается задуманного

В 2018-м я снялась у Рената Давлетьярова в полнометражной ленте «Донбасс. Окраина», и уже тогда он поделился со мной идеей «Летчика». А «Донбасс. Окраина» мы представляли на Международном римском кинофестивале: впервые за много лет привезли туда русский фильм.

Получается, «Летчик» – не первая ваша работа с Ренатом Давлетьяровым. Каков он на площадке: грозовая туча или отец родной?

Работать с ним нелегко: он очень требовательный, тонкий и глубокий режиссер. Всегда четко знает, что хочет получить в итоге, и будет добиваться задуманного, сколько бы времени и сил это ни потребовало. Какие бы компромиссы ни предлагали актеры или операторы, Ренат требует исполнения своего видения. С одной стороны, это облегчает актерскую задачу – просто выполняй то, что просит режиссер, а с другой – усложняет: нужно точно сделать то, что он говорит. Обычно мне попадаются либералы: мол, сделайте, как вы это видите, а я посмотрю. А здесь иное, но ведь работает! С Ренатом нас связывают уже три фильма – летом была «Любовь-морковь», четвертая часть, где он выступил продюсером.

Итак, «Летчик». Что ждет зрителя – патриотическая лента с мощным видеорядом или эмоциональная песнь о вечном?

Это очень серьезная и вместе с тем очень зрелищная история. Главный герой фильма, Николай Комлев, – собирательный образ советских летчиков, которые продолжали летать и сражаться после ампутации ног. В картине сильная любовная линия, которая помогла более полноценно раскрыть жизненную историю: ведь именно мысли о доме, o родных и любимых не давали солдатам спасовать даже в самых страшных ситуациях. До самого финального кадра главный герой доказывает, что дух сильнее тела. И поэтому наш фильм будет понятен и интересен любому зрителю.

К цели сквозь преграды шли и мы – снимали в коронакризисный период, когда привычный режим съемок был невозможен из-за ограничений. Процесс затянулся надолго, но мы справились – скоро премьера.

В наш век компьютерных технологий практически нет ничего невозможного для создания любой картинки. Какими спецэффектами может похвастаться «Летчик?»

Достоверностью. Если по сюжету герой похудел на 20 килограммов за время броска к своим – исполнитель главной роли Петя Федоров мужественно худел, предварительно набрав вес. Он лично участвовал во всех сложных и трюковых сценах, одним словом, полностью выложился и вжился в эту роль.

И самолетом управлял?

Нет, но в воздух подняли настоящий Ил-2, один из двух оставшихся в мире. Ни геолокации, ни автоматики, все управление ручное и специфическое, и он – представляете? – взлетел! Снимать нужно было на определенной скорости, поэтому было важно «подружить» самолет с вертолетом, в котором находился оператор. Мы ждали из Голливуда операторапостановщика с камерой, охватывающей пространство в 260 градусов, но пандемия спутала все карты, и нашли специалиста в Европе. Подлинность дорога, но она стоит того!

Анна (слева) с мамой и сестрой Сашей

Ваша героиня, судя по трейлеру, олицетворяет романическую и вместе с тем центральную линию сюжета – мысли о любимой не дают летчику сломаться. Сложно ли было воплотить образ?

Роль очень глубокая и сильная; по сюжету актриса московского театра оперетты Ольга Александровна Гончарова оказывается единственной из театра, е уехал в эвакуацию. Она знакомится с летчиком Николаем Комлевым, между вспыхивают сильные чувства, но он отправляется на передовую, а Ольге остается только ждать. Самым сложным для меня в этой роли оказалось… сняться обнаженной – это был мой первый подобный опыт! Но эпизод с любовной сценой был просто жизненно необходим в этой истории – именно такое воспоминание o пережитых моментах полноты любви и жизни помогало выжить людям, на которых обрушились нечеловеческие испытания. Надежда на возвращение к любимым хранила и оберегала их. К счастью, Петр Федоров оказался чутким и деликатным партнером, поэтому откровенные сцены отсняли быстро и точно.

Съемки происходили в Демянском районе Нижегородской области. Пришлось поездить?

У меня было не очень много съемочных дней там, в валдайских лесах. В основном досталось Федорову. Но до рождения дочки я поездила достаточно! Ни от чего не отказывалась, бралась за любую работу, в любых городах, отсутствовала дома по пять месяцев, если фильм снимали где-то на другом конце света. Был период, когда встречалась с мужем исключительно на вокзале: он забирал у меня один чемодан, выдавал другой, мы пили кофе в привокзальном кафе – и я снова уезжала. Но с появлением ребенка поняла: семья не менее важна, чем карьера и творчество. Мне хочется видеть, как растет дочь, хочется самой отвезти ее в балетную школу, дождаться и забрать, а по пути домой обсудить, как прошло занятие.

Она же совсем малышка! Не рано?

В балетные школы набирают детей с двух лет. В полтора я показала ей спектакль, и она загорелась: могла пересматривать «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» по несколько раз в неделю. Сейчас Насте почти четыре, она с удовольствием ходит на занятия, которые пока проходят в творческом и «детском» режиме, никакой муштры и тяжелых нагрузок. Я бы не хотела, чтобы она стала балериной – это слишком четко очерченная судьба. Но пока ей нравится, мы будем заниматься. Вообще, я против жестких мер: считаю, что нужно реализовываться там, где интересно и к чему лежит душа. Можно все пробовать и в конечном результате найти свое.

Ставка на достоверность

Раритетным самолетом Ил-2, сохранившимся со времен Великой Отечественной войны, может управлять единственный в мире пилот, заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук, который прибыл на съемки из Сибири. Подняв машину в воздух, он маневрировал, имитируя рисунок боя.

«За последние десятилетия мы – первые, кто снял воздушные бои с участием единственного в мире летающего Ил-2, – рассказал один из продюсеров фильма «Летчик» Дмитрий Пристансков. – Кроме того, для съемок были построены макеты Ил-2 и «Мессершмиттов» в натуральную величину. А в сценах, где наш летчик стреляет из пулемета, ведется реальная стрельба, правда, холостыми».

Позволить бросить то, что требует усилий в определенный момент?

Не совсем так. Бывает, что трудно и не хватает времени, но ты уже по своей воле вложил много сил в процесс, а значит, такое дело нужно обязательно довести до конца, чтобы был результат. В выпускном классе музыкальной школы я поняла, что едва справляюсь – нет ни времени, ни сил заниматься по два часа ежедневно, наигрывая гаммы и арпеджио (а иначе нельзя, когда твоя мама – преподаватель этого самого фортепиано!). Одноклассники гуляют, отдыхают после уроков, а у тебя еще танцевальная и театральная студии, постановки в театре, занятия с репетитором для поступления, выпускные экзамены в языковой гимназии по профильным предметам…

Знакомая ситуация.

И очень многим (улыбается). Мы с мамой тогда сели и поговорили. Родители поняли меня, но убедили закончить начатое. Сейчас я понимаю, что они были правы. Но я к тому времени действительно была перегружена – некуда было даже вокал вставить, о чем жалею до сих пор: мне очень не хватает этого навыка. Зато я научилась говорить «нет» и не брать на себя больше, чем достаточно лично мне для того, чтобы ощущать полноту жизни. Раньше на предложение «Главная роль, 16 серий, ведущие ТВ-каналы, 8 месяцев съемок в другом городе» я отвечала вопросом: «Когда выезжать?», теперь же спокойно размышляю и нередко отказываюсь, выбирая семью.

Вы упомянули мужа, который подвозил чемоданы к поезду. Он тоже актер, судя по такой взаимовыручке?

Нет, слава богу (смеется). Он любит кино и имеет к нему непосредственное отношение, но как соавтор и продюсер. Познакомились мы, кстати, случайно, в кафе: классика. Он и не знал, что я актриса, но как раз в этот период шел первый сезон «Теста на беременность», где я играю врача Ингу Елизарову. Пришел домой, включил телевизор, а там – снова я. У нас общие интересы, совместные проекты. «Летчик» – и его детище тоже.

А театр в вашей системе координат сейчас присутствует?

Только в самых светлых воспоминаниях о челябинской юности. Эта область искусства забирает человека всего без остатка, а совмещать театр и кино еще сложнее, как ни расставляй приоритеты. О тихих семейных радостях тогда пришлось бы забыть. Мой путь – это умное, глубокое и вместе с тем доступное для понимания каждого кино с хорошим сценарием, мастерской режиссурой, поэтому я сосредоточилась на качественных кинопроектах. В период вынужденного простоя в пандемию не бросилась, как многие мои коллеги, создавать собственные интернет-сериалы – к такому творчеству отношусь как к самодеятельности.

С мужем, продюсером Дмитрием Пристансковым

С мужем познакомились в кафе. Он не знал, что я актриса. Пришел домой, включил телевизор, а там – снова я. Любовь с первого взгляда породила творческий тандем

А чем себя заняли на самоизоляции?

Тем, до чего раньше не доходили руки: обустройством дома и прилегающего к нему участка в одну сотку – ее хватает, чтобы успеть за сезон реализовать свои инстинкты садовода и не устать. Из рассады вырастила цветы на радость себе и близким. Ведь семья – это и есть то главное, ради чего живешь.

О чем фильм «Летчик»

Декабрь 1941 года. Летчик Николай Комлев (Петр Федоров) успешно выполняет приказ и уничтожает немецкую танковую колонну, движущуюся к Москве. Но скрыться не удается: Комлева сбивают вражеские истребители, и ему чудом удается посадить самолет на глухую лесную поляну. Кажется, самое страшное позади – он выжил в воздушном бою, однако испытания только начинаются: раненому Комлеву предстоит проделать немыслимый путь к спасению, превозмогая мороз и голод, спасаясь от волков и спецотряда нацистов, задача которых – найти его во что бы то ни стало. Летчика ведут вперед воля к жизни, мужество и, конечно, любовь – дома его ждет возлюбленная Ольга (Анна Пескова). У него лишь один шанс выжить, чтобы снова подняться в небо и победить.

В фильме «снимался» настоящий ИЛ-2, сохранившийся со времен Великой Отечественной войны // пресс-служба «Централ Партнершип»

Николай Комлев – собирательный образ советского воина. Нам хорошо известна история Алексея Маресьева, героя «Повести о настоящем человеке» военного корреспондента Бориса Полевого. Но мало кто знает, что он был одним из девяти героев, вернувшихся в авиацию после ампутации ног. Имена Леонида Белоусова, Александра Грисенко, Георгия Кузьмина, Михаила Левицкого, Ивана Любимова, Ильи Маликова, Захара Сорокина и Ивана Киселева зрители увидят в финальных титрах фильма.

С Петром Федоровым (исполнителем главной роли) на съемках фильма «Летчик» // пресс-служба «Централ Партнершип»
теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter