Чем нам грозит повышение НДС с 18 до 20%
FAQ

Чем нам грозит повышение НДС с 18 до 20%

Надпись «в.т.ч. НДС» на чеках видел каждый. Она показывает, сколько налогов в федеральный бюджет вы платите с покупки товара. Так вот, с 1 января 2019 года основная ставка этого налога в России составляет 20%.
210312-nds-1.jpg
Купив флэшку в ДНСе, я заплатил 91,67 рублей НДС


1. Что такое НДС?

Разберемся в основах. НДС - налог на добавленную стоимость. Им облагается разница между ценой покупки (производства) товара и его продажи. Говоря проще - наценка посредников. Напрямую в бюджет налог платят юридические лица. Но бизнес закладывает НДС в стоимость товаров и услуг, поэтому в итоге он ложится на плечи конечных покупателей. Именно поэтому его повышение может повлиять на цены.

На пути товара от производителя до покупателя может быть несколько участников - поставщики, дилеры, продавцы. Каждый из них платит НДС, но после перепродажи имеет возможность вернуть уплаченный налог за счет следующего участника цепочки. Так как мы с вами, покупая в магазине USB-флэшку, никому ее не продаем с наценкой, то и налог списать не можем. Таким образом, НДС с одного товара поступает в казну только один раз.


2. На что уходит НДС?

Налог на добавленную стоимость поступает в федеральный (не региональный) бюджет. Он является вторым источником финансирования бюджета страны, после доходов от нефтегазового сектора. По задумке эти деньги должны идти на различные социальные цели. Например:

  • Пособия, субсидии, льготы
  • Медицина, образование, наука, армия
  • Майские указы президента

Последний пункт многие называют одной из причин повышения НДС.


3. Почему повысили НДС?

Как уже писали выше - основной источник дохода России - это нефтегазовые доходы. Они составляют порядка 40% федерального бюджета. За последние 5 лет стоимость барреля нефти упала на 30%. Из-за этого денег стране становится недостаточно.

210312-nds-2.png

Структура доходов федерального бюджета. Данные imonitoring.

При этом в 2018 году Путин подписал «Майский указ». В нем была обозначена стратегия развития России на ближайшие годы. Для исполнения этих национальных программ нужно 8 трлн рублей за 6 лет. Чтобы эти деньги достать, нужно либо уменьшать расходы и сворачивать действующие социальные программы, либо увеличивать доходы. Логично, что людям хочется жить хорошо и сейчас, и в будущем, соответственно, отменить социальные программы было бы некорректно. Поэтому решили пойти по второму пути.

Чтобы было проще понять логику наших властей, вот вам пример из жизни:

В семье Ивановых 2 основных источника дохода - зарплата мамы и зарплата папы. Их сын Петя ходит в дорогую футбольную секцию, которую оплачивают родители. В один день, папу сократили на работе, и его ЗП стала на 30% меньше. Встал вопрос - или переводить Петю в футбольную школу подешевле, или искать дополнительный источник дохода. Папа решил взять подработку, и стал писать статьи для бизнес-журнала. Петя через 10 лет стал известным футболистом и сказал папе спасибо.

Планируется, что увеличение НДС на 2% принесет в бюджет дополнительные 600 млрд рублей в год. Но даже этой суммы при текущем состоянии экономики будет недостаточно.


4. Какие могли быть альтернативы?

Был вариант повысить ставку НДФЛ или ввести прогрессивную шкалу НДФЛ. Но президент заявил, что повышение налога физических лиц и введение новых налогов нецелесообразно.

С 2019 года повышен только основной НДС. Кроме него есть льготная ставка 10% на социально значимые товары. Она останется прежней. Это такие товары, как продукты, книги, детские товары, некоторые лекарства. Таким образом, семьи, которые покупают в основном товары из социальной группы, могут совсем не заметить изменений. А вот повышение НДФЛ ударило бы сразу по всем. 

Еще один довод в пользу НДС - его легче собирать и контролировать. У налоговой для этого работает специальная система АСК НДС, которая автоматически контролирует цепочки движения денежных средств.

210312-nds-3.gif


5. Как повышение НДС повлияет на цены?

Многие предприниматели, работающие с НДС, будут вынуждены поднять цены на свои товары и услуги. Их можно понять - подорожает стоимость материалов, аренды, интернета и прочих операционных расходов. Тем не менее, в ноябре 2018 года независимое исследовательское агентство MAGRAM Market Research выяснило, что меньше половины малых предпринимателей (46%) собираются повышать цены.