Ищем машину мечты на б/у рынке

Ищем машину мечты на б/у рынке

Автор: Игорь Иванов
Совсем недавно я купил бюджетную иномарку с пробегом. Не стал обращаться к автоподборщикам, мне это было не по карману. Пришлось впервые в жизни окунуться в мир купли-продажи подержанных авто. Да, как оказалось это целый мир, со своими участниками и правилами игры. Ниже поделюсь моим опытом и расскажу про уроки, которые я вынес из этого процесса. Заводи, погнали!
Начну с того, что есть 3 основных типа продавцов:
1. Автосалоны
Это компании, которые занимаются реализацией автомобилей. В салоны люди отдают свои машины по следующим причинам:
1
Не хотят заморачиваться с продажей: встречаться с покупателями, подготавливать машину к осмотру.
2
Сдают свое авто в Trade-In, когда покупают себе новое. Такая услуга есть у многих официальных дилеров.
Перед тем как взять транспортное средство на продажу, автосалоны проводят экспертизу. Так они определяют реальную рыночную стоимость. Если салон добросовестный, он покажет вам акт осмотра автомобиля — это документ, в котором отмечаются все недочеты. Но есть и такие организации, которые умышленно скрывают недостатки машины, чтобы продать её дороже.
Совет: Обращайтесь в крупные салоны, у которых есть отзывы в интернете и которые дорожат репутацией. Так у вас будет немного меньше шансов быть обманутым.
Так выглядит акт осмотра. Эту «мазду» покупать совсем не хочется.
Вы не найдете в салоне супервыгодный вариант. Они точно определяют стоимость авто и закладывают в цену свою работу. По моим наблюдениям, машины из салона стоят немного выше рынка.
2. Перекупщики
Это люди, которые зарабатывают на перепродаже автомобилей. Для себя я тоже выделил два основных типажа:
1
Умельцы. Восстанавливают битые машины и продают их со слоями шпаклевки под краской. Таких лучше обходить стороной.
2
Трейдеры. Постоянно мониторят рынок в поисках хороших вариантов по низкой цене. Покупают их, а через некоторое время продают дороже. С ними можно иметь дело, но аккуратно.
Перекупщики часто не регистрируют на себя машины, чтобы в ПТС не появлялось лишних записей. Могут представляться другом или родственником хозяина машины. Это первый повод насторожиться. Хорошо подумайте, прежде чем покупать машину не у прямого владельца. Возможные проблемы с постановкой на учет — самое безобидное, что может произойти.
Совет: Чтобы вычислить «перекупа», во время осмотра спросите, когда последний раз меняли колодки, когда проводили последнее ТО. Также можно по телефону поинтересоваться, не продана ли ещё машина, не называя марку. Перекупщик замешкается.
3. Владельцы

Здесь все понятно: люди продают своё имущество другим людям без посредников.


Когда вы будете осматривать товар перед покупкой и задавать вопросы, они будут отвечать на них и рассказывать разные факты о машине.
Совет: Слушайте любую информацию о машине через призму недоверия. Верьте только тому, что можете проверить сами. Каким бы убедительным и милым ни был человек. Можете даже после каждой фразы продавца произносить в голове «ну-ну» — это помогает.
Как искать

Определитесь с бюджетом и выберите для себя 1—3 модели, которые вам интересны. Самые популярные площадки для поиска подержанных машин — Авито, Aвтору, Дромру. На них можно задать фильтры по параметрам. Есть ещё одна фишка, которой пользуются не все: созданный фильтр можно сохранить и настроить уведомления на почту. Так вы сможете быстро узнавать о новых объявлениях.
Совет: Если вы ищете бюджетный автомобиль, смотрите средние и высокие комплектации. Эконом варианты в базовых комплектациях часто используют в такси, а затем скручивают пробег.
Перед осмотром

Вы нашли несколько подходящих вариантов. Отлично. Вот такой порядок действий я совершал, прежде чем ехать смотреть машину:
  • Откройте VIN-номер машины. Если в объявлении он не указан, напишите продавцу с просьбой отправить вам номер в сообщении. На сайте ГИБДД можно бесплатно проверить машину по VIN-номеру. Вы узнаете о зарегистрированных ДТП и наложенных ограничениях. Многие варианты отпадают уже на этом этапе.
  • Внимательно осмотрите фотографии в объявлении. На них можно увидеть сколы, вмятины и следы вмешательства.
  • Если все в порядке, позвоните владельцу и договоритесь на осмотр. Можно по телефону спросить об очевидных недостатках. Есть честные продавцы, которые сразу рассказывают об окрашенных деталях и замененном бампере. Но таких мало.
Подготовка к проверке

Есть такие люди — автоподборщики. Они за деньги могут подобрать машину и профессионально осмотреть её перед покупкой. Некоторые из них в целях привлечения клиентов ведут свой канал на YouTube. Там они показывают, как проверяют автомобили. Если вы, как и я, решите обойтись без помощи подборщика, рекомендую посмотреть несколько видео про осмотры выбранной модели. Из этих роликов я узнал, на какие вещи стоит обратить особое внимание.
Что взять с собой
1
Фонарик
Нужен, чтобы осмотреть подкапотное пространство, увидеть износ тормозных колодок и подсветить другие темные участки. Подойдет фонарик в телефоне.
2
Тряпка
Не всегда машина на продаже идеально чистая. Если вы будете проверять толщину лакокрасочного покрытия, точку замера нужно очистить от пыли и грязи.
3
Толщиномер
Это прибор, который может определять толщину краски на металлических деталях. Если элемент кузова реставрировался, слой краски неизбежно будет отличаться от заводского. Пользоваться толщиномером просто: в интернете есть много обучающих видео. Не обязательно иметь свой прибор — на авито можно взять в аренду на сутки за 300500 рублей.
4
Знакомый механик
Совсем идеально, если у вас есть «свой» человек, который разбирается в машинах. Он может увидеть то, на что вы не обратите внимание.
Осмотр автомобиля

Смотреть машины лучше в светлое время суток и в хорошую погоду. Так меньше вероятности упустить что-то из виду. Пока я выбирал свою машину, пришлось посмотреть 16 разных вариантов. За это время в голове сложился перечень шагов, которым я следовал:
1
Проверьте документы
Часто этот шаг оставляют на самый конец. Я считаю, что не смысла смотреть машину, если с документами не все в порядке.
  1. Попросите показать ПТС;
  2. Сверьте VIN номер кузова с ПТС;
  3. Убедитесь что общаетесь с собственником (попросите показать паспорт/права) или у вас будет возможность заключить сделку с собственником
2
Внешний визуальный осмотр
Проверяем целостность наружных элементов кузова, смотрим зазоры между ними. Ищем сколы краски, вмятины, царапины. Проверяем маркировку на стеклах — год производства стекла должен соответствовать году выпуска машины, иначе его меняли.
3
Проверьте ЛКП толщиномером
Заранее посмотрите в интернете стандартную толщину краски на конкретной модели. Отклонения слоя в большую сторону говорит о перекрашивании. Кроме наружных элементов замеряем ЛКП на стойках, порогах и других силовых конструкциях машины.
4
Загляните под капот
Обратите внимание на подтёки жидкостей это плохой знак. Крепления элементов к кузову должны быть заводскими. Хомуты и изолента — явный признак восстановления после аварии. Попросите завести машину и послушайте двигатель в работе.
5
Салон
Проверьте целостность пластика, особенно около подушек безопасности. При «выстреливали» подушки ломают пластиковые элементы. По салону можно косвенно определить пробег машины. При больших пробегах стираются места постоянного контакта водителя с машиной: оплетка руля, рычаг коробки передач, педали.
6
Попросите проехаться
За рулем вы поймёте, как машина едет, и сможете услышать лишние звуки при работе подвески.
7
Съездите на СТО и проверьте подвеску
Если машина вас устраивает, попросите владельца доехать с вами до ближайшего автосервиса. Диагностика подвески стоит в среднем 500 рублей.
Если автомобиль соответствует всем критериям, решение остается за вами. Главное помните: «Не вы выбираете машину, а машина выбирает вас». Удачи на дорогах!