Когда речь заходит о великих мыслителях в сфере денежно-кредитной политики, имя Исаака Ньютона обычно не всплывает. Между тем основатель классической физики занимал должность хранителя, а затем магистра королевского Монетного двора с 1696 года до своей смерти в 1727 году. Это был очень необычный регулятор, по нынешним меркам даже эксцентричный. Но главное, что за три десятилетия Ньютон, сам того не желая, подвел Англию к одному из самых важных переломов в истории мировых финансов.

27 апреля 2022
Екатерина Новикова

Испанский грипп почти не упоминается в работах по экономической истории. Научные статьи на эту тему можно пересчитать по пальцам. В этом смысле смертоносная «испанка» стала своего рода забытой катастрофой ХХ века.Многие биографы Ньютона считают, что его назначение на пост хранителя Монетного двора было своего рода наградой за научные достижения. Почетная и нехлопотная должность, синекура. И действительно, предшественники Ньютона были людьми почтенными, но не слишком деятельными. Они редко участвовали в принятии важных решений, нечасто появлялись на службе, а повседневные задачи делегировали своим помощникам. С Ньютоном вышло иначе, и не только благодаря энергичному характеру ученого и его неподдельному интересу к денежной сфере. В конце XVII века английская денежная система находилась в глубоком кризисе и нуждалась в помощи лучших умов.Испанский грипп почти не упоминается в работах по экономической истории. Научные статьи на эту тему можно пересчитать по пальцам. В этом смысле смертоносная «испанка» стала своего рода забытой катастрофой ХХ века.

«Клиперы» и бегство серебра

Самая тяжелая проблема была связана с серебром. В обороте находились серебряные монеты двух типов. Первый – старые, ручной работы. Второй – монеты, изготовленные после 1662 года с помощью машин. Старые деньги были очень низкого качества: примитивная технология чеканки не позволяла выпускать одинаковые по весу монеты. Вдобавок многие из них в процессе обращения сильно истерлись и потеряли в весе. В результате износа реальная стоимость металла, из которого была изготовлена монета, становилась ниже ее номинала.

Края у монет ручной чеканки были гладкими. Этим пользовались преступники особой специализации – «клиперы». Они обрезали края монет, а затем шлифовали их, чтобы дефект не был заметен. Мошенники накапливали обрезки, переплавляли их и пускали слитки в оборот. За такие махинации преступникам грозила смертная казнь: мужчинам – повешение, женщинам – сожжение на костре. Но «клиперов» это не останавливало. Очень часто их спасала независимость судебной системы от исполнительной власти. Даже если стражам правопорядка удавалось вычислить преступника, судья требовал доказательств его вины. А добыть их законными способами было очень непросто.

В молодости Ньютон всерьез интересовался алхимией. Но ни одно из своих алхимических исследований так и не опубликовал

Деятельность «клиперов» и фальшивомонетчиков приобрела невиданный размах. По оценкам Ньютона, каждая десятая монета была фальшивой. Лишь одна из 2 тыс. монет соответствовала стандарту по содержанию серебра. При этом сборщики податей продолжали принимать урезанные монеты в уплату налогов. Ревизор казначейства Уильям Лаундес в докладе парламенту жаловался, что поступающее в бюджет серебро весит вдвое меньше положенного по номиналу.

С деньгами машинной чеканки «клиперы» не связывались. Эти монеты, в отличие от старых, имели аккуратные ребристые края. «Обкусывать» их не имело смысла: дефекты были бы слишком заметны. Но с новыми монетами у английских властей возникла другая проблема. В стране действовал биметаллический стандарт: денежная система, основанная на двух металлах – золоте и серебре. Золотые монеты были слишком дороги, поэтому основным мерилом стоимости и средством повседневных расчетов оставалось серебро. Государство определяло официальное соотношение стоимостей золотых и серебряных монет. Такая система работает нормально при условии, что этот официальный «курс» близок к соотношению цен на рынке драгметаллов. Когда на последнем происходят значительные колебания, баланс нарушается, и вся денежная система теряет устойчивость.

В 90-е годы XVII века рыночные цены на серебро в Европе начали быстро расти. Вскоре этот металл стал более ценным в виде слитков на континенте, чем в виде монет в Англии. В какой-то момент разница стала настолько большой, что возникла возможность на ней заработать. Ушлые дельцы принялись переплавлять серебряные монеты, пересылать слитки в Париж или Амстердам и продавать их за золото. Затем они возвращались в Англию и с прибылью сдавали золото королевскому Монетному двору в обмен на серебро. В результате значительное количество серебряных монет, в том числе нового образца, оказалось выведенным из оборота. Возник дефицит. Он создавал проблемы в повседневных расчетах, и не только для обычных граждан и бизнеса. В те времена Англия воевала с Францией. Финансировать войну стало трудно из-за оттока серебра и падения налоговых доходов.

Мошенники дают отпор

Централизованной полицейской системы в стране тогда еще не существовало. Функции по борьбе с преступностью были распределены между различными ведомствами по их профилю. Борьба с фальшивомонетчиками и «клиперами» входила в число обязанностей Монетного двора. Исаак Ньютон отнесся к ней серьезно и теоретическими изысканиями не ограничился. Он тратил свои личные деньги на разоблачение преступников, нанимая специальных людей, которые становились его агентами в среде фальшивомонетчиков. Более того, выполнял функции следователя: лично проводил перекрестные допросы подозреваемых, свидетелей и информаторов. В архивах сохранились записи о десятках таких допросов. Некоторые историки утверждают даже, что ученый порой сам являлся переодетым в пабы сомнительной репутации, чтобы собрать нужные ему сведения.

Фальшивомонетчики попытались дать отпор. На хранителя Монетного двора стали поступать жалобы. Энергичнее всех взялся за дело криминальный авторитет по имени Уильям Чалонер. Это был один из самых хитрых и дерзких мошенников своего времени. Он сколотил приличное состояние на подделке золотых гиней, хорошо разбирался

в законах, жил в собственном доме в центре Лондона и умел произвести впечатление вполне респектабельного человека. Столкнувшись с угрозой разоблачения, Чалонер вместо того, чтобы спасаться бегством, предпринял контратаку. Он выступил перед парламентской комиссией, которая занималась расследованием якобы имевших место на Монетном дворе злоупотреблений, и обвинил Ньютона в некомпетентности. Наглец объявил, что знает более эффективный метод изготовления монет и с удовольствием сам возьмется за его внедрение. Это была ошибка.

Исаак Ньютон не был удачливым инвестором. В 1720 году он потерял 20 тыс фунтов, которые вложил в финансовую пирамиду – «Компанию Южных морей»

Исаак Ньютон оказался опасным противником. Он убедил комиссию в том, что идеи Чалонера невозможно воплотить. Злоба на врага придала хранителю Монетного двора сил. Через полгода он собрал досье, достаточное для того, чтобы отправить Чалонера на скамью подсудимых. Но прохиндею удалось вывернуться. Он подкупил ключевого свидетеля, и тот покинул Лондон. Дело развалилось, и Чалонер вышел на свободу. Но на этом противостояние не закончилось. Чалонер стал обвинять Ньютона в том, что тот намеренно пытался упрятать за решетку невиновного. Ньютон упорно продолжал добиваться своего: собирал информацию и не жалел денег на подкуп осведомителей. Два года спустя Уильяма Чалонера снова взяли под стражу. На этот раз мошенник попытался разыграть безумие, а затем написал Ньютону письмо с мольбами о пощаде. Все тщетно. В марте 1699 года Чалонера признали виновным в государственной измене и повесили.

Уильям Чалонер был не единственным преступником, которого хранителю Монетного двора удалось обезвредить. Благодаря расследованиям Исаака Ньютона и его подручных в Англии за три года были осуждены 28 фальшивомонетчиков. Конечно, искоренить изготовление подделок не удалось, но масштабы бедствия все же сократились.

Унификация золотых гиней

Еще одной заслугой Исаака Ньютона стало усовершенствование технологии чеканки золотых гиней. Проблема заключалась в том, что они не были одинаковыми по весу. Ньютон обнаружил, что одни монеты порой весили на полграмма больше, чем другие. Этим пользовались золотых дел мастера. Они сортировали полученные гинеи. Легкие монеты оставались в обращении. Тяжелые хитрый мастер накапливал, затем переплавлял и сдавал золото на Монетный двор с прибылью для себя. В своих работах Ньютон утверждал, что каждая четвертая монета подверглась такой переплавке.

Заняв пост хранителя Монетного двора, Исаак Ньютон стал досконально изучать технологию изготовления золотых монет. Он пришел к выводу, что причиной проблемы стала толщина монеты: ее сложно было сделать одинаковой. Каким образом этот недостаток удалось преодолеть, историкам установить не удалось. Но канадские исследователи из Технологического института Британской Колумбии подсчитали экономию, которую эти усовершенствования принесли английской казне. По самым консервативным оценкам она превысила 41 тыс. тогдашних фунтов, или 3 млн фунтов на нынешние деньги. Учитывая, что технология изготовления гиней не менялась долгие годы после смерти ученого, общая экономия могла достигнуть 10 млн современных фунтов стерлингов.

Провал великой перечеканки

Победить «клиперов» и любителей заработать на вывозе серебра из страны оказалось гораздо сложнее. Силовые методы против них не работали. Еще до того, как Ньютон стал хранителем Монетного двора, стало понятно, что денежная система нуждается в кардинальных переменах.

В январе 1696 года началась денежная реформа, которую британские экономисты впоследствии назвали «Великой перечеканкой». Ее суть заключалась в том, чтобы полностью вывести из оборота деньги старого образца. Переходный период установили короткий: уже с 4 мая серебряные монеты, изготовленные до 1662 года, запрещалось принимать в качестве платы за товары и услуги. А еще через полтора месяца вступал в силу запрет на уплату старыми монетами налогов. Населению оставалось одно: сдать деньги в казначейство. Причем монеты ручной чеканки там принимали не по номиналу, а по весу.

600 фунтов в год – максимальное жалованье магистра Монетного двора в конце XVII века

Исаак Ньютон не был в числе инициаторов Великой перечеканки, хотя активно участвовал в обсуждении реформы. Хранителем Монетного двора ученого назначили лишь в апреле 1696 года. Перечеканку к тому моменту уже запустили, хотя подготовились к ней из рук вон плохо. С первого дня на новом посту Ньютону пришлось заниматься спасением финансовой системы от краха. Дело в том, что Монетный двор, находившийся в лондонском Тауэре, не смог вовремя обеспечить достаточное количество новых денег. Казначейству предстояло принять к обмену старые монеты общей стоимостью 4,7 млн фунтов стерлингов. При этом к началу реформы оно располагало только 700 тыс. фунтов «новыми».

Чтобы предотвратить катастрофу, были дополнительно созданы монетные дворы в Бристоле, Йорке, Эксетере, Честере и Норидже. Но было уже поздно. В начале мая страну поразил кризис ликвидности. Возродилась бартерная торговля – невиданное дело со времен Средневековья. Банк Англии, основанный лишь пятью годами ранее, оказался на грани краха. Его стали осаждать держатели кредитных билетов. Через полтора месяца банк объявил дефолт по обязательствам перед континентальными кредиторами. Это, в свою очередь, подорвало доверие к Банку Англии и на внутреннем рынке. Чтобы его восстановить, пришлось прибегнуть к финансовой помощи военного союзника – Голландии.

На гурте некоторых монет нового образца была надпись Decus et tutamen, которая служила защитой от подделки

В довершение всех бед Великая перечеканка не решила проблему завышенной цены золота. Ньютон пытался ее преодолеть: официальный курс гинеи снижали трижды. Но даже после этого в Англии золото стоило на 4–5 процентов больше, чем на континенте. Утечка серебра из страны продолжалась. Через 20 лет серебряных монет в обращении осталось совсем мало. Монетный двор сократил их чеканку до минимума. Например, в 1717 году он выпустил золотых монет на 15,2 тыс. фунтов стерлингов, а серебряных – только на 948 фунтов. Основная масса денежной ликвидности к тому времени приходилась на золотые гинеи и банкноты различного достоинства. Так Исаак Ньютон не сумел спасти биметаллический стандарт, в результате чего Англия первой в мире перешла на золотой стандарт. Новая денежная система затем распространилась по всему миру и просуществовала до середины ХХ века.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter