Тема ESG в современном мире с каждым годом приобретает все большую популярность. Несколько лет назад страны лишь обсуждали, как снизить выбросы углеводорода в атмосферу, а сегодня уже обновляют производство в соответствии с этой стратегией. Параллельно корпорации стали заботиться o социальном воздействии, которое оказывают на целевую аудиторию, и об организации надлежащего корпоративного управления.

23 июня 2022
Анна Бельчик

Природа ESG

Под аббревиатурой ESG подразумевают ответственный подход к ведению бизнеса с учетом трех факторов: Environment, social and corporate governance (окружающая среда, социальная сфера и корпоративное управление – англ.) – набор составляющих деятельности инвестиционно привлекательной компании. Соблюдение этих принципов улучшает деловую репутацию, технологичность и инновационность бизнеса с точки зрения заботы об окружающей среде (E), положительного эффекта, оказываемого на социум (S), а также качественного корпоративного управления (G). В целом устойчивое развитие – это словосочетание нередко используют в качестве цели учета ESG-факторов – предполагает такую деятельность компании, которая отвечает потребностям общества, но при этом позволяет не наносить ущерб планете. Основная задача его приверженцев – сохранить ресурсы для следующих поколений.

Саму аббревиатуру ESG впервые использовали осенью 2005 года. Ее упомянули в своем докладе представители ООН. И если в самом начале, 16 лет назад, речь шла только о необходимости разработки концепции по внедрению принципов ESG, то сейчас обсуждается вопрос об обязательном ведении бизнеса в таком ключе любой компанией. В ближайшем будущем все крупные инвесторы начнут отдавать предпочтение эмитентам-владельцам именно «устойчивого» бизнеса.

«Зачастую понятия ESG и «устойчивое развитие» используются как синонимы. Особенно если речь идет про общие принципы управления вопросами устойчивого развития или подготовки нефинансовой отчетности компании, – объясняет партнер, директор департамента корпоративного управления и устойчивого развития ФБК Grant Thornton Владимир Скобарев. – При этом в последние годы эти понятия все более дифференцируются. Особенно это заметно на примере процессов развития стандартов нефинансовой отчетности. В ESG-отчетности представлены результаты деятельности, риски и возможности организации с точки зрения изменения корпоративной ценности. В ней стремятся использовать финансовые показатели воздействия ESG-факторов – скажем, рост цен на углерод приведет к росту расходов компании на 500 млн рублей за какой-то период. В этом смысле я бы сказал, что ESG – это устойчивое развитие глазами инвесторов. А когда мы говорим об устойчивом развитии в более широком смысле, то это про отчетность об общем воздействии компании на экологию, окружающую среду и социум. Здесь речь про воздействие компании – например, на людей, живущих рядом с заводом. Его оценить в финансовых показателях гораздо сложнее».

58% жителей России стараются помогать в решении экологических проблем планеты

На российской земле

5 лет назад, в 2016 году. Тогда Россия подписала Парижское соглашение по климату. Оно родилось во время проведения международной конференции по борьбе с парниковыми газами, поэтому основными его задачами стали борьба с глобальным потеплением и регулирование выбросов углекислого газа в атмосферу. Позже, в 2019 году, Россия ратифицировала соглашение, присоединившись к еще почти двум сотням стран-участниц. Чтобы выполнить условия соглашения, все они должны уменьшить к 2030 году общее количество выбросов парниковых газов до объема, близкого к уровню 1990-го.

В мае 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Одним из инструментов достижения этих целей стал нацпроект «Экология». Ему соответствуют три основные задачи: ликвидация нелегальных свалок, увеличение с 20% до 90% доли водоканалов, использующих перспективные технологии водоподготовки, и ежегодное восстановление 1,5 млн га леса на месте вырубленного.

Годом позже Банк России разработал концепцию развития «зеленых» финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. В последующие годы регулятор только развивал деятельность в этом направлении.

В 2020 году в сфере ESG произошло три важных события. Сначала Минэкономразвития подготовило проект стратегии долгосрочного развития, включающий три сценария декарбонизации отечественной экономики. Следом вступило в силу положение Банка России «О стандартах эмиссии ценных бумаг», в котором впервые отдельно указали правила для эмитентов «зеленых» и так называемых социальных облигаций. И, наконец, летом прошлого года Россия представила ООН собственный национальный обзор достижения семнадцати целей устойчивого развития.

Конец 2020 года также запомнился назначением бывшего главы «Роснано» Анатолия Чубайса специальным представителем президента по связям с международными организациями, ответственным за устойчивое развитие страны. Таким образом, у ESG в России появился официальный куратор.

«Я считаю, что в 2020-2021 годах наблюдается значительный рост внимания нашего государства к проблематике устойчивого развития. Свидетельством этого является принятие ряда нормативных актов, в том числе указа президента России «О специальном представителе президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития». Надо также отметить, что многие российские компании уже давно работают в этом направлении. Если говорить, например, об охране окружающей среды, то в основном речь, конечно, идет про крупные компании в сфере производства – свои экопроекты есть у «Лукойла», «Полюса», «Норникеля». Можно сказать, что эти и многие другие компании уже ведут себя «в повестке ESG», – говорит партнер, директор департамента корпоративного управления и устойчивого развития ФБК Grant Thornton Владимир Скобарев.

Летом 2020 года Владимир Путин назвал проблемы экологии «одними из самых чувствительных». «Проблемы окружающей среды, экологии всегда были и остаются в ряду наиболее чувствительных, важных для общества тем, – заявил президент. – Неслучайно в числе инициатив граждан попоправкам в Конституцию было так много предложений усилить требования к сохранению природы, окружающей среды. Многие живут по принципу «после нас – хоть потоп». Это прискорбно. Такая логика – тупиковая и крайне опасная. Сама природа дает нам сигнал: устойчивое развитие возможно только при соблюдении гармоничного, рационального баланса интересов – экономического роста, благосостояния общества и, с другой стороны, экологической безопасности».

Неудивительно, что после такого посыла 2021 год можно по праву назвать ESG-годом в России. За девять месяцев уже было озвучено три важных инициативы.

В июле принят федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». За счет его реализации планируется создать полноценный механизм углеродного регулирования и развить инфраструктуру для привлечения финансирования климатических проектов. Сейчас законопроект уже принят, так же, как и закон о проведении эксперимента по декарбонизации на Сахалине.

В конце весны правительством был внесен проект постановления, который определит цели и основные направления реализации «зеленых» и переходных проектов в отечественной экономике. Соответствующее постановление было утверждено правительством РФ в конце сентября.

Но самой важной инициативой стало создание государственного плана действий для адаптации российской экономики к глобальному энергетическому переходу. По словам премьерминистра Михаила Мишустина, его успеют разработать и утвердить до конца 2021 года.

К слову, в середине 2021 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия берет курс «на внедрение самых строгих экологических стандартов». В частности, глава государства предложил уделить больше внимания использованию так называемых чистых технологий, снижающих негативное воздействие на природу.

По словам исполнительного директора аналитического центра «Форум» Екатерины Голуб, за последний год российский рынок «в принципе подвинулся» к осознанию важности ESG-повестки и неотвратимости соответствующих изменений – в политике, регулировании, бизнес-моделях и принципах инвестирования.

«Но мы идем очень быстрыми темпами, – поясняет Екатерина Голуб. – Огромную работу проделали правительство и ВЭБ.РФ по созданию основ регуляторной среды для перехода к устойчивому развитию. Огромную работу ведет Центральный банк как регулятор финансового рынка, поскольку финансирование устойчивого развития подразумевает новые подходы по всему фронту его политики – от надзора за банками и другими финансовыми институтами, от гармонизации регулирования с глобальными процессами до защиты прав инвесторов. Если же говорить о конкретных событиях, то следует упомянуть прежде всего выпуск «зеленых» облигаций правительства Москвы в мае этого года – эта сделка из тех, что называют знаковыми. Такое событие создает не только прецедент для инвесторов на нашем рынке, но и прецедент политический: государство в лице московских властей признает важность «зеленой» политики и готово пользоваться инструментами финансирования, признанными во всем мире».

Владимир Катренко, заместитель председателя правления ПСБ:

В ближайшие годы выгоды от реализации ESG-проектов для организаций ОПК станут не менее значимыми, чем для гражданского сектора. Особенно важен запуск таких инициатив в моногородах, в которых необходима модернизация социальной инфраструктуры. Желательно, чтобы это происходило при участии государства. Совокупность различных «зеленых» инициатив определенно приведет Россию и мир к значительному техническому прогрессу, а значит – к развитию передовых технологий и повышению финансовой устойчивости предприятий

Алина Розенцвет, генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА)

Нефтегазовый сектор оказывает, пожалуй, наиболее негативное воздействие на окружающую среду среди прочих отраслей российской промышленности. Об этом свидетельствуют данные исследования НРА в отношении интеграции ESG-факторов, где 30% компаний промышленного сектора в той или иной степени оштрафованы за аварийность. И это преимущественно компании нефтегазового сектора

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter