Вопросами бережного отношения к окружающей среде озабочены не только граждане, но также власти и крупнейшие корпорации разных стран. Зарубежные игроки начали внедрять принципы социальной ответственности раньше российских, поэтому могут поделиться более внушительными рабочими кейсами.

23 июня 2022
Станислав Северов

Несмотря на то, что пандемия коронавируса отправила сотрудников многих компаний на удаленку, объем углеродных выбросов это снизило несущественно. Ведь производства продолжали работать. Правда, согласно исследованию Международной ассоциации торговли выбросами парниковых газов (IETA), после спада пандемии COVID-19 – к 2025–2030 годам – цены на углерод значительно вырастут, что может привести предприятия к поиску его аналога для замены. В том числе – более «зеленого» аналога.

Проблемный углерод

Актуальность проблем Европы на рынке углеводородов в октябре 2021 года подчеркнул даже президент России Владимир Путин. Он отметил, что многие страны недооценивают проблемы климатических изменений.

Еще ранее, весной 2021 года, о сложностях на европейском рынке заговорил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. Представитель регулятора, в частности, указал на введение так называемого углеродного налога в Евросоюзе. Он будет действовать для продукции, которая способствует выбросам парниковых газов в атмосферу. Инициатива является лишь частью предложенной летом текущего года новой европейской программы по защите климата «Зеленый курс» (Green Deal).

«Введение трансграничного углеродного налога в ЕС изменит конъюнктуру европейского рынка сбыта и способно негативно повлиять на динамику экспорта с высоким углеродным следом. Кроме того, может снизиться рыночная стоимость и инвестиционная привлекательность соответствующих компаний. Безусловно, такие факторы со временем станут значимыми и при принятии решения по ключевой ставке», – полагает Сергей Швецов.

Владимир Скобарев, директор департамента корпоративного управления и устойчивого развития ФБК Grant Thornton:

Нужно понимать, что устойчивое развитие в части экологии – это не про то, что ваша компания полностью перестает оказывать негативное влияние на окружающую среду. А про то, что вы осознаете это влияние, стараетесь его минимизировать или компенсировать негативное воздействие позитивным. Например, сеть супермаркетов работает над вопросами экономии электроэнергии, предоставляет только бумажные пакеты своим покупателям, финансирует высадку деревьев, а ее водители, доставляющие продукцию в супермаркеты, ездят на экологичном топливе

Мировая практика

Практически каждая вторая из 500 крупнейших компаний мира сегодня включает учет выбросов углерода в свой бизнес-план. Об этом говорится в исследовании Международной инициативы по раскрытию информации о выбросах углерода (Carbon Disclosure Project, CDP). К числу таких предприятий уже присоединились IT-гигант Microsoft, не менее известная Mitsubishi Corporation, а также энергетическая корпорация Orsted. Макроэкономисты даже разработали модели для оценки влияния той или иной политики компании на смягчение последствий изменения климата. Массимо Феррари из Европейского центрального банка и Мария Пальяри из Центрального Банка Франции создали специальную модель анализа, базирующуюся на имеющихся статистических данных по США и еврозоне, смоделировав ситуацию, когда две разные страны производят два товара: одна – экологически чистый («зеленый»), а вторая – загрязняющий окружающую среду. Исследование показало, что просто внедрение «зеленого» продукта не даст таких результатов для «очищения» планеты, как принятие соответствующих целей для государственной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также поощрение следующих им компаний и наказание тех, кто этого не делает.

Крупнейшие международные объединения могут пострадать особенно сильно, поэтому готовы выделять на ESG-цели значительные бюджеты. Один из наиболее ярких примеров – Всемирный банк, который недавно представил план действий по борьбе с изменением климата на 2021–2025 годы. Согласно ему, в ближайшие 5 лет для борьбы с изменением климата в развивающихся странах банк направит значительные ресурсы. А за предшествующие пять лет организация выделила на проекты, помогающие решать проблемы изменения климата на планете, более $80 млрд.

ОКОЛО 50% КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ МИРА ВКЛЮЧАЮТ ПОДСЧЕТ ВЫБРОСОВ УГЛЕРОДА В СВОИ БИЗНЕС-ПЛАНЫ

В развитие экологической устойчивости не только вкладывают средства, ее делают учебным модулем. Так, Европейская комиссия открыла общественные консультации по образовательному экологическому проекту. Это поможет странам, входящим в Евросоюз, разработать собственный подход к преподаванию основ экологии. Обсуждается также включение таких дисциплин в обязательные учебные программы школ и системы повышения квалификации преподавателей.

На ESG-политику той или иной компании особое внимание обращают и инвесторы. Наличие или отсутствие такой политики у компании-эмитента напрямую влияет на получение ею средств. При этом для инвесторов-женщин этот фактор становится более значимым: они в два раза чаще мужчин заявляют о чрезвычайной важности учета факторов ESG в политике и решениях предприятий, в которые инвестируют. Таковы данные компании RBC Wealth Management (RBC WM), которая опросила более 1000 своих клиентов в США.

Более того, 115 инвесторов с суммарным объемом инвестиций свыше $4 трлн, включая Aviva Investors и M&G Investments, выступили с обращением к мировым кредитным организациям. Они призвали банки полностью отказаться от кредитования угольных компаний к 2040 году и сократить количество ссуд клиентам, планирующим новые угольные проекты.

Топ-5 мировых ESG-кейсов

Углеродно-отрицательная олимпиада

В 2021 году мир, наконец-то, увидел «Олимпиаду-2020» в Токио. Она была заявлена как первое спортивное мероприятие такого масштаба с нулевыми выбросами. Благодаря покупке углеродных кредитов Япония сделала олимпиаду не просто углеродно-нейтральной, но даже углеродно-отрицательной. В этом также помог переход на возобновляемые источники энергии в олимпийской деревне и замена обычных автомобилей для спортсменов на электромобили.

«Экологические» тренинги

В 2021 году Национальное бизнес-объединение «Движение предприятий Франции» запустило совместно с партнерами бесплатное обучение для юрлиц. Оно позволит осознать важность перехода к экологическому ведению бизнеса и адаптировать людей к необходимым процессам. Проект называется «Понимание экологического кризиса для переосмысления компании».

74% женщин-инвесторов заинтересованы в увеличении доли инвестиций в ESG в своих портфелях

На стороне экологической повестки даже суды. В конце весны 2021 года суд первой инстанции Гааги (Нидерланды) обязал англо-голландскую нефтяную корпорацию Royal Dutch Shell изменить климатическую стратегию. Теперь ей следует снизить выбросы парниковых газов – на 45% к 2030 году (по сравнению с показателями 2019 года). Иск к корпорации подали экоактивисты – нидерландское подразделение движения «Друзья Земли». Суд согласился с тем, что Shell несет частичную ответственность за изменение климата на планете.

Прецедент позволит подать соответствующие иски к другим нефтяным и газовым компаниям с высокой вероятностью победы истцов. Процесс набирает скорость. Во второй половине 2021 года немецкие неправительственные организации по защите климата заявили o подготовке к полномасштабной юридической атаке на ряд компаний, которые они считают «нарушителями климата».

Несравнительный анализ

Исполнительный директор аналитического центра «Форум» Екатерина Голуб уверяет, что не следует напрямую сравнивать внедрение ESG-инициатив в России и в других странах мира, поскольку каждая из них использует собственный подход.

«Самый продвинутый проводник политики устойчивого развития – Европейский союз, – говорит она. – В США приверженцами этой политики являются демократы, но им приходится преодолевать наследие бывшего президента страны Дональда Трампа, который отозвал подпись Соединенных Штатов под Парижским соглашением, и уже в текущем режиме преодолевать сопротивление республиканцев. Это очень заметно на примере Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), где по традиции три члена комиссии представляют правящую партию, а два – оппозиционную. На каждое заявление комиссаров-демократов республиканцы отвечают своим заявлением с альтернативной позицией. И, конечно, голосуют по-своему. А ведь именно от SEC инвесторы ждут четкую позицию по регулированию раскрытия ESG-информации компаниями».

Виски как топливо

Производитель виски Glenfiddich из Шотландии придумал, как перевести используемые им в работе грузовики на другой источник топлива. Теперь компания меняет сжиженный газ на биогаз, который получает из отходов процесса дистилляции виски. Такой вид топлива обладает более низким уровнем выбросов.

Переработка бутылок в супермаркете

Европейская комиссия собирает на платформе «Европейская гражданская инициатива» голоса за проект Return the Plastics, призванный внедрить специальную депозитную систему для переработки пластиковых бутылок. Одной из основных идей программы является обязательная установка в супермаркетах ЕС, продающих напитки в пластиковых бутылках, автоматов для их последующей переработки.

«Климатическая» отчетность на финрынках

Швейцария в 2021 году реализовала подход, при котором банки и страховщики обязуются раскрывать в своей отчетности информацию, касающуюся их влияния на климат и учитывающую сопутствующие риски. Такую инициативу предложил местный регулятор FINMA. Сначала нововведение обяжут соблюдать только крупные компании.

Екатерина Голуб указывает, что политика декарбонизации – это фундаментальное изменение всего социальноэкономического уклада. Если раньше целью экономической деятельности было создание новой стоимости и получение прибыли, то сегодня во главе угла – сокращение углеродного следа во имя поддержки будущих поколений.

«Эта смена парадигмы уже реализуется через регуляторное давление на всю цепочку создания стоимости: перестройку налоговых систем, когда облагается налогом не финансовый, а экологический результат деятельности, через введение новых технических стандартов и понятия климатического риска в стандарты деятельности финансовых институтов. Более того, государства переходят на те же принципы существования, когда «озеленяют» свои закупки, операционные процессы, а центробанки – денежно-кредитную политику», – перечисляет Екатерина Голуб.

Екатерина Голуб, исполнительный директор аналитического центра «Форум»:

Даже с учетом риска «черных лебедей», каким стала пандемия, политика перехода к низкоуглеродной экономике в ближайшие годы будет стремительно развиваться во всем мире, и российские компании, включая финансовый сектор, не смогут игнорировать эти процессы. Стоит также отметить угрозу рисков перехода – декарбонизация не пройдет гладко. Например, на отдельных рынках она вызовет дестабилизацию, что тоже окажет влияние на практики компаний по внедрению ESG

Принципиально подход к внедрению ESG-режима в России и других странах мира не отличается, полагает партнер, директор департамента корпоративного управления и устойчивого развития ФБК Grant Thornton Владимир Скобарев.

«Конечно, в России пока меньше ESG-инициатив, чем в той же Европе. Но это лишь потому, что сама тема пришла сюда несколько позже. При этом отношение к ее важности и общие подходы к внедрению сопоставимы. Европа опережает нас по регулированию ESG – например, там уже работает соответствующая директива по обязательной публикации нефинансовой отчетности. В России же в этой сфере принята только «Концепция развития нефинансовой отчетности», реализация положений которой пока задерживается, – рассказывает Владимир Скобарев. – При этом на практике многие, особенно градообразующие, российские компании осуществляют значительные инвестиции экологического и социального характера в регионах присутствия, что не так свойственно для зарубежных компаний. К примеру, так исторически сложилось, что за многие вопросы в Норильске отвечает не только само государство, но и «Норникель», поскольку там расположены его основные производственные мощности, а значительная часть населения так или иначе связана с компанией. Можно сказать, что крупный бизнес является одним из основных драйверов развития ESG в России. Около 100 российских компаний ежегодно добровольно публикуют свою нефинансовую отчетность. Многие крупные компании содействуют распространению ESG-практик в своих цепочках создания стоимости».

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter