Юрий Анатольевич, ваше ведомство активно работает над снижением привлекательности так называемых теневых услуг. Можете рассказать об этом подробнее и поделиться результатами?
Росфинмониторинг традиционно уделяет большое внимание выявлению и пресечению деятельности теневых площадок, которые направлены на обслуживание потребностей теневой экономики. В основном это предоставление услуг по получению наличных денег и выводу средств за рубеж.
Спрос на теневые услуги был всегда. Наличные используются для выплаты зарплаты в конвертах, расчетов в предпринимательской деятельности, оплаты услуг коррумпированных чиновников и других целей. В организации каналов по трансграничному перемещению денег заинтересованы предприниматели, занимающиеся оптимизацией налогов, а также те, кто хочет вывести деньги за рубеж и не привлекать к себе внимания государственных органов. Но в теневые площадки попадают также и криминальные деньги, полученные в том числе от хищений в бюджетной, кредитно-финансовой сферах, коррупционных и других преступлений. То есть через них происходит отмывание преступных доходов.
Именно поэтому задача пресечения теневых площадок является одним из приоритетов в деятельности Росфинмониторинга.
Эта работа проводится в тесном взаимодействии с правоохранительными, налоговыми и таможенными органами, органами прокуратуры, Банком России и финансовыми организациями. То есть участвуют практически все субъекты «антиотмывочной» системы.
Совместно с Банком России, финансовыми организациями выявляются типологии совершения подозрительных операций, которые затем доводятся до всего частного сектора. Всего за последние три года доведено больше 40 таких типологий.
Совместно с правоохранительными органами мы проводим мероприятия по выявлению и расследованию деятельности организаторов теневых площадок, заказчиков теневых услуг. Эта работа дает положительные результаты. Стоимость обналичивания, вывода денег за рубеж за последние 10 лет выросла в несколько раз. По оценке Росфинмониторинга и Банка России, существенно снизились объемы обналичивания и вывода за рубеж по сомнительным основаниям. Например, в 2021 году по сравнению с 2020-м – в среднем на 30%.
При содействии Росфинмониторинга
в 2021 году
- Пресечена деятельность 19 теневых площадок с оборотом около 55 млрд руб.
- Проведено больше 200 финансовых расследований с признаками незаконной банковской деятельности.
- Правоохранительные органы возбудили больше 50 уголовных дел по различным статьям, связанным с оказанием теневых услуг (ст. 172, 174.1, 193, 199 и другие УК РФ).
Для финансово малограмотной части населения по-прежнему создают угрозу финансовые пирамиды. Какова ситуация с ними на сегодняшний день и какие еще используются мошеннические схемы и методы? Какие меры принимаются для минимизации рисков в кредитно-финансовой сфере?
В 2021 году совместно с Банком России, прокуратурой и правоохранительными органами удалось пресечь деятельность нескольких крупных межрегиональных финансовых пирамид. Например, «Финико», «БестВей» и другие. Но, несмотря на принимаемые меры, проблема финансовых пирамид остается актуальной. И связано это с тем, что многие мошеннические схемы, в том числе финансовые пирамиды, ушли в интернет, социальные сети, некоторые используют криптовалюту.
Пользуясь высоким спросом на предоставление услуг в онлайн-режиме, недостаточной финансовой грамотностью населения, обещанием высокой прибыли при минимуме физических и финансовых затрат, мошенники продолжают находить доверчивых граждан. При этом используются методы социальной инженерии, предложения вложиться в криптовалюты, создание качественных сайтов и личных кабинетов, активная реклама в социальных сетях и продвижение среди родственников и знакомых. Как правило, организации, действующие как финансовые пирамиды, зарегистрированы за рубежом, в том числе в офшорных юрисдикциях, в России от их имени могут действовать представители. Во многих случаях все общение проходит только удаленно.
Совместно с Банком России и органами прокуратуры сейчас нам удалось выстроить систему выявления таких организаций на ранней стадии. Роскомнадзор по представлению органов прокуратуры осуществляет блокировку сайтов с признаками финансовых пирамид. Банк России публикует информацию о таких организациях у себя на официальном сайте. Росфинмониторинг проводит финансовые расследования и передает информацию в правоохранительные органы.
В рамках олимпиады мы провели открытые уроки по финансовой безопасности для школьников по всей России
Росфинмониторинг включен в работу по повышению финансовой грамотности. В частности, в рамках Международной олимпиады по финансовой безопасности ваши специалисты проводят цикл открытых уроков среди школьников 8–10 классов по финансовой безопасности. О чем им рассказывают и почему это важно?
Международная олимпиада по финансовой безопасности проходила впервые в 2021 году по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Из десятков тысяч участников из России и стран СНГ около 500 школьников и студентов вышли в финал и доказали, что отлично разбираются в вопросах экономики, права, международных отношений и информационной безопасности.
Цель олимпиады заключалась не только в том, чтобы определить самых сильных участников, но и главным образом в том, чтобы показать интересующейся молодежи современные тренды в финансовой сфере, направления развития науки и технологий в этой области, дать возможность определить свой дальнейший путь профессионального и личностного развития.
В рамках олимпиады мы реализовали целый комплекс мероприятий, в том числе провели открытые уроки по финансовой безопасности для школьников по всей России. Преподаватели, в том числе сотрудники Росфинмониторинга, разъяснили правила совершения покупок через интернет, рассказали об особенностях финансовых пирамид, основных видах мошенничества и многом другом.
Подобные уроки формируют грамотное финансовое поведение у молодежи, а также минимизируют риски вовлеченности подрастающего поколения в противоправные схемы.
Убеждены, что подобные мероприятия необходимы как для образовательных целей – воспитания молодых специалистов-профессионалов, так и в целом для продвижения финансовой грамотности в России.
Правительством Российской Федерации олимпиаде был присвоен статус ежегодной. В этом году мы планируем расширить ее географию – в ней примут участие страны не только СНГ, но и БРИКС.
Важной задачей является объединение потенциала государственных органов, образовательного и научного сообществ, а также индустриальных партнеров. Для этого мы предложили создать цифровую платформу «Содружество», которая станет единым образовательным пространством. Она расширит для молодых людей доступ к знаниям, даст возможность для самоподготовки и самореализации. Для запуска подобного цифрового инструмента по работе с молодежью и обучению финансовой грамотности мы взаимодействуем с ПАО «Промсвязьбанк».
Также в рамках олимпиады запланированы мероприятия, направленные на повышение общей осведомленности о проблемах в сфере финансовой безопасности, в том числе для взрослых.
В рамках олимпиады школьники и студенты могли принять участие в таких мероприятиях, как:
– панельные дискуссии по различным тематикам: финансовая грамотность, выбор будущей профессии, актуальные риски отмывания доходов и финансирования терроризма, международное сотрудничество;
– проектная работа: в формате деловых игр школьники и студенты проводили финансовые расследования с использованием платформы «Графус»;
– ролевые игры: учебный уголовный процесс по делу об отмывании преступных доходов на примере популярного фильма «Бриллиантовая рука».
Какое участие принимает ваша служба в законотворческой деятельности?
Росфинмониторинг принимает самое активное участие в законотворческой деятельности посредством разработки и сопровождения законопроектов, от стадии возникновения инициативы до момента опубликования нормативно-правовых актов и внедрения их положений в практическую деятельность.
Ключевые направления развития законотворческой деятельности Росфинмониторинга: имплементация стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ); необходимость управления высокими рисками отмывания денег и финансирования терроризма; снижение регуляторной нагрузки при низких рисках отмывания денег и финансирования терроризма; обеспечение финансовой доступности и развитие новых технологий.
В 2021 году было принято 13 федеральных законов, работа над которыми велась непосредственно Росфинмониторингом или при его участии. Внесены также важные поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях – введена административная ответственность юридических лиц за легализацию преступных доходов (новая статья 15.27.3).
В 2022 году рассчитываем на принятие разрабатываемых Росфинмониторингом законопроектов по вопросам незамедлительного применения мер по замораживанию (блокированию) имущества во исполнение резолюций Совета безопасности ООН, а также полноценного вовлечения в «антиотмывочную» систему нотариусов и аудиторов.
Есть ли риски, на ваш взгляд, в неурегулированности сферы применения криптовалют в России? Часто ли они используются для незаконной финансовой деятельности?
Последние несколько лет все большее распространение как в качестве средства инвестирования, так и в отдельных случаях в качестве средства платежа получают так называемые виртуальные активы, в том числе криптовалюты.
Отсутствие правового регулирования оборота криптовалют и майнинга в совокупности с механизмами государственного контроля порождает риски использования цифровых валют и иных финансовых активов в преступной деятельности.
Уже в национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов, проведенной в России в 2017–2018 годах, риск использования виртуальных валют в схемах легализации (отмывания) преступных доходов был отнесен к группе высокого риска.
Благодаря анонимности совершения операций с криптовалютой, возможности ее быстрого перемещения, в том числе трансграничного, виртуальные активы все больше привлекают внимание преступного сообщества.
Активные расчеты криптовалютой происходят в различных юрисдикциях и могут быть связаны с финансированием террористических ячеек и экстремистских объединений, а также с сокрытием незаконного оборота наркотических веществ на теневых интернет-ресурсах, таких как Hidra и иных, и с мошенническими схемами на основе финансовых пирамид.
В этой связи в 2019 году ФАТФ дополнила свои стандарты для стран обязательствами, касающимися снижения рисков использования виртуальных активов.
Для снижения подобных рисков применяются два основных метода: регуляторное регулирование провайдеров виртуальных активов, обменников, криптобирж или наложение запрета на их деятельность.
Второй метод подразумевает разработку специальных технологических инструментов для отслеживания операций с виртуальными активами. Такие системы сочетают в себе искусственный интеллект, поиск ключевых слов и участие оператора для обнаружения и отслеживания операций с виртуальными активами в интернете.
Подобные программы уже созданы в ряде стран, очевидно, что и финансовая разведка, и правоохранительные органы в России также остро нуждаются в аналогичном отечественном программном обеспечении. Росфинмониторинг вел активную работу в данном направлении, и соответствующий технологический продукт, так называемый модуль «Прозрачный блокчейн», уже применяется нами и правоохранительными органами.
Также необходимо продолжить работу по подготовке законодательной базы. На официальном сайте Правительства РФ 8 февраля 2022 года опубликована «Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют», в рамках которой готовятся законодательные изменения.
Мы всегда открыты к диалогу и обмену опытом на международных площадках
Борьба за финансовую безопасность страны зачастую не может идти без сотрудничества на международном уровне. Какие изменения вы можете отметить в рамках взаимодействия с другими странами в связи с ситуацией санкционного давления?
Взаимодействие на международном уровне осуществляется в двух форматах: многостороннем и двустороннем.
Первый подразумевает участие в работе международных площадок как чисто профильных, так и более универсальных, например структуры ООН. Хотелось бы отметить, что, несмотря на беспрецедентный уровень политического давления, конструктивный диалог сохраняется. В первую очередь речь идет о ключевых международных организациях в сфере обеспечения финансовой безопасности: Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по борьбе с отмыванием денег (АТГ), Северо-Африканской/Ближневосточной группе по типу ФАТФ. Продолжаем участвовать в пленарных заседаниях и других мероприятиях на этих площадках. Вносим свой вклад в текущие проекты, часть из них инициирована российской делегацией. Наши эксперты включены в команды оценщиков «антиотмывочных» систем других государств. Российский опыт по-прежнему востребован в структурах ООН, в первую очередь в Управлении ООН по наркотикам и преступности, Контртеррористическом управлении ООН и Контртеррористическом комитете ООН.
В основе двустороннего формата взаимодействия, помимо личных контактов, лежит информационный обмен, осуществляемый в рамках объединения финансовых разведок – Группы «Эгмонт». Основной принцип организации – максимально эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Само членство в Группе является подтверждением приверженности финансовых разведок стандартам, установленным в рекомендациях ФАТФ, включая недопустимость политизации.
Считаю, что профессиональный диалог между партнерами должен основываться на взаимном доверии, отношениях конструктивного взаимодействия, индивидуальном подходе к решению любых возникающих проблем. Конечно, ряд западных стран предпринимает попытки дестабилизировать нашу работу на данном направлении, выставить необоснованные ограничительные условия информационному обмену или оказанию содействия Росфинмониторингу. Но, как я уже говорил ранее, понимание важности наращивания совместных усилий в борьбе с финансовой преступностью в это непростое время не позволяют превратить многосторонние форматы в инструмент для решения политических целей. Коллеги знают, что мы всегда открыты к диалогу и обмену опытом.
Также значительным вкладом в укрепление профильного международного сотрудничества, повышение финансовой грамотности среди молодежи является упомянутая выше Международная олимпиада по финансовой безопасности. Первый опыт прошлого года с участием русскоговорящих государств-членов ЕАГ получил положительную оценку международного сообщества. Данная инициатива направлена в том числе и на подготовку будущих кадров для национальных «антиотмывочных» систем.