Консерватизм
Консерватизм, который относится к когнитивным искажениям, – это настойчивая предвзятость убеждений, при которой люди поддерживают свои прежние взгляды или прогнозы, неадекватно обрабатывая новую информацию. Из-за консерватизма люди могут плохо воспринимать новую информацию или не реагировать на нее и продолжать придерживаться прежних убеждений.
Инвестор сохраняет и не спешит обновлять представление или прогноз, когда получена новая информация. Например, он покупает ценные бумаги фармацевтической компании, полагая, что она собирается получить одобрение регулирующих органов на новый лекарственный препарат. Если компания объявляет о проблемах с получением одобрения, инвестор может цепляться за свою первоначальную оценку.
Еще один вариант: инвестор выбирает прежние убеждения, не справляясь с психологическим стрессом, возникающим при получении новых сложных данных. Например, полагая, что компания вступает в период значительного роста прибыли, он покупает ценную бумагу. Затем компания объявляет, что ее темпы роста могут оказаться ниже ожидаемых из-за ряда трудно интерпретируемых изменений бухгалтерского учета. Несмотря на это, инвестор может придерживаться прежнего мнения, а не пытаться расшифровать влияние, отраженное в изменениях учета.
Инвестору, склонному к консерватизму, следует проводить тщательный анализ с учетом новой информации, составлять план действий и сравнивать его с планом, основанным на предыдущей информации и убеждениях, а затем применять план без колебаний.
Репрезентативность
Репрезентативность – предубеждение, связанное со склонностью людей, основываясь на прошлом опыте, классифицировать новую информацию и придавать ей чрезмерное значение. В обычной жизни это стереотипы, например, оценка человека в зависимости от его внешности.
С точки зрения науки предубеждение возникает из-за склонности мозга классифицировать объекты и мысли по категориям. Люди используют эти категории, столкнувшись с новой информацией, даже если она им не до конца соответствует.
Последствие репрезентативности для инвестора – принятие точки зрения или прогноза, основанных только на новой информации или небольшой выборке данных. Например, ориентир на высокую доходность актива в последний год при игнорировании низкой вероятности ее получения в следующем.
Для преодоления репрезентативности следует не спешить с выводами и всегда спрашивать себя, релевантна ли новая информация предыдущей.
Предвзятость подтверждения
Если склонные к консерватизму люди, как правило, недооценивают новую информацию, то из-за предвзятости подтверждения они относятся к информации избирательно. Люди замечают то, что подтверждает их убеждения и фильтруют обратную информацию. Это довольно распространенное явление среди инвесторов, которые тратят время на дополнительное исследование и впоследствии фокусируются на подтверждении своих первоначальных выводов.
Типичные последствия такого искажения:
– Учет только позитивной информации об инвестициях и игнорирование негатива.
– Отсутствие диверсификации инвестиций из-за фильтрации новостей и приоритета по отношению к уже сделанным инвестициям.
Таким образом, инвестору необходимо активно и осознанно искать информацию, которая противоречит сформированным убеждениям. В результате будет собираться полная разносторонняя картина. Важно искать дополнительные подтверждения для принятия инвестиционного решения. Например, при срабатывании технических сигналов на покупку обратите внимание на фундаментальные исследования компании, отрасли или сектора.
Иллюзия контроля
Ощущая иллюзию контроля, люди склонны полагать, что они могут контролировать или влиять на результаты действий, хотя на самом деле не могут. Эффект проявляется, когда человек заинтересован в положительном исходе или вовлечен, и ему кажется, что так он больше влияет на результат. Простой пример: люди чаще предпочитают сами бросать кости в казино.
Следствие этого эффекта для инвестора – более активная, чем необходимо, торговля. Типичная ошибка трейдеров – ощущение, что они контролируют результаты своих инвестиций. Такой подход может привести к чрезмерной активности и низкой доходности по сравнению с пассивным поведением.
Для преодоления иллюзии инвестору следует:
– Признать, что успешная торговля во многом определяется вероятностью, так как невозможно предугадать все сценарии развития.
– Искать альтернативные точки зрения.
– Фиксировать историю транзакций, включая причины каждой сделки.
Искажение ретроспективы
Искажение ретроспективы – это склонность воспринимать произошедшие события или факты как очевидные и предсказуемые, несмотря на отсутствие достаточной первоначальной информации для их предсказания.
Причины такого искажения в том, что фактические результаты выглядят более очевидными, чем альтернативные. Кроме того, люди склонны помнить собственные предсказания будущего как более точные, чем они были на самом деле.
Такое искажение имеет серьезное влияние на историю человечества – результаты оказывают давление на их интерпретации. Так, плохо обоснованные решения с положительными результатами можно охарактеризовать как блестящие тактические ходы, а плохие результаты хорошо аргументированных решений – ошибками, которых можно было избежать.
Для инвесторов искажение ретроспективы в случае позитивных результатов приводит к переоценке способности предсказать итог, к самоуверенности и чрезмерному риску. А при негативе – позволяет критиковать аналитиков, так как произошедшие движения рынка могут казаться очевидными. Для преодоления такого искажения следует принять факт его существования, фиксировать и проверять как позитивные, так и негативные решения и их причины.
Успех в инвестировании зависит от правильности принятого решения. Поэтому важно научиться избавляться от стереотипов
Фото обложки: Shutterstock/FOTODOM