А помнишь, как все начиналось?
Евро не был первой валютой Европы. Во времена Европейского экономического сообщества, просуществовавшего с 1957 по 1993 год, и в течение нескольких лет после создания Европейского союза в обороте был ЭКЮ – условная валюта, название которой происходило от аббревиатуры European Currency Unit (европейская валютная единица). ЭКЮ существовал только в безналичном виде с 1979 по 1998 год. Курс рассчитывался исходя из общей стоимости валют европейских стран, где у каждой страны была своя доля. Наибольшую долю – 32% в «весе» ЭКЮ – занимала немецкая марка, по 20% приходилось на французский франк, фунт стерлингов и голландский гольден.
В конце 1990-х вслед за политическими преобразованиями в Европе последовали и экономические. Институты Евросоюза укреплялись, и с 1 января 1999 года в безналичный оборот был введен евро. Новая валюта сменила ЭКЮ в соотношении 1:1. В момент своего появления один безналичный евро стоил 1,17 доллара.
В наличное обращение евро поступил 1 января 2002 года. К слову, тогда он стоил менее 90 центов. А наивысших значений по отношению к доллару достигал во времена мирового финансового кризиса в 2008 году, начавшегося в США. Тогда на мировом валютном рынке за 1 евро давали 1,6 доллара.
С начала 2022 года евро девальвировался по отношению к доллару на 12%.
Необеспеченные деньги
Сегодня Евросоюз находится на пороге энергетического кризиса – введенные против РФ санкции внесли неопределенность в поставки российского газа предстоящей зимой.
Аналитик «КСП Капитал УА» Михаил Беспалов отмечает, что ослабление евро происходит на фоне проблем европейской экономики в связи с ростом цен на энергоносители и рекордной потребительской инфляцией.
Средняя расчетная цена ближайших фьючерсов в сентябре составляла 2093 долл. за тыс. куб. м, а в августе была еще выше, достигая 2450 долл., что стало рекордом за всю историю функционирования газовых хабов в Европе – с 1996 года. Инфляция в Еврозоне в сентябре также побила очередной рекорд – по данным Евростата, она выросла до 9,9% с 9,1% в августе.
Опрошенные Bloomberg экономисты полагают, что вероятность падения европейской экономики по итогам 2022 года составляет 45%. Правда, само падение вряд ли будет измеряться двузначными цифрами. Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир Инвестиций» Дмитрий Бабин отмечает, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) для стимулирования экономики напечатал значительно больше денег, чем Федеральная резервная система (ФРС) США. В результате баланс ЕЦБ достиг 80% ВВП Евросоюза, в то время как баланс ФРС составляет только 36% ВВП страны. И чем больше необеспеченных денег в финансово-экономической системе, тем они дешевле – курс такой валюты слабее, и он может снижаться достаточно долго.
Старший аналитик ForexClub Валерий Полховский отмечает, что американский финансовый регулятор до последнего времени опережал ЕЦБ в вопросе темпов ужесточения монетарной политики. На сентябрьском заседании ФРС в третий раз подряд подняла ставку на 75 базисных пунктов – до 3–3,25% годовых на фоне самой высокой за последние 40 лет инфляции. Это привело к укреплению доллара против основных валют. В конце июля ЕЦБ тоже решил поднять ставку впервые с 2011 года, после чего евро несколько отыграл утраченные позиции. В сентябре и октябре ставка вновь повышалась – каждый раз на 75 пунктов, в итоге до 2% годовых. Однако ЕЦБ пока отстает от ФРС в этом вопросе. Доллар, скорее всего, продолжит укрепляться по отношению к евро.
Токсичная валюта
Финансовый консультант Сергей Макаров полагает, что перспективы доллара для международных инвесторов выглядят значительно более привлекательными. Не добавляет оптимизма нехватка энергоресурсов в ЕС из-за санкций, наложенных на российские нефть и газ. К тому же санкции привели к огромному внешнеторговому дефициту, который только растет. Экономика ЕС находится не в самом благоприятном положении, что прямо сказывается на снижении стоимости евро, и энергетический коллапс будет только нарастать. На этом фоне экономисты ожидают начало рецессии в Европе в ближайшие 6–12 месяцев, что также будет играть против евро.
В итоге в обозримом будущем динамика курса евро будет зависеть, с одной стороны, от денежно-кредитной политики ЕЦБ, а с другой – от геополитической ситуации.
«Считаю, что евро продолжит ослабление по отношению к доллару. Возможно, даже чуть ниже паритета. Россияне также традиционно предпочитают доллары», – говорит Сергей Макаров.
Доллар является основной мировой резервной валютой с 1920 года. Инструментов для инвестирования в американской валюте в разы больше, чем в евро.
С Сергеем Макаровым согласен и Валерий Полховский, который отмечает, что евро на внутреннем валютном рынке все больше становится токсичной валютой, объем операций с ней сокращается. Тем не менее российские экспортеры, которые все еще продают свою продукцию на международном рынке за евро, а потом переводят валютную выручку в доллары, теряют из-за падения курса евро. Как и при последующем переводе евро или долларов в рубли.
Последствия для России
«Многие компании ведут бизнес уже за гранью рентабельности. Им проще отправлять свою продукцию на склад в ожидании лучших времен, нежели торговать ею в моменте», – уверен Сергей Макаров.
Что касается импорта, то дешевый евро выгоден для российских импортеров, однако санкционные ограничения оказывают негативный эффект. По данным Евростата, экспорт из ЕС в Россию в январе – августе 2022 года сократился более чем на треть по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Среди очевидных последствий ослабления евро для стран еврозоны – дальнейший рост инфляции, который повлияет на уровень жизни в странах ЕС.
На российском валютном рынке падение евро по отношению к доллару отразится только косвенно, поскольку на рубль и его отношение к доллару и евро влияет множество внутренних и внешних факторов. К примеру, наличие или отсутствие бюджетного правила, санкции, геополитическая обстановка.
Из-за этого паритет между долларом и евро на внешнем рынке не означает непременного отражения этой тенденции в торгах между рублем и долларом или между рублем и евро.
Егор Жильников, главный аналитик ПСБ:
«Перед октябрьским заседанием ЕЦБ, на котором регулятор заявил о продолжении цикла повышения ставок, евро восстанавливал свои позиции к доллару, вернувшись к паритету. Впрочем, ожидать постоянно крепких позиций европейской валюты не приходится. Ралли доллара пока далеко от завершения, о чем свидетельствует прирост длинных позиций американскими трейдерами, а на европейском континенте усугубляется бизнес-климат. По нашим оценкам, стоимость евро в ближайшем будущем сможет вновь опуститься под отметку 1 доллар».
Рекорды девальвации
Финансовые и политические кризисы в разных регионах мира приводили к резкому падению курса национальных валют отдельных стран.
Великобритания, 1992 год
16 сентября 1992 года называют в Великобритании черной средой. В этот день фунт стерлингов упал на 2,2% по отношению к немецкой марке и на 4,5% – к доллару США. За пять следующих недель фунт стерлингов снизился к доллару на 25%. Говорят, что к обвалу национальной валюты причастен финансист Джордж Сорос – он заработал на спекуляциях с фунтом не менее 1 млрд долл.
Мексика, 1994 год
Нестабильная внутриполитическая обстановка в Мексике привела к финансовому кризису 1994 года. Банк Мексики провел девальвацию национальной валюты на 49,8%, доллар стал стоить 5,5–6 песо. В течение 10 месяцев курс песо упал на 100%.
Таиланд, 1997 год
Приток капитала в страну и увеличение госдолга способствовали перегреву экономики. В результате 2 июля 1997 года власти ввели плавающий валютный курс, и в течение полугода таиландский бат обвалился на 124%.
Индонезия, 1997 год
В рамках борьбы с азиатским кризисом, который сильно ударил по экономике страны, правительство Индонезии в августе 1997 года ввело плавающую валютную ставку. В результате к январю 1998-го курс индонезийской рупии упал на 438%.
Россия, 1998 год
Объявленные правительством 17 августа «меры, направленные на нормализацию финансовой и бюджетной политики», фактически означали дефолт и девальвацию рубля. За полгода курс упал с 6,3 до 20,7 руб. за доллар. Продовольственные товары за год подорожали на 96%.
Бразилия, 1999 год
Правительство Бразилии старалось удержать стоимость местной валюты с 1997 года. Для этого были увеличены налоги, подняты процентные ставки, сокращены расходы. Но в январе 1999 года власти перестали искусственно поддерживать реал и ввели плавающий валютный курс. К марту 1999 года бразильский реал упал к доллару на 78%.
Аргентина, 2002 год
Вслед за приостановкой выплат по внешнему долгу в январе 2022 года власти девальвировали валюту, отвязав песо от доллара. За неделю песо обесценилось вдвое, а к концу года – на 185%.
Исландия, 2008 год
Мировой финансовый кризис 2008 года больно ударил по Исландии, которая оказалась на грани дефолта: местная крона рухнула на 30% по отношению к евро. В итоге Центробанк страны зафиксировал курс на уровне 131 крона за 1 евро.
Венесуэла, 2010 год
В январе президент страны объявил о регулируемой девальвации боливара на 17%, до 2,6 боливара за американский доллар. Однако на фоне этого заявления нацвалюта обвалилась более чем на 100% – до 6 боливар за доллар.
Малави, 2012 год
После того как по требованию МВФ Центральный банк Малави отвязал курс квачи от американского доллара, нацвалюта обесценилась почти на 50%.
Казахстан, 2015 год
20 августа премьер-министр страны заявил о переходе к свободно плавающему курсу. Рынок отреагировал ослаблением национальной валюты к доллару почти на 28% – до 255,26 тенге за доллар.
Фото обложки: Shutterstock/FOTODOM