Павел Александрович, каким выдался сезон для российских яхтсменов?
Для Федерации парусного спорта этот год юбилейный: ровно 110 лет назад, в 1912-м, бы учрежден Российский парусный гоночный союз, предшественник ФПС СССР и ВФПС. Именно тогда адмирал Иван Григорович подписал устав новой спортивной общественной организации.
С 24 по 30 сентября в Сочи на базе «Юг Спорт» прошли сразу три регаты, в которых приняли участие 250 яхтсменов: чемпионат России в олимпийских классах, первенство России и Открытый Кубок Содружества.
Спортсмены представляли Москву, Санкт-Петербург, Севастополь, Воронежскую, Московскую, Самарскую, Челябинскую, Ростовскую, Свердловскую, Саратовскую и Калининградскую области, Краснодарский край, Карелию, Крым, Донецкую Народную Республику и Белоруссию.
Как сейчас выглядят будни сотрудников федерации?
Поскольку их не так много – московский аппарат насчитывает не более десятка человек, самых проверенных и увлеченных, то каждый, по сути, – универсальный солдат с широкими функциональными обязанностями. На месте не сидим: подготовка и проведение локальных, международных и олимпийских проектов, открытие-закрытие регулярных и тематических стартов, поддержка региональных инициатив, переговоры со спонсорами и партнерами. Ведь спорт наш хоть и зрелищный, но специфический: билеты на стадион не продашь и в партер зрителей не посадишь; здесь другая экономика. Этим и занимается наша сплоченная команда.
Спорт наш хоть и зрелищный, но специфический: билеты на стадион не продашь и в партер зрителей не посадишь. Здесь другая экономика
Где сегодня в основном проходят соревнования?
В основном участвуем во всероссийских гонках на внутренних акваториях России. Параллельно выстраиваем отношения с дружественными государствами: это страны Каспийского бассейна, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан. В перспективе к ним добавится Китай, но там пока не утихли отголоски пандемии, поэтому воду свою они открывать для нас не спешат. Хотя в начале года говорили, что готовы принять нас в Циндао, где проходили Олимпийские игры: там и инфраструктура отличная, и климат позволяет проводить соревнования мирового уровня. Подождем.
А в России какие основные базы?
Первая – это, безусловно, Сочи: вышеупомянутая база «Юг Спорт». Можно сказать, это центр парусного спорта, где тренируются атлеты олимпийского резерва. К сожалению, это не полноценная альтернатива акваториям Испании, Италии и Франции по причине одного «но».
Какого же?
Идеальное время для сочинских тренировок и регат – осень и весна. Летом здесь сложные погодные условия – безветрие: да, тепло и хорошо, но для отдыхающих, а спортсмены все-таки за другим сюда приехали, поэтому часто сидят на берегу и ждут погоды, да и цены в сезон традиционно удивляют. Поэтому ценна вторая основная площадка для проведения всероссийских сборов – Санкт-Петербург. Надо сказать, он всегда был в фаворе: здесь есть ресурсы, есть база Академии парусного спорта «Газпром», марина «Лахта», яхт-клуб «Геркулес». Недавно «Газпром» закончил строить марину на 600 мест. В августе на питерской воде прошла Спартакиада сильнейших – событие, приравненное к чемпионату Европы, а с учетом призовых – одно из престижнейших в стране. В ней приняли участие 159 атлетов из 114 экипажей, участвующих в 9 олимпийских дисциплинах.
Идеальное время для сочинских тренировок и регат – осень и весна. Летом здесь сложные погодные условия – безветрие: да, тепло и хорошо, но для отдыхающих
А как обстоят дела в Москве?
Московская акватория достаточно маленькая, и маршруты здесь только речные-озерные, не морские. Зато есть Тольятти – база нашего отраслевого спонсора и партнера ПАО «Куйбышевазот». Конечно, там другая проблема – дефицит партнеров и спонсоров, которые бы помогали не только финансами, но и участвовали в подготовке проектов, ведь, помимо финансирования, требуется возведение спортивных сооружений и их сертификация. Сочи и Питер сертифицированы, и несколько точек по стране тоже, в том числе Екатеринбург и Тольятти. Другие точки пока только на пути к этому. Плюс все упирается в логистику: люди едут туда, куда удобно добраться, где можно доступно и комфортно разместиться вместе с оборудованием.
Но в поймах столичных рек много мест, пригодных для обучения начинающих. Не все москвичи имеют возможность регулярно возить ребенка на занятия в Строгино. Стоит ли ожидать открытия новых парусных школ в столице?
Парусный спорт – не волейбол и не теннис, и даже не хоккей. На все, что происходит на воде, всегда нужно много разрешений, а если речь идет о детях, то тем более. Глобально – да, есть программы перспективного развития, но тут опять же важна «роль личности в истории»: кому-то это должно быть нужно более, чем по роду деятельности. Программа застройки в рамках города или страны до конца не сформирована. В 2019 году мы получили резолюцию президента страны на концепцию развития парусного спорта и яхтенного туризма, а в 2021-м Михаил Мишустин подписал постановление правительства о концепции развития яхтенного туризма и парусного спорта до 2030 года. Мы вошли в программу развития туризма, а это хорошая основа для привлечения инвесторов. Так что школы, я думаю, появятся, но быстро это не произойдет. Будем приближать это как можем.
Каким образом?
Сейчас формируется некая повестка с программой развития парусного спорта от Владивостока до Мурманска. Была большая программа по Крыму и Черноморскому побережью, но снова возник вопрос финансирования и частных инвестиций, а потом и пандемия поставила все процессы на паузу. Но зато во время этой паузы в разы возросла финансовая привлекательность яхтенной марины. Девелоперы наконец поняли, что стоимость жилья в акватории дороже, чем на обычной территории! Я надеюсь, это станет толчком к созданию инфраструктуры вокруг воды.
Особенно если этот вопрос выносить на широкое обсуждение.
Мы поднимали его на ВЭФ – президент упомянул, что надо идти на Каспий, делать больше туристических маршрутов, пляжных территорий, а это уже почти наша тема. Необходимы создание системы связи с мобильными клубами, организация спортивной активности на пляже. Есть место отдыха на озере – значит, должна появиться станция, где желающие могут брать напрокат лодку, а если опыта недостаточно, то с инструктором. Во Франции яхты – это школьная программа. Мы чем хуже? У нас прекрасная акватория, но короткий сезон. Мешают и пережитки прошлого: мы слишком серьезно боролись за олимпийские достижения, но опускали за скобки возможную массовость яхтинга и развитие детских секций. В первую очередь, конечно, по причине финансирования. А проблема зрела, люди хотят на воде красиво и активно отдыхать: посмотрите, как SUP побежал вперед! Потому что там нужна только доска, в то время как парус – это инфраструктура, оборудование, инструкторы, большая ответственность, застройка. И лодки.
А мы не так давно писали про российские стартапы по производству спортинвентаря. SUP-доски там были, а вот лодок не припомню.
Мы запустили программу импортозамещения Минпромторга, выпустили первые двести «Оптимистов» (класс парусных лодок. – Прим. ред.) в самый разгар пандемии и бесплатно отправили в регионы. Лодки прекрасно подходят для начального обучения, но многое завязано на импортные поставки, в первую очередь смолы. Технологии есть, матрицы есть, можем производить яхты любого спортивного класса – «Оптимист», «Луч», 420, 470, «Дракон», «Ракету», «Зум». Нужны специальные условия для производителя, ибо объемы еще долго будут небольшими, а себестоимость лодки при заказе в 300 штук выше, чем при заказе в 10 тыс.
Вы, экономист и айтишник, рассуждаете как спортсмен со стажем. Что вас привело в эту стихию?
Все очень просто: я родился в семье яхтсмена – мой отец был тренером сборной СССР, а впоследствии – первым вице-президентом ВФПС. Он везде брал меня с собой с начала 80-х, а в восемь лет я сел на «Оптимист» в Севастополе. У меня была безвыходная ситуация: вокруг – сплошь олимпийские чемпионы. Валентин Манкин учил меня плавать, Александр Рыбин ходить под парусом, я был «сыном полка». И так каждый год: зимой школа, а летом соревнования – Пирита и Севастополь. После школы я поступил в ГАУ на «мировую экономику» и окончил с дипломом экономиста со знанием иностранных языков. Потом окунулся в банковские ИТ-технологии и в течение лет пятнадцати работал в отрасли разработки банковских электронных продуктов и сервисов, платежных систем и карточного процессинга. Но все это время так или иначе помогал федерации.
Чем?
Сначала как айтишник, потом организационно: разные ивенты проводил, занимался вопросами административного характера. А начиная с 2003 года стал ездить на международные конференции за свои деньги волонтером, и за десять лет перезнакомился со всеми ключевыми чиновниками в международном спорте. В 2015 году меня пригласили в «Газпром Интернешнл» куратором проекта молодежной команды, где нужны были сильные административные, финансовые и экономические навыки для ведения бюджетов и планирования, документооборота – то, чего обычный яхтсмен не знает. И я решил попробовать.
Получилось?
Да, на протяжении трех лет мы активно сотрудничали. Самым интересным и значимым проектом был, конечно же, Международный юношеский кубок «Франция – Россия – Италия», когда команды в двухэтапном спарринге в течение года имели возможность подготовиться к юношескому чемпионату мира. Финансирование шло полностью от спонсоров, потом «Газпром» стал генеральным спонсором, и это потребовало административной работы, связанной не со спортом, а скорее с корпоративными отношениями. И таким образом я вошел в состав руководства исполкома федерации, а в 2019 году наш президент Силкин предложил мне возглавить исполком. На очередном заседании президиума меня утвердили на должность исполнительного директора. В 2020 году состоялись выборы президента, и я принял активное участие в работе предвыборной команды. В общем, я этому делу столько времени уже отдал, как бросить? (Смеется.) Тружусь и пытаюсь развивать направление.
Дети ваши растут на воде?
Моя шестилетняя дочь в этом сезоне начала тренироваться на «Оптимисте» в новом клубе Tenzor Sailing Club в Пестово. Это место для всех возрастов и прекрасный проект нашего друга Андрея Пушкина. Ей нравится, преемственность поколений работает.
А что делать взрослым любителям, которые хотели бы получить лицензию на право управления маломерным судном?
Мы выдаем права федерации по результатам экзаменов и практики, полученным в школах, аккредитованных нашими региональными федерациями в 34 регионах России.
Мы стоим в начале новой индустрии парусного спорта и яхтенного туризма, особенно учитывая текущие геополитические перемены. Надеемся на лучшее, и уверен, что получим достойный результат.
О самых «парусных» регионах страны
Если говорить об исторически сложившихся традициях, то давайте вспомним времена СССР, когда олимпийским стандартам соответствовали три базы: Севастополь, Сочи и Таллин, где в 1980-м прошла олимпийская регата. Марина Пирита традиционно была для российских яхтсменов точкой притяжения в силу отличных ветровых условий – Балтика. Исходя из этого, я бы посоветовал посмотреть по карте немного дальше – в Калининград и его курортные пригороды. Да, отдаленно, да, сложная логистика, но ведь условия какие! Осталось найти глобального инвестора. Потому что вложения нужны серьезные: госпрограммы нет, все ложится на плечи соинвесторов и энтузиастов. Там по соседству – Сопот, Гданьск – жемчужины польского яхтинга, и мы бы могли со своей стороны открыть не одну и не две, а россыпь прекрасных точек, привлекающих не только спортсменов-любителей: это ведь возможность развития внутренних туристических маршрутов. В Пионерском, например, есть порт, а в нем – детская парусная школа, но уже несколько лет идет реконструкция. Вот вам и традиции, нужно их только поддержать.
Фото обложки: Елена Разина