Генеральный организатор российской серии гонок на выносливость Russian Endurance Challenge (REC) рассказала о том, чем дышит автоспорт в России, кто его создает и какие перспективы открываются перед этим направлением в эпоху импортозамещения и внутреннего туризма.

16 января 2023
Анна Чистоделова

Автогонки во все времена привлекали зрителя и картинкой, и драйвом. Расскажите, как проходит классический старт?

Гонка на выносливость – это марафон длительностью от 4 до 24 часов, во время которого предусмотрена смена пилотов в составе одного экипажа, дозаправка топливом, замена шин, даже ремонт автомобилей. Здесь побеждает не тот, кто быстрее и чья машина дороже, а тактика, надежность техники и мастерство пилотов. Спорткар может простоять в боксах на ремонте достаточное количество времени, но, выехав на трассу, все равно выиграть соревнование! Победа – прямой результат тонкого расчета общей стратегии команды. Одним словом – тут доехать надо.

Побеждает не тот, кто быстрее и чья машина дороже, а тактика, надежность техники и мастерство пилотов: прямой результат тонкого расчета общей стратегии команд»

Как в фильме «Ford против Ferrari»?

Да, в нем говорится о самой известной гонке на выносливость – «24 часа Ле-Мана» (24 Heures du Mans – фр.). Она легендарна: первый заезд состоялся аж в 1923 году. Но знаете, что самое интересное? В последние два десятка лет российские пилоты неоднократно поднимались на подиум «24 часа Ле-Мана». Роман Русинов, например. 

Ух ты! А как родился наш национальный проект – Russian Endurance Challenge? 

Впервые мы провели REC в 2015 году. Хотели создать соревнование, в котором могут принять участие как можно больше автогонщиков. И практически все категории автомобилей российского кольцевого автоспорта, включая уникальные спорткары, экспериментальные машины. В общем, для всех, кто в теме. И прервались только на два сезона – в 2020 и 2021 году. 

Как вообще пережили пандемию? Понятно, что уж гонки-то дистанционно не проведешь.

Поэтому мы решили не суетиться. И не ошиблись. Никакой трагедии в отмене двух сезонов не было, а возобновление серии после двухлетнего перерыва прошло легко, наш спорт соскучился по длинным гонкам. В 2022-м на старт, состоявший из четырех соревнований на трассах Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, вышло 47 экипажей и более ста пилотов. 

Не секрет, что именно в этом сезоне соревнования перешли в плоскость внутреннего туризма. Как будете развиваться теперь?

В России даже «Формула 1» имела свой характер. Мы здесь сразу, с 2014-го – года проведения первого Гран-при России, в отношении зрителей вне европейской зоны применили схему американской мегапопулярной Nascar: на ее этапы приезжают американцы со всей страны, а не иностранцы. Если «Формула 1» обычно принимает огромное количество зарубежных болельщиков, то Гран-при России изначально привлек на трибуны именно российских зрителей. Вот и у нас на автодроме Сочи было больше всего «своих» – думаю, именно по привычке, сформированной со времен проведения Гран-при России. А вот здесь как раз новая тенденция – уход в онлайн, но для зрителей: трансляцию этапа REC в «ВК» смотрело почти 700 тыс. россиян из всех регионов страны. 

«Гран-при России изначально привлек на трибуны именно российских зрителей. Вот и у нас на автодроме Сочи было больше всего “своих”»

Экономика на старте: во что обходится каждая гонка? 

Сама гонка – это не впечатляющая статья расходов, зато сезонные бюджеты команд гораздо выше, чем затраты организаторов соревнования. На трассе «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге мы проводили этап в рамках автомобильно-музыкального фестиваля Garage Fest. Это самый интересный, зрелищный формат мероприятий. И бюджеты уже зависят от масштабов задуманного. Нашим партнером в этом сезоне стал промоутер Гран-при России «Формула 1» – АНО «Росгонки», они взяли на себя ведение фестиваля. Одновременно с заездами шли концерты известных российских музыкальных групп, таких как «Звери», а также автомобильные шоу, выставки и даже семинары. К такому формату мы с партнерами и стремимся. 

И, конечно, нацелены на высокое качество самого спортивного события: судейство, обслуживание трасс проведения этапов, логистика и прочее. Наши команды тратят существенные бюджеты на участие, поэтому спортивный сервис должен быть первоклассным. 

Кто, помимо «Росгонок», оказывает серьезную поддержку проекту?

Каждый этап REC позиционируется как региональный чемпионат по автоспорту. Получаем согласования местных властей, вступаем в партнерства с областными федерациями автоспорта. Ну и коммерческие, и информационные соратники есть, конечно. 

Знаете ли вы секрет, как привлечь больше зрителей?

За тридцать лет работы я поняла, что нужно просто делать свое любимое дело, работать еще больше и лучше, быть максимально открытым для контактов, вежливым и корректным с людьми. Так ведь и рождались все известные спортивные события: Nascar начал свою историю с гонок такси на пляже, а «Формула 1» – с клубного формата. И если людям нравится то, что мы делаем, если информацию о нас найти легко, они придут. 

А сотрудники офиса откуда берутся?

Не скажу ничего нового: чтобы вступить в команду организаторов, нужно искренне хотеть этим заниматься. У меня был партнер, он пришел в 1997 году на наши гонки и спросил: «Чем я могу помочь?». Я ответила: «Мусор вон собрать нужно» – и он буквально пошел собирать мусор, без разговоров. Потом он основал свой бизнес, и мы уже десятилетия с ним работаем.

Могу ли, допустим, я примкнуть к вашему движению?

Да, если получите спортивную лицензию и найдете команду по возможностям. В REC принимают участие и профессионалы, и любители: в дорогостоящих классах и в бюджетных. Можно успешно проехать сезон на Mercedes-AMG GT3, а можно и на Mazda 3 в составе Mazda Academy. Или удачно стартовать и финишировать на «классике» вроде ВАЗ-2105.

Вы теоретик или сами можете участвовать в гонках?

Я и участвую, ведь индустрия включает в себя множество профессий, не только пилота. Работала с первыми людьми в этом спорте. Например, с Берни Экклстоуном, владельцем «Формула 1». 

Если уж речь зашла о звездах, кто посетил REC-2022? 

Сезон 2022 получился уникально звездным. У нас приняли участие сразу три российских пилота «Формулы 1»: Даниил Квят, Виталий Петров, Сергей Сироткин. И также вышеупомянутый Роман Русинов, чемпион мира по гонкам на выносливость. А чемпион российской дрифт-серии RDS Аркадий Цареградцев принял участие в последнем этапе REC на «жиге» – это ВАЗ-2105, чем вызвал бурю восторга со стороны зрителей онлайн-трансляции этапа.

Какие ближайшие старты в расписании?

Первый старт – 14 мая, последний – в конце октября. Календарь на следующий год полностью сформирован: пять этапов REC на трех трассах: «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге, Moscow Raceway в Московской области и автодром в Сочи. Мы уже к ним готовимся. 

«Маруся» и другие: гоночное импортозамещение 

Отечественный производитель вполне способен производить спорткары. Гоночный сезон – 2022 продемонстрировал не один и не два российских продукта. Самой громкой премьерой стала долгожданная Marussia, стартовавшая в топ-классе GT Pro. Ее команда по итогам гонок оказалась на пьедестале, завоевав третье место. Пока это единственная существующая гоночная версия модели. Поскольку автоспорт – это еще и полигон для доработок, конструкторы команды IY Engineering&Mospolytech уже сейчас совершенствуют ее технические возможности, а тем временем в Санкт-Петербурге готовится к следующему сезону вторая Marussia.

Кроме того, на старт-2022 вышли тринадцать экипажей на автомобилях Shortcut. Эта российская разработка пользуется большой популярностью в силу демократичной цены и надежности. Машина подходит для гонщиков-любителей, многие из них – девушки. Состав одного экипажа – до четырех человек.

Также в первых двух этапах приняли участиt два российских спортпрототипа BR03 команды BR Engineering. 

А над спортпрототипом «Феникс» работали студенты Московского политехнического университета. Они же участвуют в доработке Marussia GT.

Похоже, будущее российского автоспорта в достойных руках.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter