Столкнувшись с беспрецедентными вызовами в 2022 году, российский бизнес выстоял и вполне успешно адаптируется к новой реальности. Вместе с экспертами разбираемся, какие тренды уже реализовались в 2023 году, а какие – только набирают обороты. 

26 июня 2023
Анна Дубровская

Постепенное восстановление бизнеса в России после потрясений прошлого года подтверждают все больше данных и исследований. Например, индекс состояния бизнеса и экономики, рассчитанный Институтом экономики роста имени П.А. Столыпина, свидетельствует о том, что большинство экономических показателей – в позитивной зоне. В I квартале 2023 года значение индекса превысило 51 пункт, что обозначает переход от фазы стагнации к фазе умеренного роста. Индекс построен на основе ответов самих предпринимателей.
Следует отметить, что президент РФ Владимир Путин на постоянной основе выделяет достижения российского бизнеса. Выступая на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), он отдельно отметил достижения руководителей отечественных компаний и их управленческих команд. «В короткие сроки в условиях серьезного внешнего давления они сумели перестроить инвестиционные и торговые цепочки, наладили логистические маршруты, открыли новые направления для кооперации и сотрудничества с предсказуемыми, добросовестными зарубежными партнерами», – сказал Владимир Путин.

Руководитель Школы управления «Сколково» Александр Ким обращает внимание, что в отношении любого бизнеса можно выделить три стадии развития в условиях возникающих необходимых изменений: пробуждение, видение и пересоздание. 

«Можно сказать, что первая стадия позади – мы проснулись в некой новой реальности. На этой стадии чрезвычайно важно расстаться с прошлым, и, собственно, прошедший год был посвящен этому расставанию, – говорит эксперт. – Теперь предстоит стадия видения. Ей будет, вероятно, посвящен 2023 год. Мы научились вести бизнес в новом мире на операционном уровне, но почти все старые задачи оказались под вопросом. Сюда относится выход на IPO и различные географические рынки. Нужно найти новые долгосрочные цели, объединить их в целостную картину, превратить в программы действий. После этого, вероятно, в 2024–2025 годах, наступит стадия пересоздания, включающая выстраивание полностью нового институционального, технологического и ценностного периметров российского бизнеса».

Gorodenkoff/Shutterstock/FOTODOM

Поддержка свыше

Одной из главных причин уверенных позиций бизнеса в России являются меры господдержки. Какие-то действуют уже не один год, другие внедрены недавно, но их список постоянно пополняется. Государство помогает не только крупному, но также малому и среднему бизнесу (МСБ), которому сложнее «удержаться на плаву» в условиях волатильности. Причем небольшие компании получают поддержку во всех регионах страны. Так, с июня 2023 года льготные кредиты станут доступны предприятиям МСБ на территориях Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей.

Министр экономического развития Максим Решетников привел данные, согласно которым бизнес активно регистрируется на новых территориях – с начала этого года там вновь зарегистрированы 65 тыс. компаний, все они автоматически получают статус МСП и участвуют в госпрограммах.

Но и действующие меры не стоят на месте. Программу поощрения для малого и среднего бизнеса регулятор планирует, по заявлению первого зампреда Банка России Владимира Чистюхина, «дополнительно развернуть» для быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний. Это позволит им легче выходить на организованный рынок капитала и проводить IPO. 

Согласно данным ЦБ РФ, даже у крупных российских компаний на бирже обращается в среднем 32% акций. Расчеты регулятора показывают: если отечественные компании поднимут долю акций в обращении хотя бы на 3 пункта – до 35%, это позволит привлечь более 3 трлн рублей. Если доля акций в обращении дойдет до 50%, это позволит привлечь почти 7 трлн рублей. Эти средства могут стать дополнительным инвестиционным ресурсом для развития долгосрочных проектов.

Государство уделяет внимание не только системно значимым предприятиям, но и компаниям из других перспективных областей. Так, в мае 2023 года в первом чтении был принят законопроект, предполагающий выделение дополнительной поддержки российским виноделам. Она направлена на закладку новых виноградников, создание селекционных центров и расширение питомников. Соавтор поправок, первый заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев, считает, что виноделие – яркий пример, когда один рубль господдержки возвращается в пяти- или десятикратном размере в виде налогов, создания новых рабочих мест, развития туристической и инвестиционной привлекательности регионов.

SB Professional, Master1305, Gorodenkoff/Shutterstock/FOTODOM

Новые фокусы

Не только высокотехнологичные компании сейчас в топе. В России также активно развивается сфера туризма, тем более что для этого есть все предпосылки. Минэкономразвития подсчитало, что в 2023 году турпоток в России вырастет на 20%. Речь идет как о внутреннем туризме, так и  внешнем.

Отдельный пункт этого тренда – автотуризм. Президент РФ Владимир Путин поручил создать в текущем году программу по развитию автотуризма. В качестве «пилотного» маршрута выбран Санкт-Петербург – Владивосток.
Даже, казалось бы, в давно известных сферах вводятся нововведения, которые в будущем поспособствуют росту компаний, работающих в них. Например, Минстрой РФ разрабатывает правила для строительства деревянных домов высотой 12 этажей. Деревянные многоэтажки вполне могут стать отечественной инновацией и своеобразным видом импортозамещения.

Можем и сами

Импортозамещение – важная тема для современной экономики России. Это поступательный процесс, который длится уже около 10 лет. В 2023 году также планируется много важных проектов в части импортозамещения.  

Все больше уникальных отечественных решений внедряется в промышленности. Недавно уфимская компания «Алком» начала выпускать первые отечественные поликристаллические алмазные резцы для бурения скважин со сложными геологическими условиями. 

Кроме того, в России идет активный переход на импортозамещение изделий из пластика. Для этого правительством уже утверждена новая «дорожная карта» развития нефтегазохимического комплекса. Она в том числе включает заключение инвестиционных соглашений с крупнейшими компаниями страны.

Фармакологический рынок также характеризуют все больше решений для импортозамещения. В одной лишь Москве за последние несколько лет в 1,5 раза выросли объемы собственного производства медицинских препаратов и изделий – от антибиотиков до препаратов для лечения онкологических заболеваний. В целом количество столичных предприятий, создающих товары для импортозамещения в этой сфере, превышает 200. Такую статистику приводит председатель комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике Людмила Гусева.

SB Professional, Master1305, Gorodenkoff/Shutterstock/FOTODOM

Как российские компании повышают эффективность своей работы в 2023 году
75% сокращают расходы.
26% сохраняют или увеличивают объем инвестпрограмм.
30% внедряют энергосберегающие технологии.
26% внедряют цифровые технологии.

Источник: опрос РСПП

Импортозамещение успешно проходит в разных сферах. Например, в Татарстане уже семь предприятий занимаются пошивом спортивной одежды и экипировки. Здесь также действует предприятие по производству хоккейных клюшек «Заряд», созданное экс-капитаном хоккейного клуба «Ак Барс».

Текущую ситуацию Владимир Путин считает уникальной для многих отечественных компаний и призывает их использовать открывшиеся возможности. «Своевременное инвестиционное решение сегодня, безусловно, сторицей окупится завтра. Это верно как для обрабатывающей промышленности, так и для внутреннего туризма, для российских брендов на рынке потребительских товаров и так далее», – отметил президент РФ  на весеннем съезде РСПП.

Тогда же президент РСПП Александр Шохин обратил внимание на особый факт: российские компании успешно реализуют проекты и программы импортозамещения, не только занимая ниши ушедших с отечественного рынка компаний, но и формируя собственные технологические кластеры и решения и даже выводя их на внешний рынок.

Не такие уж маленькие

Вклад в экономику России во многом вносят предприятия малого и среднего бизнеса. По мнению министра экономического развития Максима Решетникова, малый бизнес сейчас является драйвером структурной перестройки экономики. Министр выделяет высокую роль малого бизнеса сразу в нескольких секторах экономики: в обрабатывающей промышленности, машиностроении, металлообработке, секторе IT и туристической отрасли. 

В целом деловая активность МСБ растет уже несколько месяцев подряд. Об этом говорит индекс RSBI, рассчитываемый совместно ПСБ, «Опорой России» и Magram Market Research. Еще в феврале 2023 года он вышел в зону умеренного роста, а в апреле достиг рекордных значений за последние три года. 

Женский взгляд

В последние годы в России наблюдается уверенное развитие женского предпринимательства, что можно также считать одним из трендов 2023 года. По данным аналитического центра НАФИ и комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», индекс женской предпринимательской активности в России (индекс WBI) в этом году также достиг рекорда – нового максимума с 2015 года. Индекс показывает уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в стране.

50% женщин-предпринимателей отмечают улучшение отношения общества к занятию «женским» бизнесом.
38% женщин-предпринимателей считают, что условия для старта своего дела в их регионе стали лучше.

NDAB Creativity, PopTika/Shutterstock/FOTODOM

Топ-3 мотива для начала предпринимательской деятельности у женщин в России:
65% – желание улучшить материальное положение; 
58% – возможность реализовать свои идеи; 
52% – независимость в принятии решений. 

Источник: Аналитический центр НАФИ

Финансы плюс технологии

Рынок финансовых технологий – один из самых технологичных и развивающихся в России. Наработки этого рынка активно используют как крупные, так и небольшие компании.

Согласно исследованию ассоциации «ФинТех», в условиях новых экономических реалий, обусловленных особенностями международных отношений, можно выделить несколько перспектив для развития российского рынка финансовых технологий.

Во-первых, в 2023 году будет продолжаться развитие цифровых финансовых активов, а также поиск практических бизнес-кейсов по токенизации финансовых инструментов в форме цифровых активов. По словам руководителя управления исследований и аналитики ассоциации «ФинТех» Марианны Данилиной, в этом плане Россия находится в глобальном тренде, запуская проект цифрового рубля, что позволит повысить уровень финансовой доступности и даст возможность создавать новые цифровые продукты и сервисы. Это актуально для компаний различного размера. 

Во-вторых, одним из фокусов рынка также является создание инфраструктуры для экосистемы платежных сервисов и трансграничных расчетов. Ее активно развивают участники рынка из разных сфер.

«Еще один ключевой тренд – открытые данные. В 2023 году внимание рынка сосредоточено на развитии открытых API и экосистем по модели «все-как-сервис» (XaaS). Актуально развитие цифровых госсервисов на базе интеграции, использования биометрии, сквозного ID и цифрового профиля юридических лиц для создания инновационных сервисов, где в удобных клиентских путях пересекаются клиент, бизнес и государство, – перечисляет Марианна Данилина. – Большую актуальность также приобретают задачи исследования перспективных инструментов на основе искусственного интеллекта, безопасного и конфиденциального обмена данными, решения вопросов повышения доверия, безопасности и соблюдения этических норм при его применении».

NDAB Creativity, PopTika/Shutterstock/FOTODOM

Чего ждать бизнесу

В сфере малого и среднего бизнеса сейчас идет изменение всего технологического уклада в целом, утверждает руководитель Школы управления «Сколково» Александр Ким. Процесс этот начался еще до пандемии, она лишь ускорила его, отмечает он. 

«Уход многих иностранных компаний стал вторым толчком, создав возможности для занятия высвободившихся ниш на рынке. Однако быстро занять нишу сложно, требуется наличие компетенций, кадров и капитала. И все это наряду с тем, что усложнился доступ к некоторой привычной инфраструктуре, технологиям и ресурсам», – рассуждает эксперт.

Он считает, что все это меняет модели поведения и стратегии предпринимателей, что, в свою очередь, влияет на высокий рост спроса на образование, которое поможет эффективно управлять изменениями и развивать новые бизнес-модели.

«Вероятно, в ближайшем будущем в стране будет наблюдаться рост предпринимательства, будут появляться новые бизнесы и микрокомпании. Они во многом станут тем ответом, который дадут российские предприниматели на уход иностранных компаний, на различные ограничения и продолжающиеся  изменения цепочек поставок. Кроме того, усиливается интерес к работе на международных рынках. Тут проще тем предпринимателям, кто изначально создавал цифровой бизнес – для его модели границ, по сути, нет», – говорит Александр Ким.

Основными трендами развития российского бизнеса в 2023 году станут стремление укреплять партнерство с новыми зарубежными поставщиками и построение новых логистических цепочек, считают в аналитическом центре НАФИ. 

«Лидером среди стран-партнеров, по мнению самих предпринимателей, является Китай. Большой потенциал предприниматели видят в развитии партнерских отношений с представителями бизнеса из Индии, стран СНГ и Юго-Восточной Азии», – говорит директор направления исследований в сфере цифровой экономики аналитического центра НАФИ Лейсан Баймуратова.

Также ожидается рост молодежного предпринимательства – в конце 2022 года треть представителей молодежи говорили, что серьезно задумываются о том, чтобы стать предпринимателями.

«Среди представителей бизнеса остается запрос на развитие – причем не только своей компании и внутренних бизнес-процессов, но и собственных компетенций. 9 из 10 российских предпринимателей хотели бы обучиться чему-то новому и улучшить свои профессиональные, деловые и личностные качества. Главные запросы – развитие цифровых компетенций, знание законодательства, маркетинг и реклама», – рассказывает Лейсан Баймуратова.

Последние исследования показывают, что ориентирование на ESG пока стоит в числе последних в рейтинге корпоративных ценностей российских компаний. Но в глазах общества характеристика «социально ответственный» принципиально важна. По данным аналитического центра НАФИ, 92% представителей российской молодежи подчеркивают важность соблюдения принципов ESG потенциальным работодателем. 

Фото обложки: fuyu liu/Shutterstock/FOTODOM

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter