Почему суп, салат и бургер?
Идея определять экономические тренды с помощью продуктов питания стала популярной в мире более 30 лет назад. Помогли простота подхода, прозрачность расчетов и то, что обсуждать экономику в таком виде может даже тот, кто не особо в ней разбирается. На протяжении ряда лет предлагалось внедрить несколько «съедобных» индексов, но наибольшее распространение в России получили три.
Считается, что именно в салате оливье, борще и бигмаке содержится оптимальное количество широко востребованных ингредиентов, стоимость которых легко отследить. Поэтому эти блюда были выбраны в качестве определенного эталона, по которому оценивается паритет покупательной способности – то, сколько тратят люди на приобретение одного и того же товара.
При этом индекс бигмака является международным, а индекс борща и оливье – отечественные разработки. Расчеты каждого индекса, несмотря на их единую цель, могут быть представлены в разном виде.
Принцип заморского сэндвича
Индекс бигмака известен с 1986 года. Его «запустил» британский журнал The Economist, освещающий экономическую повестку в мире. Для новостей об изменении этого показателя издание даже придумало специальный раздел – «Бургерномика». В самом журнале говорится, что индекс был создан его авторами «как шутливое руководство по определению того, находятся ли валюты на «правильном» уровне».
Тем не менее несерьезная идея приобрела статус мирового стандарта во многих странах, попала в ряд учебников по экономике и стала предметом десятков научных исследований. Сэндвич был выбран неслучайно – в его состав входят популярные во многих странах продукты: котлета из говядины, булочка, маринованные огурцы, сыр и салат айсберг.
Когда говорят об индексе бигмака, иногда просто сравнивают его стоимость в нескольких странах. С 2022 года российский рубль и украинская гривна исключены из индекса. Это связано с приостановлением работы сети McDonald’s в обеих странах – данный факт не позволяет The Economist узнать стоимость нужного товара. К слову, на момент подсчета последнего индекса с участием всех основных стран стоимость бигмака в России была самой низкой.
Просто ознакомиться с ценами на бигмак по всему миру может быть интересно, но индекс умеет намного больше – в частности, определять, как по отношению к доллару США ведет себя та или иная валюта. Например, в январе 2023 года бигмак стоил в Гонконге 21 местную условную единицу, или 5,36 доллара США. Таким образом, «бигмаковский» обменный курс составлял 3,92 гонконгских доллара за один доллар США, или почти четыре сэндвича в Гонконге за один в Америке. Разница между альтернативным и фактическим обменным курсом составила 7,83 доллара, что говорит о недооцененности в начале этого года гонконгского доллара в мировой экономике на 50%.
Изначально за золотой стандарт сравнения был принят доллар США, так как бигмак появился именно в этой стране. Сейчас можно сравнить выбранную валюту с евро, британским фунтом, японской йеной и китайским юанем.
Отечественный подход
Так как бигмак – не самая традиционная для России еда, в определенный момент было решено создать наш собственный индекс. За основу взяли салат оливье как самое популярное праздничное блюдо, содержащее несколько распространенных ингредиентов. Индекс оливье довольно точно показывает процент инфляции путем подсчета цен на входящие в салат продукты.
В данном индексе рубль сравнивается сам с собой, но за разные месяцы, а в качестве меры сравнения принята средняя стоимость оливье. Расчет делается для четырех порций, включающих 0,4 кг вареной колбасы, 0,4 кг маринованных огурцов, 0,4 кг консервированного зеленого горошка, 4 куриных яйца, 0,2 кг майонеза, 0,4 кг картофеля, 0,2 кг моркови, 0,1 кг репчатого лука.
Официально впервые индекс оливье был применен российской газетой «Труд» в 2009 году. Впоследствии несколько разных компаний рассчитывали его самостоятельно. Последние несколько лет подсчет ведет Росстат – традиционно в канун Нового года.
Не менее популярный в нашей стране показатель – индекс борща. Стоимость борщевого набора рассчитывается уже несколько лет подряд несколькими компаниями. Это блюдо популярно в России и странах СНГ, поэтому расчет индекса на базе него больше подходит под реалии нашей страны, а именно – под список распространенных продуктов. При этом для расчета берутся самые дешевые из них.
В индексе борща обычно используются следующие ингредиенты: картофель – 0,4 кг; капуста – 0,2 кг; лук – 0,08 кг; морковь – 0,08 кг; свекла – 0,1 кг; чеснок – 0,006 кг; мясо курицы – 0,5 кг; сметана – 0,1 кг; хлеб – 0,2 кг.
В начале весны 2023 года дороже всего обходился борщ жителям Анадыря – в среднем на покупку продуктов у них уходило 433 рубля. Меньше всего тратили на борщевой набор жители Волгограда – всего 110 рублей.
Не индексом единым
В России используются и другие «индексы еды» – селедки под шубой, блина, и даже индекс шампанского (последний рассчитывается, исходя из спроса на игристые вина). В целях сравнения могут быть использованы не только продукты, но и любые другие «измерители» – например, есть индекс мужского нижнего белья и красной губной помады.
Эксперты просят не забывать, что подобные индексы созданы скорее для развлечения и не могут заменить серьезных исследований. Да, по ним можно определить некоторые экономические тренды, но они являются лишь неофициальными способами отслеживания изменений.
«Индекс бигмака – это попытка привести покупательную способность национальных валют или доллара в разных странах к какому-то единому знаменателю, – поясняет старший преподаватель бизнес-практики школы управления «Сколково» Владимир Коровкин. – Традиционно этот индекс выявляет переоцененность или, наоборот, недооцененность национальных валют – то есть несоответствие валютного курса покупательной способности. В то же время индекс оливье и индекс борща отвечают за мониторинг инфляции».
По мнению Владимира Коровкина, с малой долей вероятности индексы еды позволяют отслеживать действительно серьезные структурные экономические сдвиги. В этом состоит ограниченность их использования: если что-то изменится в структуре потребления, индексы не дадут возможности это увидеть, тем более оперативно.
«Например, есть страны, где бигмак – это базовая еда, и страны, где это еда скорее для среднего класса. Поэтому сама гипотеза о том, что бигмак в разных странах занимает структурно одинаковое место в экономике и его стоимость может являться базой для сравнения покупательной способности, не очень сильна. То же самое относится к борщу и оливье. Хотя взяты распространенные продукты, на место этих блюд в корзине потребления может повлиять изменение стоимости используемого в блюде мяса».
Впрочем, есть у индексов еды и неоспоримые плюсы. По мнению управляющего директора рейтингового агентства НКР Станислава Волкова, они интересны прежде всего тем, у кого большая доля расходов приходится на продовольственные товары.
«Здесь основное достоинство – прозрачность расчетов: рассчитанные индексы можно без особых усилий проверить самостоятельно. Именно с этой целью в них обычно включают товары, цена которых мало отличается внутри страны или региона, для которого рассчитывается индекс, – говорит Станислав Волков. – Если пытаться заменить их на более комплексные индексы, которые будут включать очень широкий набор товаров, сразу упадет прозрачность расчетов, в том числе из-за различий цены одного товара или услуги в разных местах и магазинах, наличия скидок и других тонкостей».
Тем не менее каждый «съедобный» индекс получается четко привязанным к определенному продукту или набору продуктов. При этом совсем не учитывается, какое именно место они занимают в потребительской корзине. Немаловажно и то, что как минимум в России стоимость одних и тех же продуктов может значительно отличаться от региона к региону в зависимости от сезона и доступности. Это может давать трехкратную разницу при расчете индекса в центральных и труднодоступных районах, что уже можно отнести к значимой статистической погрешности (яркий пример – индекс борща).
«Стоит понимать, что любой индекс – это некая условность. Но для популяризаторских целей действительно стоит брать блюда, требующие целого ряда ингредиентов. Правда, за скобками остаются непищевые товары. Под них теоретически можно создать параллельную группу индексов. Либо в тот же индекс борща попробовать включить стоимость мытья тарелки, учитывая затраты на воду, моющие средства и тому подобное», – рассуждает Владимир Коровкин.
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах обращает внимание, что индексы еды призваны главным образом отслеживать динамику цен. Причем в тех секторах, которые при оценках инфляции могут не учитывать государственные ведомства. Например, официальные расчеты уровня инфляции часто не включают продукты и бензин.
Что может понять по индексу человек, не погруженный в экономику? Например, оценить средний рост или снижение цен на тот или иной набор продуктов, сопоставив его с собственными наблюдениями и ожиданиями. Это может стать базой для пересмотра финансовых планов или семейного бюджета. В то же время имеющиеся индексы еды устарели и «приелись», уверен Антон Табах. Впрочем, создавать новые не имеет смысла, так как все они строятся на одних и тех же принципах.
С ним не согласен Владимир Коровкин из «Сколкова»: «Индексы не устарели и не устареют, это хороший наглядный инструмент. Иногда есть смысл обращать на них внимание и для официальной статистики: если возникают кардинальные различия между простыми бытовыми индексами и используемыми в статистике корзинами, стоит задуматься и, возможно, пересмотреть потребительские корзины, – поясняет эксперт. – Есть более научные альтернативы индексов, хотя они могут быть менее прозрачны. Тут возникает неустранимая дилемма: чем более широкий и сбалансированный индекс вы используете, чтобы охватить все аспекты потребления, тем больше вероятность, что он будет «скрывать» динамику реальных доходов – за счет того, что в нем могут быть неравномерные изменения цен. Большие изменения в одной группе будут нивелироваться меньшими изменениями в другой группе».
Фото обложки: Dmitry Demidovich/Shutterstock/FOTODOM