В малом бизнесе работа с молодыми специалистами — это win-win: джуниоры получают возможность попробовать себя в разных задачах без бюрократии, а бизнес — джуниоров с незашоренным взглядом, которых можно вырастить в успешных менеджеров. В материале расскажем, как искать, нанимать и развивать начинающих сотрудников.

1 сентября 2023
Виктория Альбертова

Ваши будущие джуниоры — кто они?

Всем, кто сейчас ищет молодых специалистов, важно понимать их поколенческие особенности: ценности, отношение к труду и деньгам, уровень социализации. Когда мы говорим о начинающих сотрудниках в 2023 году, мы имеем в виду людей поколения Z, зумеров. О них ходит много легенд: например, что они не любят работать, с трудом ладят с коллегами, долго не держатся на одном месте и всем возможным графикам работы предпочитают удаленку. Недавнее исследование ВШЭ показало, что многие из этих характеристик — миф или сильное преувеличение.

73% опрошенных не ставят работу на первое место в жизни. Однако об отсутствии мифической зумерской лени и «порочной независимости» говорят высокие цифры в отношении сверхурочной работы: две трети опрошенных (61%) согласны при необходимости работать больше часов, чем прописано в договоре.

Таким образом, зумеры, безусловно, не наплевательски относятся к труду, а скорее смотрят на карьеру иначе: больше половины опрошенных (53%) стремятся к гибкой карьере и лишь менее трети (29%) — к традиционной. Под гибкой карьерой подразумевается возможность попробовать свои силы во многих сферах.

Для бизнесменов из других поколений это может звучать не очень понятно, однако не стоит смотреть на зумеров как на «вечных фрилансеров», легко переходящих от одного работодателя к другому. Стремление найти дело жизни (хоть и, возможно, не всей) у них также есть: собственный бизнес хотели бы иметь 59% респондентов. А это значит, что очень многие после учебы захотят попробовать себя в небольших компаниях, поскольку там основы ведения бизнеса понять проще.

Работу в офисе предпочитают 44% опрошенных, а остаться дома хотят 42%. Представление о некоторой замкнутости зумеров и «уходе» в гаджеты также не коррелирует с реальностью: за индивидуальный характер работы — в одиночку, без коллектива — выступает лишь четверть, а еще более половины, 63%, хотели бы обсуждать задачи с коллегами.

Найм — по правилам соискателей

У небольшого бизнеса в гонке за головами сегодня есть преимущество: в отличие от «функционально» смотрящих на карьеру миллениалов, зумеры обращают меньше внимания на громкий бренд работодателя. Им важнее «смэтчиться» с компанией по ценностям, гибкому подходу к работе и полезности их труда.

Чтобы продемонстрировать привлекательность именно вашей вакансии, нужно начать «мыслить как зумер». Начнем с описания вакансии. Каким оно должно быть?

  • Подчеркните ценности компании. Вспомните, для чего начинали это дело вы или ваши фаундеры. Сформулируйте в паре предложений.
  • Опишите функционал сотрудника с фокусом на полезности его роли. Лучше отойти от стандартных формулировок вроде «создание лендингов» или «написание кода», а прямо рассказать, как работа будет влиять на финансовый результат или функционирование компании.
  • График работы: разумеется, зумеры предпочитают свободный или гибридный. Если же вакансия предполагает постоянное присутствие в офисе и фиксированные часы, обязательно поясните, какие есть поблажки (перерывы, подмена при болезни) и какой на этой должности карьерный рост.
  • Зарплата должна быть указана хотя бы в виде вилки, так как зумеры довольно прагматично смотрят на работу: ценности, разумеется, важны, но без понятного уровня дохода они не сработают.
  • Размещать вакансии стоит в местах скопления молодежи: телеграм-каналы и паблики в соцсетях давно обошли по популярности карьерные сайты. Особенно выигрышно смотрятся вакансии в сториз, рилсах или даже у блогеров в TikTok.

Что касается собеседований, то ваша задача на них — продолжать линию описания вакансии. Важно дать понять кандидату, что, несмотря на юный возраст, вы рассматриваете его как взрослого ответственного сотрудника и готовы быстро его повышать при хороших результатах — в отличие от миллениалов, зумеры верят в быстрый рост в компании и не готовы по 10 лет находиться на одном грейде. При живом общении также важно отойти от шаблонов: вопросы про ближайшие 5 лет или «ваши сильные стороны» лучше адаптировать к тому, что нужно на конкретной должности. Одеваться на собеседование лучше неформально и того же ожидать от кандидата.

Продуктивная работа — без печенек, но со смыслом

Одно из модных понятий, пришедших из психотерапии, — осознанность — особенно хорошо «осознано» зумерами. А значит, главное в работе для них — это ее смысл, возможность своим трудом помогать другим людям (например, коллегам и клиентам) или компании как таковой. Поэтому в работе важно поставить задачи, которые будут работать на конкретные показатели. Отчетность по задачам должна быть прозрачной, чтобы сотрудник мог как ощутить значимость своей задачи, так и набраться опыта. Кроме того, как следует из результатов упомянутого ранее исследования, зумеры очень ждут от руководителей обратную связь.

О коммуникации с зумерами стоит сказать отдельно. Выросшие в эпоху «экологичного» общения, зумеры быстро идентифицируют манипуляции, не терпят разговоров на повышенных тонах и отношения к себе «сверху вниз». С ними стоит общаться на равных, прямо говорить, что вам не нравится в их работе (разумеется, критику стоит высказывать при личном общении, а не в чатах и общественных пространствах) и обязательно хвалить за заслуги. Большую часть коммуникации стоит вести в чате (не по почте!), а для расширенной обратной связи проводить регулярные встречи один на один.

Поскольку поколение зумеров выросло в эпоху быстрого и доступного интернета, они отлично ориентируются в цифровом мире, мессенджерах, программах, полезных ресурсах в интернете. Поэтому если компания не использует современные технологии, такие как например, CRM-системы, то молодые сотрудники могут быстро разочароваться в работе. Но есть один выход: можно доверить зумеру внедрение CRM или другой современной программы в ваш бизнес. Это станет челленджем для молодого сотрудника и почти наверняка взбодрит саму компанию и покажет новые точки роста.

Экологичность, инклюзивность, прозрачность финансовых результатов — вот неполный список «стартапных» принципов работы, которые зумеры уважают и жаждут увидеть у потенциального работодателя. Для менеджера здесь главное — не пытаться воплотить у себя весь список, а найти те из трендов, которые можно осмысленно внедрить в вашем бизнесе. Кроме того, как и в случае с новыми технологиями, изменение бизнеса в сторону большей прозрачности и экологичности также можно доверить самому зумеру.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter