Государство оказывает различные меры поддержки представителям малого и среднего бизнеса, которые экспортируют свои товары за рубеж. К ним относятся, например, компенсация по экспортным кредитам, возмещение стоимости участия в зарубежных ярмарках и выставках, помощь в сертификации товаров под требования внешних рынков и многое другое. В этом материале подробно расскажем о том, какие меры поддержки существуют для российских МСП-экспортеров.

25 декабря 2023
Кристина Оленёва

Поддержка для таких предпринимателей в России оказывается в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Его реализация рассчитана на период с 2019 по 2024 год включительно. Руководит проектом министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Благодаря такой поддержке владельцы промышленного малого и среднего бизнеса получают возможность выходить на новые рынки.

Для отечественных аграриев разработаны фитосанитарные и ветеринарные нормы согласно принятым в международной торговле требованиям. Куратором этого направления выступает Минсельхоз России. Институция также реализует мероприятия по развитию мелиоративного комплекса, программы по поддержке создания и модернизации объектов агропромышленного комплекса, а также принимает меры по стимулированию производства масличных культур. Так, например, компенсируется часть затрат аграриев, которые стремятся повысить свою конкурентоспособность на международных рынках. 

Кроме того, для поддержки была создана целая комплексная цифровая служба «одного окна» на базе Российского экспортного центра (РЭЦ). Кстати, по данным организации, за время действия нацпроекта количество предпринимателей, которые возят свои товары за границу нашей страны, выросло на 57%.

«Общее количество наиболее подготовленных к экспорту МСП-компаний сейчас составляет менее 150 тысяч на всю страну, и почти половина из них уже являются экспортерами. В 2022 году в России количество МСП-экспортеров превысило 62,5 тысячи. Это абсолютный рекорд, а прирост относительно 2021 года составил более 13%. Нам важно увеличивать их количество и дать им весь необходимый инструментарий для того, чтобы они смогли добиваться новых высот», — отметила генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.

Сам РЭЦ — это институт поддержки несырьевого экспорта. Он объединяет предпринимателей, предоставляет экспортерам финансовые и нефинансовые меры поддержки.

Какую помощь можно получить?

Государство может профинансировать участие предпринимателя в международных выставках и бизнес-миссиях для поиска новых деловых контактов и рынков. Кроме того, компании-экспортеры могут рассчитывать на помощь в сертификации своих товаров и лицензировании их, а также на компенсацию логистики и многое другое. Активно помогают бизнесу такие госучреждения, как Минпромторг России, РЭЦ и «Агроэкспорт», а также региональные Центры поддержки экспорта (например Московский экспортный центр (МЭЦ) или Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта).

Всего на территории России 82 таких организации, в каждом субъекте страны. Поддержка в них схожая. Разберем несколько ее видов. Так, предпринимателям из Петербурга предлагают порядка 12 услуг, среди которых транспортировка продукции и участие в акселераторах.  

Первая включает в себя содействие в организации и осуществлении логистики, погрузку и разгрузку товаров, сортировку, маркировку и переупаковку на территории нашей страны. Эта мера поддержки оказывается на условиях софинансирования: центр оплачивает до 80% расходов по России, при этом не менее 20% трат предприниматель закрывает самостоятельно. Также важно, чтобы сумма для одного представителя МСП не превышала 500 тыс. рублей.

Вторая мера поддержки — акселерационные программы. Это проекты, которые направлены на выявление новых идей в среде предпринимательства или для развития уже имеющихся. Так, в ноябре закончился набор на программу «Экспортный форсаж». Ее цель — реализация потенциала компаний МСП в сфере поставок и продаж в другие страны мира. Акселератор направлен на формирование системного подхода к бизнесу — от выбора рынка до оптимального логистического маршрута и снижения издержек. Такие проекты проходят на регулярной основе.

В столице помощь предпринимателям оказывает Московский экспортный центр. Одна из его мер поддержки — возможность продавать свою продукцию в зоны Duty Free. Это позволяет представить товары на международных рынках, не выезжая из Москвы. Первым международным аэропортом в программе стало «Шереметьево».

Немаловажно, если вы только-только вступаете на путь предпринимателя, который хочет продавать свою продукцию за рубежом, пройти Школу экспортеров. Ее организует РЭЦ (Российский экспортный центр). У школы большой арсенал образовательных программ для любых компаний — от МСП до крупных корпораций. Пройдя обучение, вы получите необходимые знания, экспертизу и компетенции, чтобы стать мощным игроком на международных рынках.

Субсидии и гранты

Региональные экспортные центры также оказывают финансовые меры поддержки бизнесу. И вот некоторые из них. Например, МЭЦ выделяет компаниям гранты на экспорт. Предприниматели, которые заключили контракт на сумму не менее 6 млн рублей, могут рассчитывать на, по сути, экспортный кэшбэк — это 10% от суммы, поступившей по «закрытому» договору с отметкой о снятии с валютного контроля не ранее 1 января 2019 года или поступившей по «открытому» договору в период с 1 января того же года до даты подачи заявки. МЭЦ также выделяет средства на сертификацию систем менеджмента и продукции, получение патентов и транспортировку товаров за рубеж.

В Санкт-Петербурге выделяются субсидии на покрытие части затрат организации на участие в международных ярмарках и выставках. Компенсация предоставляется в размере 50% от общей суммы затрат, но она не должна превышать 750 тыс. рублей.

Более подробную информацию можно узнать на сайте нацпроекта.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter