По данным «Эксперт РА» рынок цифровых финансовых активов в России в 2024 году вырастет более чем вдвое – с 60 до 125 млрд рублей. Впечатляющие темпы объясняются, в частности, тем, что до 2021 года рынка вообще не существовало. С учетом потенциальных выгод для государства и других участников рынка можно ожидать продолжения тренда. 

18 апреля
Алена Булавка
Александра Никольская
Shutterstock.AI/FOTODOM

Виды цифровых активов

В марте 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о расчетах в ЦФА во внешней торговле. Он предоставляет возможность проводить международные расчеты с использованием цифровых активов как средства платежа. 

Цифровые финансовые активы (ЦФА) – это класс финансовых инструментов, которые представляют собой цифровые права на денежные требования, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права по эмиссионным ценным бумагам или права требования передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.

ЦФА – это аналог стоимости товара. В эту «оболочку» можно завернуть любой товар – от золота и элитной недвижимости до акций и финансовых обязательств компаний. Сейчас в этот формат «упаковываются» только денежные требования, что делает их похожими на облигации. При этом законодательство позволяет выпустить в цифровом виде акции непубличного акционерного общества, права требования передачи акций или облигаций или даже возможность осуществления прав по ним. Это может сделать ЦФА гибким инструментом, непохожим на другие, и повысить их привлекательность для инвестиций. 

Первые выпуски цифровых финансовых активов и сделки с ними состоялись в 2022 году. Эмитентами выступили крупные промышленные компании. Так, «Норникель» провел сделку, которая была обеспечена палладием, а «Красцветмет» выпустил ЦФА на корзину драгоценных металлов, включавшую золото и серебро. Повышенный интерес к размещению цифровых активов наблюдается у компаний строительного сектора, а также у факторинговых, добывающих и IT-компаний. 

Shutterstock.AI/FOTODOM

Согласно оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), в 2023 году общее количество выпусков ЦФА в России составило около 350, а объем рынка – порядка 60 млрд рублей. По мнению экспертов, в течение трех лет в умеренно оптимистичном сценарии объем этого рынка может достичь 500 млрд рублей. 

Прежде всего среди всех видов ЦФА необходимо выделить четыре основных, говорит Юлия Хандошко, CEO европейского брокера Mind Money. Первый – это цифровой рубль и все, что с ним связано. Интерес властей в этой сфере абсолютно ясен: переход на цифровой рубль позволит государству лучше и тщательнее контролировать экономику и, в частности, банковскую систему и движение денег. 

Второй тип ЦФА – традиционные криптовалюты. В ближайшее время никакого прорыва в этой области не будет. На данный момент государство заинтересовано в других задачах. 

Третий тип – смарт-контракты. Преимущества этого вида заключаются в упрощении заключения договоров, экономии времени и средств для компаний. Многие крупные российские игроки уже протестировали смарт-контракты и активно переходят на них – например, «Норникель». 

Четвертый вид применения ЦФА – использование в международных расчетах. Наша страна находится в начале длинного пути, а именно на пороге создания единой валюты БРИКС вместе с другими странами-партнерами. Единая валюта будет построена на ЦФА.

Юлия Хандошко отмечает, что современная финансовая система становится абсолютно ненужной при переходе на цифровые активы. Если быть точнее, они позволяют государству эмитировать валюту и сразу запускать ее в обращение. То есть ни банки, ни брокеры в этой цепочке становятся не нужны. 

Борис Богоутинов, управляющий партнер Консалтинговой компании «2Б Диалог»:

«Если говорить о цифровизации российского фондового рынка, то она только началась. ЦФА станут сильным драйвером этого процесса, но такие активы следует правильно внедрить в традиционную финансовую инфраструктуру.

Сегодня российский рынок ЦФА предназначен для квалифицированных участников. В связи с этим неквалифицированным инвесторам разрешается инвестировать в относительно безрисковые цифровые активы, обеспеченные драгоценными металлами. Их главные особенности – отсутствие расходов на выпуск токенов и операции с активами, простота транзакций по принципу «из кошелька в кошелек» и безопасность, выстроенная на архитектуре криптографической защиты информации».

Операторы ЦФА

Выпуск и обращение ЦФА проходит на официальных платформах – операторах информационных систем, деятельность которых регулирует Банк России. Сейчас в реестре ЦБ насчитывается 10 платформ, выпускающих цифровые активы: кредитно-финансовые организации (Сбербанк, Альфа-Банк, Еврофинанс Моснарбанк), Национальный расчетный депозитарий, СПБ Биржа, «Атомайз», «Лайтхаус», «Системы распределенного реестра» («Мастерчейн»), «Токены» («Токеон») и «Блокчейн Хаб», который входит в экосистему МТС. Оператором для обмена и формирования вторичного рынка цифровых финансовых активов выступает Мосбиржа. 

«ЦФА создают и развивают инновационную инфраструктуру для проведения международных расчетов, для привлечения инвестиций в РФ и упрощают доступ к капиталу внутри страны, – говорит Любовь Коченькова, партнер юридической фирмы BKHK Law Firm. – Причем, используя технологии блокчейн и смарт-контрактов в ЦФА, можно значительно упростить контроль за финансовыми операциями, они станут транспарентны для регуляторов». В условиях отключения РФ от SWIFT-платежей, угрозы наложения вторичных санкций на участников финансового сектора, которые по-прежнему взаимодействуют с российскими компаниями, нашей стране необходимо иметь альтернативные механизмы расчетов с внешним миром, с теми контрагентами, которые по-прежнему хотят и рады с нами вести дела, добавляет эксперт. «В использовании и распространении одной из самых многообещающих технологий заинтересованы и государство, и бизнес, и участники по обе стороны инвестиционной сферы, – отмечает Данил Поминов, аналитик портала PROCFA.ru. – Благодаря ЦФА у компаний появляется технологичный эффективный инструмент для привлечения финансирования (прежде всего как альтернатива выпуска облигаций), управления акционерным капиталом, других специфических кейсов, например токены для мотивационной программы сотрудников «Норникеля». Особенно интересны эти возможности для растущего бизнеса, традиционные способы финансирования у которого ограниченны или имеют высокую цену. Возможно, развитие ЦФА придаст импульс и венчурному инвестированию». 

Токен – это долговые обязательства, по которым владелец ЦФА имеет право получить от эмитента, выпустившего цифровой актив, его номинальную стоимость. По сути, это аналог классических финансовых инструментов, которыми их держатель может распоряжаться на свое усмотрение.

Ложка дегтя 

Закон о ЦФА в международных расчетах стал важным шагом в развитии регулятивной базы для использования новых финансовых инструментов в России, говорит Дмитрий Каштанов, главный исполнительный директор финтех-платформы Mandarin. По его мнению, документ положил начало формированию правового поля для использования ЦФА в международных расчетах. В свою очередь, это может способствовать диверсификации методов платежей и снижению зависимости от традиционных финансовых систем, которые могут быть подвержены внешним санкциям или ограничениям. 

Дарья Верестникова, коммерческий директор SafeTech, считает, что принятие закона о возможности использования ЦФА для обслуживания внешнеторговых операций – важный шаг, который позволит снизить проблемы, связанные с санкционным давлением на нашу страну.

Впрочем, не все эксперты разделяют уверенность, что ЦФА может стать аналогом SWIFT. Дело в том, что, как уточняет Севиль Баер, директор проектов в Arthur Consulting, во внешнеторговых контрактах могут быть использованы те ЦФА, которые выпущены российским оператором информационных систем, иностранные же контрагенты должны будут регистрироваться на этой платформе. 

С этим согласен и Андрей Михайлишин, генеральный директор ООО «Цифровые платежи», сооснователь CFA CENTER. По его словам, разрешение использовать ЦФА в международных сделках не приведет ни к каким переменам в сфере трансграничных расчетов. «Для этого нужно выполнение как минимум одного из двух условий, – уверен эксперт. – Первое: Россия вводит регулирование криптовалют в соответствии с лучшими практиками и гармонизирует свое законодательство в сфере оборота ЦФА с понятиями «криптовалюта» и «стейблкоин». Второе – страны, с которыми Россия ведет торговлю, приводят свое законодательство в соответствие с российскими понятиями ЦФА. Это нужно для того, чтобы юридические и физические лица – резиденты этих стран могли учитывать на своем балансе и платить налоги с операций с ЦФА». Вряд ли страны, у которых налажено регулирование цифровых валют и оно соответствует мировым практикам, будут менять свое законодательство под уникальное российское регулирование. 

Свою ложку дегтя вносит и Александр Беспалов, основатель международного консалтингового бутика Bespalov Finance, сопредседатель общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия»: «Все заинтересованы в международных расчетах и, скорее всего, банки и площадки предложат инструменты, которые будут использоваться в расчетах с зарубежными партнерами. Но это не значит, что мы вдруг сможем легко и просто платить в недружественные страны. Поскольку они как не работали с российскими банками, со SWIFT и с валютой из России, точно так же не будут принимать и использовать механизмы, которые разработаны в России по ЦФА». 

Выход есть

Как говорит Севиль Баер, для некоторых компаний эмиссия ЦФА может стать своеобразной тренировкой перед выходом на биржу, заменить pre-IPO. С другой стороны, использование ЦФА помогает снизить зависимость от традиционных финансовых инструментов, таких как кредиты, и стимулирует инновационную активность в экономике. Эмиссия ЦФА обеспечивает компаниям простой и быстрый доступ к финансированию, что позволяет быстрее реализовывать бизнес-проекты и расширять свою деятельность. 

Александр Барышников, руководитель направления по развитию цифровых проектов BitRiver, считает, что имеет смысл обеспечить полноценный допуск инвесторов к обращению ЦФА. Сейчас правила регистрации и идентификации на платформах ЦФА имеют достаточно жесткие и трудоемкие для инвесторов требования. Кроме того, целесообразно развивать вторичный рынок цифровых активов. Также можно было бы подумать о создании регуляторных каналов для взаимного обмена и котирования российских цифровых активов на иностранных криптоплощадках.

Цифровые активы могут дать импульс развитию инвестиционного рынка России. Главное их преимущество для розничных инвесторов – возможность формирования диверсифицированного инвестиционного портфеля. Дорогостоящие активы можно дробить на отдельные токены и предлагать частным лицам по доступным ценам. Приобретение таких «частей» позволяет инвестировать в недвижимость, бриллианты и иные дорогостоящие активы людям, которые располагают относительно небольшими средствами. 

Фото обложки: Shutterstock.AI/FOTODOM

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter