– Российские компании и банки активно подхватили ESG-повестку. Каким вы видите развитие ESG-подхода для банков в новых условиях?
– ПСБ давно и активно участвует в ESG-повестке, в частности, как член проектной группы по ESG-банкингу Ассоциации банков России продвигает инициативы для развития повестки устойчивого развития среди финансовых институтов. Многие из наших инициатив уже прорабатываются Банком России.
Так, в апреле 2024 года состоялся съезд Ассоциации банков России, в ходе которого глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала, что регулятор планирует распространить с 1 января 2025 года стимулирующее регулирование при кредитовании проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики на проекты устойчивого развития. Для таких проектов существует своя специальная таксономия. Она охватывает проекты в сфере образования, здравоохранения, проекты по поддержке занятости, уязвимых слоев населения, по защите окружающей среды, по снижению климатических рисков. Все это важно для развития человеческого капитала и конкурентоспособности нашей экономики. Также для проектов устойчивого развития предполагается выделить отдельный лимит в размере 30% из общего лимита по стимулирующему регулированию (речь о специальных мерах по поддержке кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, внедренных Банком России в 2023 году, которые должны дать прирост кредитования до 10 трлн рублей).
– Но это не единственная инициатива регулятора по поддержке кредитования ESG-проектов…
– Да, Банком России параллельно прорабатываются и другие инициативы. Например, по продлению до 2030 года действия субсидий из федерального бюджета в рамках постановления Правительства РФ от 30 апреля 2019 года № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий, и (или) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами,
в которых участвует Российская Федерация, на реализацию инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий». Также планируется предусмотреть дополнительные стимулы для проектов технологического суверенитета, если они одновременно решают задачи низкоуглеродного развития.
В этом году планируется окончательно разработать стимулы для проектов, соответствующих таксономии устойчивого (в том числе зеленого) развития. В частности, речь идет о льготах по налогообложению доходов инвесторов по облигациям, соответствующим критериям устойчивого развития (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 года № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития
в Российской Федерации»). Внедрение стимулирующих мер для финансирования проектов устойчивого развития и ESG-проектов будет способствовать развитию российской экономики и поддержанию финансовой стабильности.
– Какие ключевые направления работы над вопросами экологии и ESG
вы бы выделили на перспективу ближайших 10 лет? И какие
у Промсвязьбанка планы по этому направлению на ближайшее время?
– В 2022 году в Банке был создан центр компетенций, курирующий повестку устойчивого развития, – Управление устойчивого развития. В 2023 году были утверждены основополагающие документы в сфере развития ESG-повестки
в Банке – Стратегия устойчивого развития ПАО «Промсвязьбанк» на период 2024–2028 годов и Политика в области ответственного финансирования. Политика закрепляет наши обязательства в сфере ESG-финансирования
и устанавливает правила и принципы осуществления ответственного финансирования и раскрытия информации о принятых подходах внутри банка.
Список проектов устойчивого развития, финансируемых ПСБ, по состоянию на конец 2023 года насчитывал более 50 проектов; общий объем кредитно-гарантийного портфеля в сфере устойчивого развития составил
114 млрд рублей, а совокупный объем размещенных облигаций в сфере устойчивого развития при участии ПСБ за все время – с 2021 по 2023 год – составил 179 млрд рублей.
В 2024 году мы запускаем финансовые и нефинансовые продукты устойчивого развития. Под финансовыми продуктами устойчивого развития мы подразумеваем зеленые, переходные кредиты, а также облигации для финансирования проектов устойчивого развития, адаптационных проектов
и социальных проектов. Кроме того, в этом году ПСБ получит ESG-рейтинг.
– А что будут представлять собой нефинансовые продукты?
– Они будут носить консультационный характер. Мы будем оказывать консультационные и методические услуги российским компаниям, которые хотят осуществить ESG-трансформацию, управлять своим углеродным следом и климатическими рисками, а также консультационные услуги в области GR.
– Можете привести пример?
– Например, в рамках оказания консультационных услуг в сфере ESG возможна оценка текущего ESG-профиля компании и разработка рекомендаций по улучшению экологической составляющей, консультационное и методическое сопровождение в рамках получения ESG-рейтинга (включая написание ESG-стратегий, политик в области ESG и др.), услуги ESG-консультирования в рамках верификации проектов, консультационные услуги в сфере управления углеродным следом
и климатическими рисками и другие услуги.
В рамках оказания консультационных услуг в сфере GR возможно получение более выгодных условий предоставления финансовых инструментов, в том числе получение мер государственной поддержки, включая подготовку комплекта соответствующих документов, а также других льготных условий.
– Что сейчас происходит с рынком облигаций в сфере устойчивого развития? Выпускаются ли облигации, средства от размещения которых направляются на повышение качества водных ресурсов?
– Рынок облигаций в сфере устойчивого развития в России уверенно формируется, совокупный объем таких облигаций на российском рынке в 2023 году составил 142,8 млрд рублей, что на 34% превышает результат 2022 года. По состоянию на январь 2024 года в базу данных «ВЭБ.РФ» включено 15 выпусков зеленых облигаций, в том числе прошедших верификацию на соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 21 сентября 2021 года № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации». При этом только один из этих выпусков предусматривает инвестиции, нацеленные на повышение эффективности управления водными ресурсами. Речь идет об эмиссии зеленых облигаций «ВЭБ.РФ» совокупным объемом 50 млрд рублей, направленных на рефинансирование четырех проектов, в том числе проекта по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска.
– А что же такое синяя экономика?
– Синяя экономика охватывает целый ряд секторов, включая рыболовство, аквакультуру, туризм, возобновляемую энергетику, судоходство
и биотехнологии. Она направлена на стимулирование инноваций и внедрение устойчивых методов ведения хозяйственной деятельности, которые максимизируют экономические выгоды при минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Сегодня России особенно необходимы проекты по экологическому оздоровлению водных объектов и сохранению уникальных водных систем
в рамках государственных национальных проектов.
ПСБ уже активно участвует в финансировании синих проектов в различных отраслях экономики, в частности в области коммунальной инфраструктуры, модернизации систем водоснабжения и водоотведения, а также в проектах строительства очистных сооружений в Иркутской области и Забайкальском крае.
Кроме того, в целях привлечения внимания заинтересованных сторон
к проблемам в области управления водными ресурсами и к необходимости развития синей экономики ПСБ и Институт исследований и экспертизы ВЭБ в 2024 году провели совместное исследование и выпустили аналитический бюллетень «Водные ресурсы: проблемы и решения». В нем
мы проанализировали глобальные тренды в управлении водными ресурсами, российские и зарубежные практики по их рациональному и устойчивому использованию, международный опыт в области финансирования синих проектов и корпоративные практики раскрытия информации в области водохозяйственной деятельности.
– Как развивается эта сфера в России?
– В настоящее время в России разрабатывается Водная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, которая станет основой для комплексного развития водохозяйственного комплекса страны. Проект стратегии готовит Минприроды России с участием заинтересованных ведомств, научных учреждений и финансовых институтов. Промсвязьбанк также принял участие в обсуждении проекта Водной стратегии Российской Федерации на период
до 2035 года и направил свои предложения и комментарии.
В проекте Водной стратегии пока отсутствует регламентация термина «синяя экономика». В то же время Всемирный банк рассматривает синюю экономику как «устойчивое использование ресурсов океана для экономического роста, улучшения условий жизни и создания рабочих мест при сохранении здоровья экосистемы океана». Мы же предлагаем более емкое определение: в целях реализации Водной стратегии под синей экономикой понимать устойчивое комплексное управление отраслями экономики, связанными с эксплуатацией как морских, так и пресноводных ресурсов, в целях экономического роста, обеспечения экологической безопасности и улучшения качества жизни населения страны.
Очевидно, что водные активы страны – геополитическое преимущество России, а от состояния водного хозяйства зависит качество жизни людей. Для реализации таких проектов необходимо привлечение внебюджетных инвестиций и развитие новых финансовых инструментов, например синих облигаций.
– Какие меры должны быть приняты для развития рынка синих облигаций? За счет чего они могут стать привлекательными для инвесторов, в том числе физлиц?
– В числе ключевых мер – формирование рынка синих облигаций, предназначенных для целевого финансирования проектов, связанных
с устойчивой эксплуатацией водных ресурсов. В настоящее время рынок синих облигаций находится на том же этапе развития, который 10–15 лет назад проходили зеленые облигации. Поэтому важно разработать правильные, эффективные меры поддержки синей экономики, чтобы стимулировать развитие рынка таких облигаций.
В первую очередь считаем важным регламентировать понятие «синие облигации» в рамках Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П
«О стандартах эмиссии ценных бумаг». Такое решение даст сигнал рынку
о важности вопросов синей экономики для Российской Федерации, поспособствует развитию нормативно-правового ландшафта синей экономики в целом, а также послужит драйвером для формирования мер поддержки водных проектов.
– А каков следующий шаг?
– Дополнить постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 года № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» и выделить отдельное направление синих проектов. Сегодня мы видим, что направления деятельности, связанные с защитой и устойчивым управлением водными ресурсами, широко представлены в этом постановлении Правительства РФ, но необходимо двигаться дальше, следуя принципам синей экономики.