Почему в колледж?
В России активно развиваются отрасли, где требуются специалисты со средним специальным образованием (СПО). К ним относятся продажи, информационные технологии, медицина, строительство, промышленность, транспорт и т. д. Среднее специальное образование становится более востребованным: работодателю сегодня зачастую нужны не столько академические знания сотрудников, сколько прикладные навыки. При этом среднее специальное образование быстрее вузовского реагирует на изменения в требованиях рынка труда.
Сейчас в России насчитывается свыше 3,5 тыс. колледжей, в которых обучаются более 3,7 млн студентов почти по 500 профессиям и специальностям для промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной сферы, области искусств, информационных технологий. Молодые люди охотно идут учиться в колледжи и профучилища. В 2023 году в российские колледжи и техникумы поступило 1,2 млн человек (60% 9-классников и 30% 11-классников) – примерно столько же, сколько в вузы.
При этом идея «Колледж вместо вуза» соответствует ценностям поколения зумеров, желающих жить в моменте, легко приспосабливаться к изменениям, не повторять опыт своих родителей. И в этом смысле колледж позволяет значительно быстрее включиться в реальную самостоятельную жизнь: зарабатывать, развиваться, быть независимыми от семьи.
Кроме того, обучение в колледже требует меньше финансовых затрат по сравнению с высшим образованием, а востребованную специальность будущий специалист получает за более короткий срок.
Привлекательным для абитуриентов является и новый подход, который активно внедряется в образовательные программы СПО, – принцип мультиспециальности, когда во время обучения студенты могут освоить не одну, а несколько смежных профессий.
Еще одним существенным плюсом является отсутствие жестких требований по сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Не все школьники готовы проходить эмоционально непростую подготовку к сдаче ЕГЭ, а для поступления в училище достаточно пройти более простые экзаменационные тесты. Поступление с меньшим стрессом, более низкая вероятность отчисления, несомненно, весомый аргумент в пользу среднего образования.
Самыми популярными у абитуриентов колледжей в 2023 году стали специальности «информационные системы и программирование», «сестринское дело», «преподавание в начальных классах». Самые высокооплачиваемые специальности, которые можно получить в средних профессиональных учебных заведениях, – «информационные системы и программирование», «информационная безопасность», «сетевое и системное администрирование».
Господдержка среднего профессионального образования и развитие инфраструктуры образовательных учреждений, программ обучения также способствует росту популярности среднего профессионального образования. Так, в апреле 2024 года правительство РФ выделило 9 млрд рублей для образовательных производственных центров. «Колледжи и предприятия помогут учащимся приобрести необходимый опыт, знание технических наук и технологических процессов», – отметил премьер-министр Михаил Мишустин. А для повышения престижа СПО в 2022 году в России был даже установлен новый официальный праздник – День среднего профессионального образования, он отмечается 2 октября.
Кадровый голод
Потребность в выпускниках средних специальных учебных заведений будет только расти. По данным крупнейшего сервиса по поиску работы HeadHunter, дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в 2024 году: так считает 85% российских работодателей. Сегодня спрос на специалистов рабочих профессий по всей стране превышает количество выпускников колледжей в четыре раза. И как сообщил глава Минпромторга России Денис Мантуров, к 2030 году дополнительная потребность 20 отраслей российской промышленности в кадрах составит 870 тыс. человек.
Решением проблемы нехватки и подготовки кадров может стать вовлеченность крупных компаний в образовательные проекты. Российские предприятия реального сектора экономики стремятся к тому, чтобы подготовка специалистов среднего звена была качественной, а количество студентов, выбирающих рабочие специальности, увеличивалось.
Именно поэтому бизнес активно взаимодействует с колледжами и техникумами, чтобы вырастить профессионалов. Компании создают собственные учебные центры, развивают партнерские программы с колледжами и вузами, разрабатывая совместные программы обучения, создают программы наставничества. Так действуют, например, крупные металлургические и машиностроительные концерны, которые нуждаются в кадрах постоянно, или транспортные компании, где также существует большой спрос на выпускников сузов.
«В транспортно-логистической отрасли сейчас не хватает специалистов, поэтому рынок заинтересован в привлечении студентов и выпускников учебных заведений», – говорит Ольга Зайцева, директор по инновационному развитию ФГУП «Главный центр специальной связи» («Спецсвязь») – одной из крупнейших в России транспортно-логистических компаний. По ее словам, предприятие активно сотрудничает с учебными заведениями – как со среднеспециальными, так и с высшими – в области подготовки кадров, организации разных видов практик, проведении профориентационных мероприятий и стажировок для студентов. «Например, в конце 2023 года Управление специальной связи по Северо-Западному региону стало сотрудничать с Санкт-Петербургским техническим колледжем управления и коммерции. Совместно они будут реализовывать программы подготовки специалистов среднего звена», – отмечает она.
Взаимовыгодная интеграция
Не только бизнес понимает важность развития среднего профессионального образования для роста российской экономики. За последние годы со стороны государства предпринимаются серьезные шаги, чтобы вернуть былой статус и престиж профессиям, не требующим получения высшего образования, и при этом закрыть потребность предприятий в профессиональных сотрудниках.
Так, в 2022 году был запущен федеральный проект «Профессионалитет». Его цель – обеспечивать кадровые потребности реального сектора экономики, для чего в партнерстве с ведущими промышленными предприятиями регионов создаются образовательно-производственные центры (кластеры) среднего профессионального образования.
При разработке проекта учитывались пожелания бизнес-сообщества. «Основными нашими партнерами были работодатели. Потому что они лучше всех знают, какие сегодня профессии востребованы, какие самые главные требования к этим профессиям, на каком оборудовании должны обучаться эти люди. И, посоветовавшись с работодателями, мы выбрали несколько направлений для первого года», – отметила зампред правительства РФ Татьяна Голикова.
Все учреждения СПО и предприятия, входящие в кластер, подписывают партнерское соглашение, согласно которому работодатели получают возможность участвовать в управлении образовательными учреждениями: регулировать разработку и реализацию образовательных программ, определять требуемое оснащение зон по видам работ, привлекать своих работников к наставничеству на производстве. В колледжах и училищах при непосредственном участии опорного работодателя формируются управленческая структура, педагогический состав, разрабатываются новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. При этом компании – участники проекта должны оснащать учебные заведения современным оборудованием.
Как отмечают в Министерстве просвещения России, за 2022–2023 годы было создано 220 кластеров, включающих 925 образовательных организаций в 68 субъектах по 22 отраслям. Регионами-лидерами в реализации проекта являются Оренбургская, Свердловская, Тульская, Мурманская области и Приморский край.
Интересно, что благодаря инновационным образовательным стандартам и различным программам наставничества сроки обучения по многим профессиям в кластерах удалось сократить до двух-трех лет вместо привычных четырех. Таким образом, уже в этом году первые выпускники кластеров – а это 138 тыс. молодых специалистов – придут работать в такие отрасли, как машиностроение, информационные технологии, сельское хозяйство и транспорт.
Структура распределения учащихся СПО по образовательным направлениям (по данным Минпросвещения России за 2022/23 учебный год)
Инженерное дело, технологии и технические науки – 45,98%
Науки об обществе – 25,12%
Здравоохранение и медицинские науки – 10,69%
Образование и педагогика – 5,77%
Сельское хозяйство – 5,55%
Искусство и культура – 4,58%
Гуманитарные науки – 2,26%
Математика – 0,05%
Фото обложки: Shutterstock/FOTODOM