Опасения отечественного бизнеса о том, что в этом году главным препятствием для роста выручки станет недостаток рабочих рук, вовсе не беспочвенны: согласно данным аналитиков hh.ru, по итогам 2023-го на одну вакансию приходилось в среднем порядка 3,8 резюме — это крайне низкое значение.
«Работодателям пришлось серьезно пересмотреть подходы к подбору и найму, и если раньше фокус был на поиске новых людей, то в 2023 году все чаще бизнес говорил об удержании и сохранении команды», — подчеркивают эксперты HeadHunter.
В связи с этим перед HR-специалистами и менеджерами как никогда остро стоит вопрос привлечения и удержания кадров. Выбирая пути решения этого вопроса, бизнес исходит из того, что бесконечно повышать оклады не получится — рано или поздно привлечение талантов за счет высоких зарплат выльется в непомерный рост издержек.
Многие крупные (и не только) работодатели видят решение в так называемых «плюшках» — всевозможных корпоративных бонусах и факторах мотивации, которые не связаны с прямыми денежными выплатами сотрудникам.
Спектр доступных опций в этом направлении очень широк — работодатель может выстраивать бренд и повышать свою ценность в глазах соискателей за счет развитой корпоративной культуры, солидных полисов ДМС, работы с лидерами мнений и даже пресловутых «бесплатных печенек» на кухне.
Не так давно популярность стал набирать принципиально новый для отечественного рынка инструмент нематериальной мотивации кадров — программы корпоративной поддержки сотрудников, или EAP («И-Эй-Пи», англ. Employee Assistance Program).
Что такое EAP?
Программа поддержки сотрудников, или EAP, предоставляет возможность бесплатно пользоваться услугами тех или иных специалистов — например, психологов, юристов, налоговых консультантов, — для решения их собственных личных и бытовых вопросов.
Эти услуги помогают сотрудникам снижать уровень стресса, делегировать повседневные личные дела и быстрее решать проблемы в быту и семье. Благодаря этому растет уровень благополучия и удовлетворенности жизнью, укрепляется физическое и психологическое здоровье персонала, а счастливый и здоровый работник — это продуктивный и мотивированный работник.
EAP предлагают весомые преимущества как сотрудникам, так и бизнесу: первые получают квалифицированную поддержку и помощь в самых разных жизненных ситуациях, а второй — довольных и лояльных работников. И все это за относительно небольшую плату — в среднем годовая подписка на EAP обходится гораздо дешевле, чем, например, ДМС или корпоративный фитнес.
Родина EAP — США, где первые программы появились еще в конце 1940-х годов. Изначально они были в основном направлены на то, чтобы помочь сотрудникам крупнейших компаний избавиться от вредных привычек — например, зависимости от курения или алкоголя.
Чуть позже спектр доступных работникам услуг стал расширяться — популярной опцией стала поддержка психологов для разрешения семейных трудностей и борьбы с выгоранием.
Сегодня в рамках EAP может быть доступен широчайший спектр всевозможных услуг, призванных упростить их быт — от полного сопровождения при оформлении налоговых вычетов и психологической помощи до юридических консультаций и клининга.
Согласно данным Market Growth Reports, в 2022 году мировой рынок программ корпоративной поддержки оценивался в 7,1 млрд долларов США, а к 2028 году вырастет до 9,8 млрд. Если же говорить в целом о рынке well-being-услуг (то есть услуг, направленных на повышение личного благополучия людей), то он, по прогнозам Grand View Research, к 2027 году достигнет 97 млрд долларов США.
На развитых рынках программы поддержки сотрудников предлагает подавляющее большинство крупных работодателей: например, среди американских компаний с штатной численностью более 5 тыс. человек около 97% предлагают своим сотрудникам ту или иную программу поддержки, свидетельствуют данные Международной ассоциации профессионалов в области программ поддержки сотрудников (EAPA).
Результаты различных исследований стабильно говорят о том, что EAP положительно сказываются как на благополучии сотрудников, так и на результатах бизнеса.
Например, исследование, проведенное в 2016-2017 годах в США, показало, что за год благодаря программе поддержки (Federal Occupational Health assistance program) почти на 70% снизился показатель пропусков сотрудниками рабочего времени по различным причинам и более чем на 20% упал показатель непродуктивного присутствия на рабочем месте. Показатель общей удовлетворенности сотрудников жизнью вырос также более чем на 20%, а показатель рабочего стресса снизился на 10%.
Директор Центра развития здравоохранения московской школы управления «Сколково» Марина Велданова, ссылаясь на совместное исследование Aon и Ipsos, отмечает, что выявлена достоверная связь между well-being-результатами — то есть метриками, которыми замеряется атмосфера благополучия в компании, — и результатами компании по бизнесу.
Well-being по-русски
По данным HeadHunter, на конец 2022 года те или иные программы well-being в России реализовывали чуть менее трети компаний (27%). При этом в 2023 году число вакансий, в которых упоминались какие-либо корпоративные бонусы, выросло на 58% — то есть более чем в полтора раза.
Пока самыми популярными бонусами по-прежнему остаются ДМС и корпоративный фитнес, но при этом почти в три раза (+277%) выросло число вакансий, в которых упоминался бонус в формате бесплатных консультаций психологов и юристов — популярность такого формата корпоративной заботы стремительно растет, догоняя мировой тренд.
Анализируя статистику по популярности конкретных бонусов в разных отраслях, эксперты выяснили, что в 2023 году резко выросло предложение психологических и юридических консультаций для сотрудников в сфере розничной торговли (на 25%), а также в секторе услуг для населения (на 20%), перевозки и логистики (на 19%) и финансов (на 10%).
В целом активнее всего well-being бонусы в 2023 году предлагали компании, работающие в сфере розничной торговли (21% от общего числа компаний в отрасли), информационных технологий (15%) и финансов (11%).
Российский бизнес постепенно приходит к выводу, что инвестировать в благополучие и психологическое здоровье сотрудников выгодно. При этом если в недавнем прошлом внимание вопросам well-being уделялось в основном лишь эпизодически — например, в рамках отдельных разовых тренингов с психологами или специалистами по ЗОЖ, — то сегодня предприятия все чаще выбирают системный и долгосрочный подход.
Отечественные компании пробуют разные форматы: некоторые нанимают в штат корпоративных бизнес-психологов или коучей, но большое число предпочитает отдавать функцию заботы о благополучии сотрудников на аутсорс — то есть внешним поставщикам профессиональных услуг. EAP — это как раз про последнее: уже сегодня в России есть поставщики, которые под ключ предоставляют целый комплекс профессиональных well-being-услуг.
«В 2021 году нашим работникам было оказано более 1,8 тыс. консультаций, в 2022 году это число выросло до 3,5 тыс., а в 2023 году – почти 8 тыс. консультаций! Это говорит о том, что утилизация услуг в рамках программы поддержки сотрудников за два года выросла почти в 4 раза», – отмечает начальник управления социального благополучия ПАО «Промсвязьбанк» Светлана Светличная. В ПСБ связывают такой рост с внедрением выездной помощи в 2022 году. Подключение таких услуг, как помощь мастера по дому, клининг и помощь на дороге, позволило банку предоставить своим сотрудникам еще больше возможностей освободить личное время от бытовых вопросов и получить качественную помощь. Расширенный пакет услуг значительно увеличил интерес к программе и повысил удовлетворенность персонала. Программа поддержки сотрудников является важной составной частью социального пакета банка. Более того, планируется увеличение объема услуг и количества доступных сервисов.
В особенности важным фактором высокой востребованности программ корпоративной поддержки выступает рост популярности удаленного и гибридного формата работы. HR-специалисты и менеджеры отмечают, что, несмотря на окончание пандемии, этот формат настолько полюбился сотрудникам, что компании, которые его не предлагают, сегодня зачастую просто неконкурентоспособны.
При этом удаленный формат не всегда позволяет руководителю или HR-менеджеру верно «считать» настроение сотрудника — например, понять, что тот страдает от одиночества, чувствует себя изолированным от команды или находится на грани выгорания и срочно нуждается в поддержке. Программа корпоративной поддержки помогает решить эту проблему: сотрудник может в любой момент обратиться за анонимной консультацией к профессиональному психологу.
«Мы отмечаем, что программы корпоративной поддержки продолжают набирать популярность на российском рынке. Если тенденция I квартала 2024 года продолжится — а она, судя по последним данным, только набирает силу, — за год число участников программ поддержки «ПРАВОКАРД» вырастет примерно на 20% по сравнению с 2023-м», — комментирует Станислав Каплан, генеральный директор компании «ПРАВОКАРД» — одного из крупнейших поставщиков комплексных EAP в России.
Пока российский бизнес только начал распробовать новый для отечественного рынка продукт — программы поддержки сотрудников. Но уже сейчас можно прогнозировать, что его востребованность будет расти. Опыт крупнейших международных компаний и данные исследований свидетельствуют, что это удобный и экономически эффективный HR-инструмент.
Вложения в EAP возвращаются в форме повышения производительности труда сотрудников, снижения длительности больничных и частоты отгулов, роста вовлеченности в рабочие процессы и увеличения мотивации. Это, в свою очередь, напрямую сказывается на финансовых результатах бизнеса за счет увеличения потенциального дохода, который генерирует каждый сотрудник, и сокращения издержек, связанных с «текучкой» персонала, пропусками рабочего времени и низкой продуктивностью на рабочем месте.
Учитывая, какой эффект способны оказать EAP, можно с уверенностью предположить, что уже в ближайшем будущем они станут таким же обязательным атрибутом «приличного» работодателя на российском рынке, как ДМС и корпоративный фитнес, в особенности если учесть, что обходятся они, как правило, гораздо дешевле.
Фото обложки: Shutterstock/FOTODOM