Финансовый омбудсмен решает денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда. По закону компании обязаны исполнять его решения, как и постановления суда. Рассказываем, с какими проблемами можно обратиться финомбудсмену.

14 августа
Любовь Чурсина

Кто такой финансовый омбудсмен?

Это финансовый уполномоченный, который решает денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда. По закону компании обязаны исполнять решения финомбудсмена, как и решения суда.

Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны. Но вместо самого потребителя к омбудсмену может обратиться его посредник. В этом случае он должен будет заплатить за рассмотрение дела 15 тыс. рублей.

Финансовый омбудсмен обычно принимает решение за 15 рабочих дней. Особые сроки — только по спорам о переводе пенсионных накоплений. Они могут занять до 20 рабочих дней. Если же заявление подано через посредника, независимо от темы обращения срок вырастет до 30 рабочих дней. Впрочем, чтобы решать споры через уполномоченного, не нужно быть настолько юридически подкованным, как для судебных тяжб.

С какими проблемами можно обращаться к финансовому омбудсмену?

Уполномоченный поможет, если финансовая организация нарушила договор или закон: не выплатила или недоплатила деньги либо, наоборот, взяла с вас больше, чем положено.

В частности, вы можете к нему обратиться, если микрофинансовая организация (МФО) нарушила условия договора и повысила процент по займу, из-за чего вам пришлось внести больший ежемесячный платеж. Или штрафы оказались больше, чем положено по закону.

При этом финансовый омбудсмен рассматривает не все споры. Есть несколько обязательных условий:

— Обращаться к омбудсмену можно только по договорам частных лиц с финансовыми организациями. Если спорный момент возник по договору, который заключила компания или индивидуальный предприниматель, уполномоченный такие споры не рассматривает.

— Споры должны касаться только денег и имущества. Через финансового уполномоченного можно оспорить только прямые убытки. Компенсацию морального вреда или упущенной выгоды через него получить не удастся.

— Сумма, которую вы можете получить от финорганизации, не должна превышать 500 000 рублей. Исключение — вопросы по ОСАГО и пенсиям: для них нет никаких ограничений. В остальных случаях, если рассчитываете на большую выплату, нужно идти в суд.

— Проблемы с организацией возникли в течение трех предыдущих лет с момента подачи заявления финансовому уполномоченному. Более давние споры омбудсмен рассматривает только в особых случаях. К примеру, вы попросите продлить срок, потому что упустили время из-за болезни.

Если за последние три года вы уже обращались в компанию с претензией и получили денежную компенсацию, но она вам кажется слишком маленькой, вы тоже можете обратиться к омбудсмену. Но когда суд уже вынес решение по вашему спору, уполномоченный не возьмется пересматривать это дело.

Кроме того, если вы пропустили трехлетний срок без веской причины, то вопрос тоже вряд ли получится решить даже через суд. Это связано с тем, что период исковой давности по спорам с финансовыми организациями также составляет три года.

Если проблема не касается конкретной суммы, но вы считаете, что ваши права нарушены, надо обращаться не к финансовому омбудсмену, а в Банк России. Например, если в МФО вам не сообщили полную стоимость займа.

С какими компаниями можно решать споры через финансового омбудсмена?

Решения финансового омбудсмена обязаны исполнять банки, МФО, страховщики (кроме вопросов обязательного медицинского страхования), негосударственные пенсионные фонды (НПФ), кредитные потребительские кооперативы (КПК) и ломбарды. Реестр всех организаций, которые должны сотрудничать с омбудсменом, опубликован на сайте Банка России.

На сайте финансового уполномоченного вы можете посмотреть статистику споров по разным организациям. Она публикуется в приложениях к каждому ежегодному отчету омбудсмена.

Это может стать еще одним критерием выбора банка, страховой компании или другой финансовой организации. Если претензий к компании немного и процент проигранных ею споров мал, это дает ей дополнительное преимущество. Скорее всего, вам не придется столкнуться с проблемами, если вы решите заключить с ней договор. Поскольку статистика открыта, финансовые организации заинтересованы в том, чтобы улаживать споры с клиентами до решения финансового уполномоченного.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter