По шариату
Потенциал исламского банкинга в нашей стране составляет не менее 1 трлн рублей. Такие цифры приводит депутат Госдумы Анатолий Аксаков в интервью РБК. По его словам, эксперимент по внедрению такого вида финансирования, который начался в 2023 году, будет продлен до 1 сентября 2028 года. Закон об этом планируют принять до начала осени текущего года. Регионы-участники останутся прежними – Татарстан, Башкирия, Дагестан и Чечня, однако их число могут увеличить. По словам депутата Госдумы РФ, войти в пилотный проект хотят не менее десятка субъектов.
Исламский банкинг появился в 60-х годах XX века, когда религиозные лидеры мусульманских стран разработали специальный свод правил для финансовых организаций.
По словам управляющего партнера «Консалтинговой компании «2Б Диалог» Бориса Богоутдинова, исламский банкинг сегодня занимает около 7–8% мирового финансового рынка. Основные центры – страны Персидского залива, Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индонезия), Турция и Пакистан. Активно развивается он в Африке и на Ближнем Востоке. В отличие от традиционного европейского банкинга, он основан не только на экономических, но и на религиозных и этических принципах, в данном случае на принципах шариата. Подход к решению финансовых вопросов, основанный на справедливости, сегодня привлекает не только мусульман, но и представителей других религий.
«Если в традиционном банке риск принимает на себя заемщик, то в исламском – кредитор несет долю риска вместе с клиентом, – отмечает директор по коммуникациям группы Denum Игорь Петров. – Это достигается путем совместных инвестиций или сделок аренды. Еще один важный аспект – запрет спекуляций и неопределенности. Операции должны быть прозрачными и понятными всем сторонам сделки».

Основные принципы исламского банкинга
- Запрет на риба (ростовщичество или проценты). Ислам запрещает взимание или выплату процентов по займам. Это означает, что банки не могут предоставлять классические кредиты. Любые доходы должны быть связаны с реальной экономической активностью – торговлей, производством товаров, предоставлением услуг и т.д.
- Разделение прибыли и убытков (мудараба, мушарака). Банк и клиент выступают как партнеры и совместно делят риски, прибыль и убытки в зависимости от успеха бизнес-проекта.
- Запрет на гхарар (неопределенность, спекуляции). Все финансовые операции должны быть максимально прозрачны, а условия сделки заранее четко определены.
- Инвестиции только в халяльные сферы. Запрещено финансировать отрасли, связанные с алкоголем, табаком, игорным бизнесом, оружием и прочими активами, противоречащими исламской этике.
«Все продукты и услуги исламского банка проходят согласование с шариатским советом – группой исламских специалистов, которая следит за соответствием деятельности банка нормам шариата, – рассказывает финансовый консультант Инна Филатова, автор книги «Семейные финансы – это просто». – При этом большое внимание уделяется социальной ответственности. Например, обязательно соблюдение закята – налога на благотворительность в размере 2,5% от имущества, с помощью которого поддерживают нуждающихся».

Исламский банкинг предлагает альтернативные традиционным финансовые инструменты. Среди наиболее популярных:
- Мурабаха – торговое финансирование. Банк приобретает товар по просьбе клиента и перепродает его с заранее согласованной наценкой. Прибыль банка составляет маржа – разница между закупочной и продажной ценой.
- Мудараба – доверительное управление. Один партнер (банк или клиент) предоставляет капитал, другой – управляет проектом. Прибыль делится согласно договоренности, а убытки несет инвестор, если не доказана халатность управляющего.
- Мушарака – совместное инвестирование (партнерство). Обе стороны вкладывают средства и делят прибыль пропорционально своему участию.
- Иджара – исламский лизинг. Банк приобретает актив (например, транспорт, оборудование или недвижимость) и предоставляет его в аренду по фиксированной цене. После окончания оговоренного срока клиент может выкупить актив по остаточной стоимости.
- Сукук – исламские облигации, где вместо финансового долга оформляется доля в активах или инвестиционном проекте. Держатель cукука получает доход от эксплуатации актива.
Дмитрий Макеев, заместитель председателя ПСБ:

«Мы запустили исламский автофакторинг – это эксклюзивный продукт, аналогичного которому сейчас на рынке нет, поэтому мы видим в нем большую перспективу. Вторая группа продуктов – исламские расчетные счета и исламские карты, которые мы разработали в том числе для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Мы отмечаем, что предприятия не только Татарстана, но и России в целом все чаще и чаще обращаются на Восток и ведут свою внешнеэкономическую деятельность с компаниями мусульманского мира, и мы предлагаем им свою помощь в таких сделках».
«Исламский банкинг больше похож на совместный бизнес, где все делят и прибыль, и риски, – поясняет управляющий директор ГК Lime Credit Group (МФК «Лайм-Займ») Олеся Киселева. – Примеры исламских финансовых продуктов, которые ярко иллюстрируют партнерский подход, – это мудараба и вадиа. Мудараба – ситуация, когда клиент предоставляет капитал, а банк управляет им, получая долю от прибыли. Например, человек вкладывает 1 млн рублей, банк инвестирует в торговый центр, а прибыль делится 70/30. Вадиа – аналог депозита, хранение средств с гарантией возврата, но без начисления процентов. Банк может использовать эти деньги, но обязан вернуть по первому требованию».
Исламский банкинг в мире…
Первые исламские банки появились в середине XX века. Уже через несколько лет, в 1970–1980-е годы, крупнейшими центрами халяльных финансов стали Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Малайзия и Турция. Сегодня банкинг по шариату, по данным Исламского банка развития, представлен во многих странах от Юго-Восточной Азии до Африки и Европы. В большинстве государств его доля составляет 30–50% от всей банковской системы, а в Иране и Судане – превышает 50%.
В Европе одним из лидеров направления стала Великобритания. Исламский банк, деятельность которого полностью соответствует законам шариата, был открыт в Лондоне еще в 2004 году. В Германии, во Франции, в Италии и других странах ЕС запущены пилотные проекты по развитию исламских финансов. Интерес к ним наблюдается и в странах СНГ – Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане.
«Сегодня исламская финансовая система занимает не более 2% мирового рынка банковских активов, однако темпы роста превышают показатели традиционных банков», – отмечает Игорь Петров.
По мнению экспертов, большой потенциал для развития направления есть и в немусульманских регионах.
«Причина в том, что этот принцип – не только про религию, но и про этичность взаимодействия, про честные и партнерские отношения. Именно поэтому в той же Европе многие клиенты исламских банков – немусульмане, которых привлекает понятная логика: нет скрытых процентов, – рассказывает Олеся Киселева. – В России такой сценарий тоже возможен».
Все операции в исламском банкинге должны быть максимально прозрачными и понятными — здесь нет места неопределенности и спекуляциям.
…и в России
Россия начала эксперименты с исламским банкингом в 1990-е годы, однако долгое время его объем оставался невысоким из-за отсутствия четкого регулирования. Основными центрами развития стали регионы с мусульманским населением.
Ключевые этапы развития:
- В 2010-е годы появились первые современные исламские финансовые организации, такие как «ЛяРиба Финанс», «Татарстанский исламский инвестиционный дом», проекты в этой сфере начали реализовывать ПСБ, Сбер и Альфа-банк.
- В 2023 году стартовал пилотный проект на федеральном уровне: в четырех регионах – Татарстане, Башкортостане, Чечне и Дагестане – приняты законы, позволяющие официально оказывать исламские финансовые услуги.
По словам Эльмиры Асяевой, доцента кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Плеханова, пилотный проект, начавшийся в России два года назад, предполагает ослабление ряда законодательных ограничений для кредитных учреждений, осуществляющих исламское финансирование. В частности, с них снят запрет на ведение торговой деятельности, поскольку в исламском банкинге нельзя зарабатывать за счет процентов, вознаграждение финансовых организаций зависит от результатов торговых сделок.
Сегодня в реестр участников эксперимента по партнерскому финансированию входит 32 финансовые компании, которые могут совмещать исламские и традиционные виды кредитования. Среди востребованных услуг: исламская ипотека, мурабаха для малого бизнеса, коллективные схемы инвестирования и халяльное страхование (такафул).
Одним из первых исламский банкинг в нашей стране стал развивать ПСБ. Во время XVI Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: КаzanForum» (проходил 13–18 мая) банк получил фетву (заключение) от Камиля хазрата Самигуллина, главы Духовного управления мусульман РТ, муфтия Татарстана, что позволит предлагать клиентам банка исламский расчетный счет, исламскую карту и исламский партнерский автофакторинг.
Новый продукт от ПСБ полностью соответствует нормам исламских финансов и международному стандарту AAOIFI (международная организация, устанавливающая стандарты в сфере исламских финансов). Все расчеты максимально прозрачны, а платежи и условия зафиксированы заранее. Предложение от ПСБ способствует росту регионального бизнеса и расширяет возможности граждан воспользоваться финансовыми инструментами, соответствующими нормам шариата.
Авто по шариату
Исламский автофакторинг ПСБ рассчитан на официальных автодилеров, зарегистрированных на территории Республики Татарстан и работающих на рынке не менее трех лет. Новое решение позволит своевременно обновлять ассортимент и предлагать покупателям автомобили, востребованные на рынке.
Ключевые параметры исламского автофакторинга:
- сумма лимита: до 350 млн рублей;
- размер обеспечительного платежа: 20% от стоимости выкупаемых автомобилей;
- максимальный срок обратного выкупа: до 180 дней для легковых автомобилей и до 210 дней – для грузовых;
- факторинг распространяется на наиболее ликвидные марки: Lada, Haval, Chery и другие.
Pro & Contra
«Главное преимущество исламского банкинга – это справедливость, – считает Олеся Киселева. – Если бизнес прогорит, банк разделит с ним убытки, а не заставит расплачиваться одному. Все условия оговариваются заранее, поэтому нет скрытых комиссий и клиент точно знает, какой будет, допустим, переплата за квартиру и что она внезапно не вырастет. Конечно, это преимущество звучит достаточно провокационно, поскольку клиенты действующих финансовых институтов, пользователи кредитов и займов, также хотят прозрачности. Безусловно, справедливый подход нужен в любых вариантах кредитования или инвестирования. Суть и отличия – в деталях и нюансах, в особенностях структуры продуктов и услуг исламского банкинга».
Исламский банкинг становится популярным в немусульманских странах по ряду причин. Во-первых, отсутствие процентов делает систему более прозрачной для клиентов и снижает нагрузку на малый и средний бизнес. Во-вторых, участие банка в реальной экономической деятельности снижает риски финансовых пузырей и спекуляций. В-третьих, этические ограничения, которые накладывают на ряд продуктов кредитные организации, вызывают доверие со стороны традиционных и религиозных групп, в том числе и не исповедующих ислам. И в-четвертых, гибкость инструментов позволяет адаптировать предложения банков для различных сфер бизнеса: от недвижимости до агроиндустрии.
При этом важной проблемой для развития исламского банкинга стала адаптация федерального законодательства, налоговых норм и регулирования: для полноценной работы необходимо прописывать инструменты, не подпадающие под стандартные определения кредита, лизинга и облигаций.
«Исламский банк может участвовать в прибылях и убытках партнера (клиента), что не соответствует российскому законодательству. Также исламский банк может покупать и перепродавать товары, то есть заниматься торговой деятельностью, что тоже противоречит действующим нормам – отмечает Равиль Асмятуллин, руководитель программы «Исламские финансы» Института мировой экономики и бизнеса РУДН.
Есть и другие существенные моменты:
- Конкуренция с традиционными банками, которые зачастую предлагают более быстрые и простые решения благодаря устоявшейся инфраструктуре.
- Проблемы с обеспечением надежного контроля: не везде хватает квалифицированных шариатских советов.
- Недостаточная информированность клиентов и специалистов, ограниченная сеть банковских отделений.
«Один из факторов, который препятствует развитию исламского банкинга в России и привлечению разных клиентов, состоит в том, что предложений почти нет. Пилотные проекты или отдельные услуги есть в Татарстане и Дагестане, но в остальных регионах люди часто даже не знают, что такое исламский банкинг. Соответственно, если банки начнут активно рассказывать о своих продуктах, их особенностях, плюсах, возможностях, которые принесет их использование, спрос будет», – уверена Олеся Киселева.
Больше чем банкинг
Устойчивый рост мировой халяльной индустрии создает отличные перспективы для развития исламского банкинга не только в мусульманских странах, но и на новых рынках, в том числе и в России. Страна, на территории которой проживает около 20 млн мусульман, граничит с целым рядом исламских государств и заинтересована в инвестициях из стран Ближнего Востока.
Не стоит забывать и о рекордно высокой ставке рефинансирования. Сегодня многие предприниматели ищут более лояльные условия для поддержания и развития собственного бизнеса и начинают присматриваться к новым финансовым инструментам.
«Исламские финансы наиболее эффективны в тех сферах, где есть реальные активы, – говорит Олеся Киселева. – Например, в сельском хозяйстве: банк может купить технику, передать ее фермеру, а прибыль делится после продажи урожая. Или, скажем, в строительстве: вместо кредита на дом банк становится партнером и получает долю от сделки. Еще исламские финансы хороши для стартапов: банк разделит риски и поможет советом. А вот для спекуляций на бирже они не подойдут, поскольку это не соответствует принципам и ключевым запретам исламского банкинга».
Все это, по мнению опрошенных экспертов, в ближайшие годы может привести к расширению исламских финансовых продуктов в крупнейших банках, а также к совместным проектам с зарубежными исламскими банками. Не исключено также появление «исламских окон» в традиционных отделениях крупных городов. Кроме того, российская банковская система, являющаяся одной из самых передовых в мире, обкатав кредитование по шариату, может выходить с этим предложением на зарубежные рынки.
Однако путь этот не будет простым. Для популяризации исламского банкинга понадобится приложить немало усилий: например, обучить грамотных специалистов, которые смогут квалифицированно обслуживать сделки и доносить до клиентов необходимую информацию, разработать IT-инфраструктуру, а главное, тщательно продумать законодательную поддержку финансовых организаций на федеральном уровне.
Исламский банкинг – это не просто система финансовых услуг, основанных на религиозных принципах, это полноценная альтернатива традиционному банкингу, которая ставит во главу угла справедливость, ответственность и вклад в реальную экономику. Устойчивый рост интереса к халяльным инструментам во всем мире нельзя объяснить только религиозными или демографическими причинами. Во многом он связан с поиском новых, более этичных подходов к финансам. И в нашей стране инструмент способен стать еще одним драйвером экономического роста.
Изображение на обложке — Nomad1988, I AM CONTRIBUTOR/Shutterstock/FOTODOM