Содержание
ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ
Согласно свежим прогнозам, порядка 400 млн человек в ближайшие годы потеряют работу только потому, что ИИ научится выполнять задачи вместо них. В эту категорию попадут линейные специалисты, навыки которых легко автоматизировать и поставить на поток: конвейерные рабочие, операторы кол-центров, водители, курьеры и некоторые другие. В зоне риска также остаются аналитики данных, переводчики и даже ретейл-продавцы.
Но есть и плюсы. Доходы сотрудников, занятых в отраслях, где применяется искусственный интеллект, растут в три раза быстрее, чем у всех других, подсчитала PricewaterhouseCoopers (PwC). В целом ценность одного сотрудника, обладающего знаниями в сфере ИИ, на 56% выше, чем его коллег.
В то же время данные аналитического бюро Statista показывают, что около 64% компаний в мире искусственный интеллект помогает оптимизировать бизнес-процессы. Дальше – больше: агентство Grandview Research прогнозирует среднегодовой темп роста по этому показателю в период с 2024 по 2030 год в пределах 36%.
По мнению управляющего RTM Group Евгения Царева, ИИ однозначно заменит человека в сферах, где много рутинных задач.
«Искусственный интеллект заменит человека там, где меньше всего нужно думать, но при этом необходимы точность, скорость и сноровка, – говорит он. – Однако доминирование ИИ если и будет, то еще нескоро. Как и любая другая интересная технология, искусственный интеллект сейчас проходит этап высоких ожиданий. За ним неизбежно последует этап избавления от иллюзий. И только после этого мы перейдем к этапам преодоления недостатков. Soft skills безотносительно к ИИ у многих сотрудников испытывают не лучшие времена. Любой человек с сильным коммуникативным навыком будет цениться намного больше, чем человек без него. Творческие и организационные навыки уже сегодня в большом дефиците».
Новейшие исследования вопроса указывают на растущий спрос в области социальных навыков и эмоционального интеллекта. Особенно это касается руководящих позиций. Для менеджеров среднего и высшего звена по-прежнему ценится умение слушать других, убеждать, искренне сопереживать и поддерживать. Как раз все это сложно получить от ИИ. Машина может дать лишь иллюзию эмпатии, считают эксперты.
15,7 ТРЛН ДОЛЛАРОВ США МОЖЕТ ПРИНЕСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
УЖЕ К 2030 ГОДУ
НА 14% БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ВЫРАСТЕТ ОБЪЕМ МИРОВОГО ВВП

ГРАНИЦЫ ОБОЗНАЧЕНЫ
Несмотря на стремительное развитие, искусственный интеллект все еще сталкивается с принципиальными ограничениями, как минимум в том, что касается креатива. Да, алгоритмы научились генерировать тексты, создавать изображения и даже писать музыку, однако они опираются на ранее созданные шаблоны и фактически не рождают принципиально новых идей. Единственное, что им сейчас хорошо удается, – виртуозно жонглировать данными. Например, нейросеть может написать стихотворение в стиле Пушкина, но она не изобретет новый литературный жанр или философскую концепцию. Творчество, требующее глубокого смысла и эмоциональной искренности, остается прерогативой человека.
Во-вторых, ИИ не обладает эмоциональным интеллектом. Алгоритмы распознают эмоции по мимике или тексту, но не способны сопереживать, понимать контекст чувств или строить доверительные отношения. Психолог, поддерживающий пациента в кризисной ситуации, или учитель, вдохновляющий учеников, полагаются на эмпатию и жизненный опыт – то, что нельзя свести к обработке данных. Даже самые продвинутые чат-боты, имитирующие поддержку, действуют по заранее заданным сценариям.
Принимая это во внимание, СМО и бренд-стратег сети термальных курортов Baden Family Александр Никулин уверен, что искусственный интеллект не столько вытесняет человека из привычных для него областей, сколько обостряет конкуренцию между «живыми» специалистами.
«Те, кто умеет мыслить системно, ставить задачи и видеть картину целиком, получают в руки сильнейший инструмент. Те, кто застрял в рутине и операционке, рискуют быть замененными, – считает Никулин. – У нас в Baden Family искусственный интеллект уже активно используется для генерации концепций, а также в анализе и поиске информации. Сейчас мы внедряем решения для кол-центра и чат-бота на базе ИИ, а также используем инструмент для быстрого поиска идей и информации – это значительно ускоряет подготовку креативов и рабочих материалов. Важно и то, что все эти решения проходят через фильтр живой команды: мы не заменяем людей – мы усиливаем их».
30% КОМПАНИЙ В МИРЕ УЖЕ ПРИМЕНЯЮТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В НЕСКОЛЬКИХ БИЗНЕС-ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
80% ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ УВЕРЕНЫ, ЧТО АВТОМАТИЗАЦИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИИ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛЮБОЙ БИЗНЕС-ЗАДАЧИ
ЕСТЬ НЮАНСЫ
Стоит заметить, что человеческий капитал – это уникальный набор навыков: креативность, эмоциональный интеллект, способность к импровизации. При этом искусственный интеллект – это скорость и точность в рутинных задачах. Алгоритмы обрабатывают терабайты данных за секунды, прогнозируют спрос, управляют логистикой.
В современной экономике искусственный интеллект активно внедряется во все сферы жизни: от банковских сервисов, маркетинга и создания контента до грузоперевозок, беспилотных такси и курьерской доставки. Инновационные сервисы выполняют многие задачи без отклонений от технического задания, в срок и без участия человека. Это кратно усиливает компании, которые уже внедрили автоматизацию и продвинутые технологические решения.

Однако при настройке искусственного интеллекта и доведении процессов до получения конечного результата требуется тщательная проработка стратегии развития бизнеса, внедрение новых идей и бизнес-процессов, соответствующих современным тенденциям, а также написание алгоритмов, по которым ИИ будет решать поставленные задачи.
АВТОМАТИЗАЦИЯ НЕ САМА ЦЕЛЬ
О значении эмоционального интеллекта даже в тех областях, которые формально можно автоматизировать с помощью ИИ, рассказала Ольга Лежнева, директор по клиентскому опыту компании Go Invest.
«В нашей работе искусственный интеллект – всего лишь помощник. За каждым обращением в службу поддержки стоит живой диалог, искреннее участие, желание разобраться и помочь. Клиент слышит голос, чувствует внимание. Наши персональные брокеры зачастую становятся если не друзьями, то хорошими приятелями для своих клиентов, потому что действительно сопереживают и вовлечены в процесс, а не просто выполняют работу, предлагая инвестиционные идеи и стратегии», – отмечает Лежнева.
При этом, утверждает она, совершенно необязательно отказываться от автоматизации процессов, в которых эмоциональная составляющая не является основой.
«Осенью 2025 года мы запустим новый проект – интеллектуальный поиск по инвестиционным инструментам. Он сможет обрабатывать запросы вроде «Покажи самые доходные облигации по России» и выдавать релевантные результаты. Но финальное решение остается за человеком. Оценка рисков, интерпретация информации, выбор стратегии – все это по-прежнему требует человеческого участия и опыта», – заключает Лежнева.
Не менее важно и то, что искусственный интеллект лишен самосознания и не умеет ставить собственных целей. По общепринятому мнению он остается инструментом, выполняющим задачи, поставленные человеком. Алгоритмы не испытывают любопытства, не мечтают о будущем и не задаются вопросами о своем месте в мире. Это делает их бесполезными в областях, где требуется глубинное понимание человеческой природы, – от искусства до антропологии. Таким образом, пока ИИ дополняет, а не заменяет человека в задачах, требующих мудрости и подлинного творчества.
БЕЗ ЧУВСТВ
Среди прочего следует отметить, что искусственный интеллект пока лишен какой бы то ни было моральной составляющей. ИИ не понимает этических норм и не может принимать решений, требующих взвешивания ценностей. Например, беспилотный автомобиль в аварийной ситуации будет следовать заложенным алгоритмам, но не способен оценить этические последствия выбора между жизнью пешехода и пассажира. Аналогично ИИ не может критически осмыслить свои действия: он не испытывает сомнений, раскаяния или стыда, что делает его непригодным для ролей, связанных с этикой как таковой.
«Для компаний, внедряющих искусственный интеллект, этические вызовы неизбежны, поскольку алгоритмы ИИ работают, опираясь на данные, загруженные человеком. Иногда ошибки и перекосы возникают из-за того, что предоставлена лишь часть информации, необходимой для работы компании. При этом не учтены данные за пределами ее компетенций. В результате алгоритм принимает решения без учета информации, которую попросту не знает, – объясняет Александр Кашкаров, эксперт по развитию бизнеса, основатель проекта DS-Conf. – Возникают дискриминация и предвзятый подход в управленческих решениях, которые принимаются с опорой на данные, сгенерированные ИИ. Конечно, у этого есть последствия. Например, принят сотрудник с недостаточными компетенциями или бюджет направлен не на те статьи раходов. Итог – потери в компании или репутационные риски».
Поэтому, уверен эксперт, важно тщательно анализировать ту информацию, которая закладывается в основу работы алгоритмов искусственного интеллекта. Кроме того, стоит обратить внимание на вопрос, связанный с ее прозрачностью. Сегодня возникают дискуссии на тему защиты информации о компании или личности, загруженной в ИИ. Эти данные становятся доступны разработчикам алгоритмов. Следует учитывать, что искусственный интеллект принимает решения, руководствуясь не только информацией, необходимой для выполнения производственных задач, но и данными о личности пользователя.
Важно учитывать и такой фактор, как ответственность при внедрении ИИ. До сих пор непонятно, кто будет отвечать за последствия в случаях нанесения вреда личности или имуществу действиями искусственного интеллекта. Будет ли это разработчик определенного алгоритма или программист, который его писал, или компания – владелец конкретного робота на базе ИИ? И ждать ли внедрения такого понятия, как «цифровая личность»? Эти вопросы пока остаются открытыми.

ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
Сегодня синергия искусственного интеллекта и человеческого капитала становится основой для решения сложных задач. Необходимость этой интеграции обусловлена растущей сложностью глобальных вызовов – от климатических изменений до персонализированного образования. ИИ обрабатывает информацию быстрее человека, но не способен заменить эмпатию, этическое мышление и способность к междисциплинарному синтезу. Совместная работа позволяет преодолевать ограничения обеих сторон: технологии компенсируют когнитивные перегрузки людей, а люди – недостаток контекстного понимания у машин. Без такого симбиоза прогресс в науке, бизнесе и социальной сфере замедлится, а ресурсы будут расходоваться неоптимально.
«Для меня это не конкуренция, а партнерство. Искусственный интеллект – это ускоритель, но не замена человека. Он усиливает сильного эксперта, но не может заменить личный опыт, эмпатию, интуицию и глубину мышления. Например, мы применяем ИИ как инструмент аналитики и первичной систематизации, но именно человек ставит вектор, чувствует нюансы, формирует смыслы», – говорит Айса Сарангова, основательница проекта BrandCast 360.
При этом, считают эксперты, необходимо внедрять искусственный интеллект поэтапно, не пытаясь заменить им сразу большой функционал.
«Простой и эффективный способ внедрения искусственного интеллекта – поэтапная самоокупаемая интеграция. Как это работает? В каждой компании есть продукты, генерирующие выручку, и затраты, которые можно оптимизировать. Важно определить, какой из продуктов можно дополнить внедрением искусственного интеллекта, чтобы повысить выручку. Или какие статьи затрат стоит оптимизировать за счет внедрения умных помощников. Обе стратегии дают быструю окупаемость вложений во внедрение ИИ и значительно повышают эффективность работы бизнеса», – поясняет Александр Кашкаров.
Есть все основания полагать, что в будущем синергия искусственного интеллекта и человека приведет к появлению еще большего числа гибридных профессий, где навыки управления ИИ станут базовыми. Образовательные системы сместят акцент на развитие критического мышления и адаптивности, а ИИ‑ассистенты будут персонально настраиваться под задачи каждого специалиста. Однако это потребует пересмотра этических норм, перераспределения рабочих мест и защиты от цифрового неравенства. Успешное общество будет не конкурировать с технологиями, а использовать их как инструмент для усиления человеческого потенциала – от творчества до принятия решений в условиях неопределенности.
Изображение на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney