Полтора года назад, в апреле 2024 года, Банк России прогнозировал среднюю ключевую ставку в 2026 году на уровне 6–7% годовых. С тех пор в несколько приемов этот прогноз сдвинулся к 13–15%, а перспектива 7%-ной ставки отошла ближе к 2028 году. И после каждого заседания руководство Центробанка предупреждает, что дальнейшее снижение ставки не предопределено. То есть тренд на смягчение денежно-кредитной политики (ДКП) существует, но о скорости его реализации пока судить не приходится.
В итоге при позитивном сценарии – благоприятном геополитическом исходе – рынок может увидеть ключевую ставку на уровне 10% и даже ниже, «длинные» ОФЗ – на 30–35% дороже текущих уровней, а индекс Мосбиржи – от 3500 пунктов. При негативном же развитии событий регулятор снизит ставку несущественно. В любом случае такая широкая развилка заставляет сочетать в портфеле инструменты разного свойства и риска.
Аналитики «ПСБ Благосостояние» не исключают сценария паузы в снижении ключевой ставки или ее минимального изменения за ближайшие полгода
Тем временем денежная масса пока растет гораздо быстрее целевого уровня – на 13% год к году вместо 7–10%, прогнозированных Центробанком. При такой динамике для выхода денежного агрегата к целевому уровню может потребоваться сохранение жесткой политики. Текущая инфляция имеет шансы на некоторое время ускориться из-за повышения НДС. Наши аналитики не исключают сценария паузы в снижении ключевой ставки или ее минимального изменения за ближайшие полгода. И на этот случай стоит иметь в портфеле значительную долю облигаций с плавающим купоном.
С другой стороны, есть и явные признаки охлаждения потребительского спроса. Рост оборота розничной торговли к осени замедлился до 1,8% годовых. По некоторым оценкам,даже продажи продуктов питания в сентябре – октябре упали на 5% в натуральном выражении, и, если эта тенденция подтвердится, слабость спроса может уравновесить влияние роста НДС. Кроме того, рубль почти весь год держится гораздо крепче всех ожиданий и вплоть до середины ноября не проявляет признаков серьезного ослабления. На внутреннем рынке пока сохраняется избыток валюты, и стабильность курса сдерживает удорожание импортных товаров. Под влиянием этих факторов инфляция в следующие 6–9 месяцев может сложиться и ниже ожиданий ЦБ РФ. Соответственно, и траектория ключевой ставки пойдет ближе к нижней границе ее прогноза в 13–15% по 2025 году в среднем. С учетом такого сценария мы склонны поддерживать в портфеле балансоблигаций с короткой и длинной дюрацией, с некоторым преобладанием долгосрочных обязательств.
Как показывает пример текущего года, при снижении ставок средства инвесторов в первую очередь начинают притекать именно в облигации. Из октябрьского обзора ЦБ РФ по финансовым рынкам видно, что за 10 месяцев только физические лица вложили в ОФЗ и корпоративные облигации напрямую около 900 млрд рублей. По нашим оценкам, еще около 550 млрд рублей составил приток в облигационные ПИФы. И это еще даже не переток из депозитов: рост объема вкладов пока только замедлился. Депозиты населения к ноябрю составляли почти 45 трлн рублей, и серьезное снижение ключевой ставки наверняка повлечет ротацию значительной части этого капитала на долговой рынок. Тогда позитивный эффект для рынка может быть в разы больше, чем в уходящем году.
Рынок акций для инвестора на данный момент – это в большей степени ставка на возможное геополитическое потепление. Если на смягчение ДКП в условиях охлаждения экономики и крепкого рубля фондовый рынок может реагировать сдержаннее, чем долговой, то от потенциального смягчения внешних ограничений акции выиграют больше. С учетом сохраняющейся возможности такого сценария по-прежнему есть смысл держатьи умеренную долю акций в портфеле на долгосрочную перспективу.
Другой потенциальный фактор поддержки для фондового рынка – возврат курса рубля к сбалансированному уровню, поскольку акции экспортеров составляют больше половины индекса Мосбиржи. При сохраняющемся краткосрочном избытке валюты на внутреннем рынке баланс текущего счета в третьем квартале 2025 года стремится к нулю и с учетом динамики цен на нефть может скоро выйти в минус. Прогнозы Центробанка говорят о вероятном сокращении продаж валюты из резервов в 2026 году примерно вдвое, хотя основная часть этого сокращения, похоже, придется на второе полугодие. Тем не менее есть серьезные шансы, что не позднее середины года тренд развернется в сторону ростадоллара, евро и юаня против рубля. Поэтому, помимо акций, стоит держать в портфеле и значительную долю валютных облигаций. Кроме того, эффективным защитным инструментом остается золото, сохраняющее глобальный восходящий тренд в условиях снижения долларовых ставок. Оба этих класса активов также помогают захеджировать портфель на случай ухудшения ситуации в мировой экономике и падения сырьевых рынков.
Многолетний опыт инвестирования показывает, что самая опасная ситуация – та, в которой все понятно и риски отсутствуют. Обычно это означает, что потенциальный доход уже меньше возможных потерь. В этом смысле нынешняя турбулентность может быть скорее подспорьем для разумного инвестора, смотрящего вперед на год и дальше. Высокаяставка позволяет зарабатывать на ее сохранении и на снижении. Главное – сверх меры не фиксироваться ни на слишком оптимистичном, ни на пессимистичном сценарии,поддерживая разумный баланс.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Государство не гарантирует доходностиинвестиций в ценные бумаги.
Изображение на обложке — Алексей Жоголев, фотография из архива пресс-службы ПСБ