ДОЛГИЙ ПУТЬ
Официально мессенджер MAX был запущен весной 2025 года, но его история началась значительно раньше. В 2015 году Александр Жаров, который на тот момент был главой Роскомнадзора, предложил создать национальный мессенджер.

«Основной тренд развития интернета в России – это импортозамещение. Нам нужнасобственная национальная программная платформа, сервисы», – заметил он, обратив внимание, что в России уже существуют собственный поисковик, социальные сети и почтовые сервисы.
Попытки создать такой мессенджер начались практически сразу. Самой громкой стал запуск в 2022 году VK Messenger от «ВКонтакте», однако такой широкой популярности, как MAX, он не получил.
В июне этого года президент РФ Владимир Путин подписал закон об объединениифункционала отечественных цифровых сервисов (государственных, финансовых и коммерческих) в едином приложении. А уже в июле российское правительство выбрало в качестве национального мессенджера MAX. Его развитием займется дочерняя компания VK – «Коммуникационная платформа».
55 млн – общее число пользователей MAX
22,1 млн пользователей – среднесуточная аудитория мессенджера в ноябре 2025 года
35–44 года – самый популярный возраст пользователей
16 тыс. авторов создали свои каналы в мессенджере
Источник: MAX
ЧТО УМЕЕТ

Первый релиз MAX состоялся в марте 2025 года, тогда на рынке появилась бета-версиямессенджера от VK. Изначально платформа предлагала стандартный набор опций, аналогичный Telegram и WhatsApp, и сразу стала доступна в основных магазинах приложений: RuStore, Google Play и App Store. Позже приложение появилось в AppGallery, а также была реализована его десктоп-версия для Windows, macOS и Linux.
Текущие базовые функции MAX:• обмен текстовыми сообщениями со стикерами и с эмодзи;• отправка голосовых сообщений;• аудио- и видеозвонки, включая конференции;• создание групповых чатов;• передача файлов весом до 4 Гб;• возможность делиться своим местоположением и контактами;• возможность подписываться на каналы.
Сразу было заявлено, что в MAX будут доступны мессенджер, конструктор чат-ботов и мини-приложения, а саму платформу называли аналогом китайского WeChat. Напомним,что последний, помимо прочего, включает в себя встроенную платежную систему, доступ к государственным услугам и различные инструменты для бизнеса.
Платежную составляющую MAX уже получил – переводы денег через Систему быстрыхплатежей (СБП). Пока что для подтверждения операции требуется открыть приложение банка-партнера, а сам список банков ограничен, но разработчики обещают его расширить. На текущий момент возможность реализована только для Android.
Также в мессенджере реализован доступ к системе «Госуслуги» – так называемый цифровой ID. С помощью него можно подтвердить свои паспортные данные в различных учреждениях. Например, возраст в магазине. Кроме этого, в MAX можно загрузить личные документы – сам паспорт, СНИЛС, ИНН и полис ОМС.
С начала работы MAX:
Отправлено 3,7 млрд сообщений
Совершено 842 млн звонков
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В России освоение функционала мессенджера MAX начали не только магазины. Домовые чаты активно переходят в национальный мессенджер наравне со школами и с медицинскими учреждениями.
На Камчатке начали работу по созданию чат-бота для записи к врачу в MAX. Это будетпервый из серии электронных медицинских сервисов, «сотрудничающих» с мессенджером. В планах – расширение функционала: телемедицинские консультации, напоминания и уведомления о новых электронных медицинских документах, дистанционный мониторинг.
Крупные гостиничные сети тоже тестируют MAX. Через него можно будет зарегистрировать свое заселение даже без личного участия представителя отеля или гостиницы.
Минкультуры и Минцифры запустили в национальном мессенджере сервис поиска билетов на мероприятия. Мини-приложение «Госуслуги Культура» доступно во всех регионах. Оплата проходит на сайте выбранной организации. Приложение также позволяет воспользоваться программой «Пушкинская карта».
Расширяются и возможности для бизнеса. Осенью 2025 года MAX открыл возможность подключения к платформе для более чем 700 тыс. российских компаний-партнеров. Теперь им доступна интеграция в мессенджер сервисов продажи товаров и услуг, приема платежей и поддержки клиентов.
По состоянию на сентябрь 2025 года уже более 30 регионов запустили чат-боты своихМФЦ на платформе MAX. С помощью этого сервиса можно узнать статус своегообращения или записаться на прием. Подобную возможность до конца года планируют запустить во всех регионах.
Главы регионов также заводят аккаунты в MAX. Например, на канал мэра Москвы Сергея Собянина подписаны уже более 64 тыс. человек. В сентябре в мессенджере заработал и канал президента России Владимира Путина – сейчас у «Кремль.Новости» более 500 тыс. подписчиков.
Мессенджер уже начал массовую экспансию в новые для себя страны. Теперь, помимоРоссии и Белоруссии, звонки и сообщения через МAX могут совершать жители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана и Узбекистана. Чтобы общаться с пользователями из других стран, необходимо, чтобы номер собеседника был в списке контактов.
Около 5 тыс. магазинов используют технологию подтверждения возраста с помощью цифрового ID в МAX. Среди них – сети «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» и «Вкусвилл».

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
В качестве главного конкурентного преимущества MAX заявлена стабильная связь даже при слабом интернете и на маломощных устройствах. Это стало возможным благодаря включению мессенджера в список социально значимых сервисов, которые остаютсядоступными даже при ограничении мобильного интернета.
Также в MAX действуют встроенные системы защиты. Администрация мессенджераактивно противодействует злоумышленникам. Например, для входа в MAX заблокированосвыше 70 тыс. сим-карт, используемых для обмана. Только в октябре MAX заблокировал132 тыс. подозрительных аккаунтов и удалил свыше 100 тыс. вредоносных файлов.
Мессенджер MAX – это:• 904 тыс. оценок в App Store;• 1-е место в рейтинге соцсетей в App Store;• 20 млн скачиваний в RuStore.
Изображение на обложке — Shutterstock AI Generator/FOTODOM