Накануне дня рождения, который вы отметили в октябре, коллеги подсчитали, что вы будили страну 1437 раз, желая им доброго утра и прекрасного дня. Это практически три с половиной года, если бы вы выходили в эфир ежедневно.
Думаю, к моменту нашего разговора это было уже более 1500 раз. В октябре в сезон простуд я выходил в эфир вместо заболевших коллег, а это еще семь дополнительных смен. Мы работаем в скользящем графике: неделю в передвижной студии каждый будний день, в другие недели – раз-другой в останкинской студии.
Кому, как не вам, приоткрыть завесу тайны: в прямом ли эфире вы рассказываете новости из Московского зоопарка, отмечаете День сосиски, на Масленицу даете тысячу первый рецепт самых вкусных блинов и дирижируете музыкантами у стен выездной студии? Еще когда только появлялись соцсети, было довольно много постов, когда вечно дежурящие у дверей «Останкино» фанаты разных программ выкладывали «разоблачительные фото», как ведущие «Доброго утра» приезжают на работу накануне вечером.
Программа идет в прямом эфире. Первый раз это происходит в восемь вечера по Москве, потому что в это время на Дальнем Востоке, а конкретно на Камчатке уже пять утра следующего дня. Там нас смотрят в прямом эфире. Его записывают и на регионы Сибири и Урала, показывают в записи. Технически не получается на всю страну, на каждый часовой пояс выходить впрямую. На центральную часть России – снова прямой эфир. Он делится на две части. Первая – с пяти до семи часов утра – идет из «Останкино».
Эфир начинается с пяти утра. Вы вообще в эфирные недели дома бываете?
Бываем, но между эфирами на Дальний Восток и Центральную Россию заехать домой получается часа на три-четыре. Девочки, которым гримироваться дольше, приезжают где-то за час до утреннего эфира. В 4 часа они уже в «Останкино». Молодым людям на грим требуется минут 15–20, мы приезжаем позже.
Бывает такое, что приходится ночевать на работе?

Да. Если понимаем, что по каким-то причинам сегодня нецелесообразно уезжать домой на час-полтора, то есть возможность заночевать в «Останкино». У нас трехкомнатная гримерка, «мальчики налево, девочки направо», есть постельное белье, раскладушки. Я снимал для своих соцсетей ролик про гримерку, показывал наш быт за кадром.
Первый канал славится своими выездными студиями: они яркие, красивые, на время становятся частью городского пейзажа и вполне органично вписываются в архитектуру. У студий есть своя сезонность. Как они подбираются, есть ли там какие-то нюансы работы, чем они сложнее или проще?
В целом на выезде вне «Останкино» эфир, конечно, динамичнее. Мы работаем и внутри студии, и снаружи, на так называемый стадикам, когда камера вешается на оператора и он ходит, держа ее на специальном корсете. И из-за этой суеты даже не замечаешь, как проходят эти два часа – твоя часть эфира.
Сейчас вовсю монтируется ваша выездная студия у ГУМа, ставшая уже традиционной.
На Красной площади мы работаем с декабря по конец февраля. Сперва студия была одноэтажная и довольно тесная. Сейчас у нас новая двухэтажная, удобная, просторная студия с окнами на две стороны: на ярмарку и на каток. Для красоты и разнообразия мы переходим от окна к окну, снимая с разных сторон. Это очень яркая точка, там много огней, нарядные елочки, светящиеся олени, заливают каток. Полное ощущение праздника и для нас, и для зрителей.
А как работаете летом? Из-за каникул и отпусков у многих меняется режим, и телевизор многие включают хаотично. Порой создается ощущение, что у съемочной команды, как у бременских музыкантов, «наш ковер – цветочная поляна»: вы повсеместно – от Царицыно до ВДНХ. Страна смотрит на преобразившуюся великолепную Москву глазами ваших операторов.

С весны по осень мы пользуемся либо передвижной студией, которая представляет собой раскладной прицеп для фуры, либо стационарной студией в парке Горького, которую из-за круглой и плоской формы мы называем «шайбой». Передвижная студия позволяет работать практически в любой точке Москвы. С марта по ноябрь она перемещается каждую неделю: то в Коломенское, то в Царицыно, то на Воробьевы горы, то на ВДНХ, то к Речному вокзалу или на Маяковскую. Каждый год в день рождения Александра Пушкина мы работаем на Пушкинской площади, недалеко от памятника поэту. Есть локации в Устьинском сквере и на Манежной площади. В городе много живописных мест, где мы можем расположиться. И мы постоянно ищем новые точки с хорошей «картинкой».
Вам лично какая локация наиболее симпатична?
На ВДНХ есть прекрасные места: фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок», «Золотой колос», площадь Промышленности. С Воробьевых гор очень хороший вид на Москву – одновременно видны Москва-Сити и несколько высоток, в том числе и высотка МГУ. Северный речной вокзал прекрасен.
Чем отличаются эфиры из передвижных студий от тех, что идут из «Останкино»? Зритель видит красивую картинку, но у всего есть своя цена. Наверняка это сложнее.
Приблизительно раз в месяц у ведущего бывают эфиры из передвижной студии – целая неделя, каждый будний день. У девушек – пореже, их больше. И несколько смен из останкинской студии. Плюс мы обязательно дежурим в телецентре, страхуем коллег из передвижной студии на случай, если пропадет сигнал. А причины пропажи сигнала могут быть самыми невероятными. Например, на ВДНХ очень неудачно проехал бульдозерист и порвал кабель между передвижной студией и генератором. Были случаи, когда переставал идти сигнал со спутника. Поэтому, когда «эфиримся» из передвижной студии, в «Останкино» всегда есть второй состав ведущих для подстраховки.

И я в подобных нештатных ситуациях несколько раз оказывался по обе стороны. Приходилось буквально врываться в эфир из «Останкино», когда у коллег на выезде пропадал сигнал. Но бывало, что я и сам со Светланой Зейналовой вылетал из эфира. Например, на Манежной площади в нашу смену повредили силовой кабель: а мы же не к городским розеткам подключаемся, у нас сложные коммуникации, их не всегда быстро восстановишь. Это к разговорам о том, в прямом ли эфире мы работаем. В прямом.
Как перекраивается эфирная сетка, если вдруг произошла трагедия? Насколько сложно «с колес» обсуждать ситуацию, когда по большому счету известно лишь, что произошло что-то страшное и непоправимое, а детали неизвестны?
В «Добром утре» я с 2014 года, до этого с 2006 года вел программу «Другие новости», а перед этим был репортером в новостях. За эти годы случалось всякое: и террористические акты, и стихийные бедствия, и авиакатастрофы. В такие моменты из эфира убирают развлекательные сюжеты и любую информацию, которая может на фоне трагедии выглядеть кощунственно и цинично. И в эфир идут беседы с авиационными специалистами, психологами.
Нет такой практики, чтобы в дни с грустными инфоповодами из эфира выводить тех ведущих, кто в обычные дни излучает мегапозитив и заряжает зрителей на хороший день? Чтобы не было потом ассоциаций, что именно эти ведущие принесли плохие новости?
Нет, такого, нет. У нас штат профессиональных ведущих, плюс у меня, у Оли Ушаковой, у Насти Орловой есть опыт работы в информационных программах, и эти навыки нам помогают. Но в целом обычный эфир ориентирован на хорошие события и позитив, что начинается новый день и это здорово. Но мы не уходим и от острой тематики. Например, у нас чуть ли не сериал получился по поводу телефонных мошенников – практические советы и человеческие истории. Вообще, тут нужен разумный подход. Одно время в Москве была волна поджогов машин. Как такое обойти вниманием? Но мы заметили, что чем больше об этом говорим, тем активнее поджигают. Получалось, что сюжеты это провоцировали. Когда прекратили про это рассказывать, то прекратились и поджоги. Та же история и со злоумышленниками, что слепили пилотов лазерными указками. Получается, люди делали это только ради того, чтобы о них рассказали. В целом наша программа такая же разнообразная, как сама жизнь.
Ваш Telegram-канал продолжает тематику программы. Кажется, что при желании вы сами и снимете сюжет, и напишите к нему текст, так как у вас много перекликающихся увлечений: сыроварение, сбор грибов, кулинария, выращивание винограда и даже домашнее виноделие.

Когда я учился в школе, то почти все время был один. Мама на работе, старшая сестра в университете. Когда мне до смерти надоела яичница, попробовал приготовить что-то поинтереснее. Так и пошло. Люблю оригинальные рецепты, сам делаю сыр, вино, крепкие напитки. Я ем и пью не только свое, но обязательно пробую промышленные образцы. Это важно для развития, чтобы понимать, в каком месте находишься со своим «творчеством». Я все время учусь, совершенствуюсь и понимаю, что мое домашнее вино сопоставимо по качеству с покупным от тысячи рублей за бутылку. Недавно вышел сериал «Виноделы», я его с большим интересом посмотрел, нашел несколько ляпов, как юридических, так и винных, снял об этом ролик для своих соцсетей. Мне написал режиссер сериала, поблагодарил за конструктивную критику и обещал пригласить консультантом на второй сезон.
В соцсетях вы производите впечатление очень спокойного и по-домашнему уютного человека, мирно проживающего свою виртуальную жизнь без провокаций и скандалов. Общаетесь ли вы там с подписчиками? И насколько пересекается круг реальных друзей и круг подписчиков? Многие публичные люди отмечают, что ведут канал «по работе», а для себя у них есть частный приватный канал. У вас как?
Людям очень не хватает искренности. Есть в соцсетях какое-то позерство, блогеры часто изображают из себя тех, кем они не являются. Я этого точно не делаю. И, может быть, поэтому людям интересно. Я общаюсь со всеми: с подписчиками, с неподписчиками, доброжелателями, хейтерами. Мне пишут коллеги в соцсети, но, если знают телефон, могут и в мессенджере написать. Со злопыхателями отдельная история, у меня даже есть специальный плейлист для этой группы товарищей: называется «хейтовое побоище». Там ролики о самых упрямых спорщиках, которые понятия не имеют о предмете разговора, но все равно доказывают свою точку зрения, непонятно на чем основанную. Откровенных хамов я просто блокирую.
Социальные сети известных людей – это своеобразная «замочная скважина», а у некоторых и прямо распахнутое окно в свою жизнь для подписчиков. Какой объем своей жизни вы готовы показать своим читателям, есть ли у вас внутренние ограничения на частную жизнь и публичную?
Внутренний саморегулятор есть. Но так как я не злодействую и по жизни неплохой человек, то ограничений не очень много. Как у всех – в большом количестве «кошечки-собачки». Бывает, что и я дочку покажу, если она не против. Она учится на дизайнера и делает у себя в университете интересные проекты. Жена, а сейчас у меня второй брак, пробежала на золотую медаль ГТО. Могу это показать. У меня три соцсети, и суммарное число подписчиков – больше 190 тысяч. Лучше всего идут рецепты и все, что связано с алкогольными напитками. Самым популярным роликом стал мой, как я шучу, «самопальный репортажик» с Фестиваля самогонщиков. В моих соцсетях он набрал больше 2,5 млн просмотров, а суммарно с репостами – более 3 млн. Ссылки повыкладывали на таких сайтах, о которых я и представления не имел.
Бывает ли взаимодействие с аудиторией в соцсетях полезным для программы? Может, читатели подсказывают темы?
Регулярно. Откликаемся, если видим какую-то несправедливость, не даем развиваться мошенническим схемам. Например, был репортаж по поводу того, что сейчас жулики предлагают мицелий, который якобы позволяет выращивать белые грибы ящиками чуть ли не под ванной. А это чушь откровенная, потому что белому грибу необходимо по соседству дерево 50-летнее типа березы. Без него они не растут, у них симбиоз. У меня целая дискуссия про это завязалась в одной из сетей. Как человек, когда-то поступивший на биологический факультет, я не мог пройти мимо такого. Эта тема дошла до эфира.
Еще люблю все, что связано с выращиванием винограда, сам в свое время через соцсети узнал про немецкие сорта технического винограда немецкой селекции «Солярис», «Рондо», «Йоханнитер», которые имеют шанс вызреть в Подмосковье и не вымерзают зимой. Конечно, урожайность зависит от конкретного лета, но меня консультировали насчет этих сортов специалисты и даже дали черенки. С удовольствием даю советы коллегам, когда возникает интерес к этой теме.
Вы изначально поступили на биологический факультет, а в итоге более 20 лет работаете на телевидении. Наблюдая за опытом коллег и анализируя свой опыт, можете ответить, есть ли какая-то универсальная точка входа в телевизионную профессию?
Не существует никакой универсальной формулы. У каждого свой путь. Я не скажу, что надо, как я в свое время, прийти в 17–18 лет администратором и потихоньку карабкаться. Кто-то придет в 50 лет и станет хорошим ведущим. Нет единого совета и про образование. Много моих успешных коллег окончили историко-архивные факультеты или что-то подобное. Скорее скажу, что необходимо базовое гуманитарное образование, но оно необязательно должно быть журналистским. Стопроцентно невозможна журналистика без опыта, поэтому я довольно скептичен к профильному образованию, если оно получено в аудиториях, где читают лекции по учебникам прошлого века, а практическую часть дают либо теоретики, либо вышедшие на пенсию практики, далекие от современного телевидения. Процесс накопления опыта растянут во времени, так происходит во всех сложных специальностях. Ведь выпускнику медвуза не скажут: «У тебя теперь диплом, выходи завтра на пересадку сердца». Так и с выпускником журфака. Я не знаю примеров, чтобы вчерашний студент сразу сел в кресло телеведущего. Мне больше симпатичен формат телевизионных школ, где занятия проводят действующие сотрудники. В одной из таких школ я и преподаю.
Своим студентам я всегда говорю: «Воспринимайте это как ценный навык публичных выступлений, потому что часто люди неубедительны не только перед камерой, но и просто перед аудиторией». Я даю навыки, которые позволяют выступать публично уверенно и убедительно. А дальше уже у каждого свой путь.
У вас в профессии был прекрасный наставник – спортивный комментатор Анна Дмитриева. Какие профессиональные качества вы у нее переняли?
Изначально она пригласила меня на должность администратора, чисто хозяйственную, далекую от творчества. Мне понравилась сама атмосфера телевидения, я стал развиваться. Анна Владимировна дала очень много ценных советов, я ей безгранично благодарен, многое из того, чем я пользуюсь сейчас, в свое время подсказала мне она. Например, ни в коем случае нельзя никого поучать с экрана. И надо быть «своим»: близким, понятным, простым.
Чему вы, как педагог, еще учите своих студентов?
Что нужно пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, осваивать актерское мастерство, но не переигрывать, что любая импровизация всегда хороша тем, что тщательно подготовлена. Как говорить, чтобы получилось складно и непринужденно, – это отдельное искусство, тема целых мастер-классов и лекций. Важно продумать и проговорить заранее. Тогда и в кадре все будет выглядеть естественно и легко.
А еще я очень серьезно переделываю тексты, которые нам дают, под свой стиль, потому что зрители откликаются именно на стиль, манеру того или иного человека. Студентов также учу искать свой стиль.
Что рассказываете про нюансы прямого эфира?
Рассказываю, что это очень энергозатратно. Обсуждаем, как быть во время прямых эфиров, когда все идет не по плану. Как выкручиваться, красиво выходить из ситуаций, в которых показал себя не лучшим образом, ошибся, оговорился.
В 2023 году программа «Доброе утро» получила ТЭФИ. Это ваша личная награда или командная?
Это командный приз. Меня лично, по-моему, дважды номинировали на ТЭФИ. Первый раз – еще когда вел программу «Другие новости», это было очень давно. И один раз с Олей Ушаковой уже на «Добром утре». А командных наград у нашей программы немало. Личных пока нет.
Какой из полутора тысяч эфиров вспоминается в первую очередь?
Как ни странно, но в первую очередь вспоминается живой медведь, которого нам привели на Триумфальную площадь. И я его, зверя с когтями, как у Фредди Крюгера, побаивался – никакой дрессировщик, если бы медведь решил похулиганить, его бы не сдержал. Я бы на месте медведя так и сделал. Но медведь оказался более воспитанным, чем я, и прошло все хорошо.
Что касается людей, тот тут очень сложно вычленить: полторы тысячи эфиров – это почти столько же замечательных гостей. Очень понравился Игорь Костолевский. Из недавних впечатлений – артист оперетты и режиссер Герард Васильев. Ему 90 лет, но он подтянут, элегантно одет, искрометно шутит, и у него очень светлая голова. Ездил брать интервью у Алисы Бруновны Фрейндлих, тоже удивительная женщина, дай Бог ей здоровья. Бывают и не такие известные, но тоже очень интересные гости: играют то на винных бокалах, то на косах, то на граблях. Каждый эфир непредсказуем, но к нам всегда приходят прекрасные люди, с которыми очень приятно общаться и которым есть что рассказать нашим зрителям.
Изображение на обложке — Фото пресс-службы Первого канала