Что такое коммерческая тайна и NDA
NDA и коммерческая тайна — не одно и то же. NDA (от англ. Non-disclosure agreement) — соглашение о неразглашении, которое помогает сохранять секреты компании. Коммерческая тайна — сами секреты, благодаря которым бизнес получает материальную выгоду.
Коммерческой тайне посвящен закон № 98-ФЗ. Бизнес может сохранять в тайне всю информацию, которая помогает ему выдерживать конкуренцию на рынке — планы масштабирования, маркетинговые стратегии или механику рекламных акций, базы данных клиентов или поставщиков, зарплаты сотрудников или рецептуры товаров. 98 ФЗ — закон о коммерческой тайне.
Подписание NDA гарантирует, что партнёры и сотрудники не выдадут ваших секретов. Например, такое соглашение часто подписывают при заключении трудовых договоров, сделок слияния и поглощения, покупке активов.
Чем опасна работа без NDA
Без NDA партнёры или сотрудники могут разглашать важную информацию, что приведёт к финансовым убыткам для бизнеса. Данные могут слить случайно или намеренно. Вот какие могут быть риски:
- сотрудник проболтается о зарплатах в компании, информация дойдёт до конкурентов, и те переманят ключевой топ-менеджмент, предложив им условия лучше
- сотрудник откроет свой бизнес на основе ваших идей и наработок и составит вам сильную конкуренцию
- поставщик сообщит данные о ваших популярных товарах конкурентам — те проведут акции для покупателей и заработают благодаря вам
«NDA показывает, что компания серьёзно относится к своим секретам и способна их защитить. Такое отношение дисциплинирует как сотрудников, так и контрагентов, страхуя компанию от утечки данных.
Исходя из практики, часто из-за количества мер, которые надо принять для защиты секретов бизнеса, нарушителей становится нелегко привлечь к ответственности. По той же причине отдельные компании скептически отказываются от NDA. Но такой договор нужен — он защищает интересы и бизнеса, имеющего коммерческую тайну, и его партнёров. NDA гарантирует комфортное сотрудничество сторон — ведь они изначально договариваются о корректном взаимодействии»
Как заключить NDA
Ввести в компании режим коммерческой тайны. Чтобы требование соблюдать секреты компании было законным, в компании сперва должен действовать режим коммерческой тайны. Его может ввести любая компания. Понадобится оформить положение о коммерческой тайне, список тайных сведений, описание, кто и в какой ситуации может их использовать. Это обязательно — юридически без режима коммерческой тайны запрет на разглашение недействителен.
Создать в NDA отдельный раздел про коммерческую тайну. Раздел привлечёт к себе внимание партнёров — контрагенты и сотрудники увидят, что вы серьёзно относитесь к защите информации, и дважды подумают прежде чем нарушать договор.
В разделе нужно указать, что считается тайной (например, все документы, на которых есть гриф «Коммерческая тайна»), что с тайной делать нельзя, какие меры грозят за нарушение (штраф, увольнение и пр.), и как компания вычислит виновного.
Подробный перечень данных, которые составляют коммерческую тайну, в NDA не прописываются. Он содержится в других документах — например, в списке сведений, которые составляют коммерческую тайну.
Штрафы для нарушителя лучше указывать конкретные — это поможет с большей вероятностью получить деньги в суде. Указывать сумму можно любую, даже миллион рублей. Шаблон NDA.
Что грозит нарушителю NDA
Если сотрудник или поставщик выдаст тайну, компания может обратиться в суд за возмещением ущерба, который появился из-за разглашения секрета.
Штраф
Скорее всего с нарушителем придется судиться — просто так он деньги не вернёт. Чтобы виновный заплатил штраф, компании предстоит доказать, что она понесла убытки именно из-за разглашения информации.
Пример: недобросовестный сотрудник слил базу клиентов конкурентам. Те провели акции, переманили клиентов и бизнес понёс ущерб.
Компания выяснила, кто виновен, и оценила убыток в 500 000 рублей. Но суд не согласен — клиенты могли уйти и по другим причинам, а конкурент — инициировать акции самостоятельно.
Доказательства можно собирать ещё долго, но суд может не посчитать их существенными или уменьшить сумму убытка и обязать виновного выплатить компании, к примеру, всего 5 000 рублей.
Также, скорее всего, суд снизит сумму штрафа, которую вы указали в договоре. Обычно суд оценивает оборот бизнеса, значимость конфиденциальной информации и то, насколько её раскрытие влияет на компанию. Например, штраф за разглашение ключевых технологий компании будет больше, чем за личные данные рядовых сотрудников.
Внутреннее расследование
Компания может устроить собственное расследование, которое поможет выявить нарушителя NDA. Вот что можно сделать:
- проанализировать email-переписки и записи разговоров с рабочих аккаунтов и телефонов
- пригласить сотрудника на личный разговор — для выяснения деталей происшествия
- организовать экспертную комиссию из собственных сотрудников, юристов и других специалистов
- по итогам расследования составить акт и передать его в суд
Лучше предусмотреть возможность такого расследования заранее — и указать в NDA права вашего контрагента. Иначе позже суд может решить, что партнёр не знал о том, что совершал нарушение, и компания лишила его возможности защититься. Например, можно указать, что контрагент имеет право присутствовать на заседаниях комиссии, комментировать акт по итогам расследования или отказаться от участия в расследовании.
Коротко: как защитить бизнес с NDA
- NDA — соглашение, которое защищает секреты компании.
- Коммерческая тайна и NDA — не одно и то же. Коммерческая тайна помогает бизнесу извлекать финансовую выгоду. NDA — соглашение, которое гарантирует сохранность этой тайны.
- В NDA важно указывать, что именно считается тайной, кто и на каких условиях может с ней работать, на какую сумму оштрафуют нарушителя и как будет проходить внутреннее расследование.
- Режим коммерческой тайны может ввести любая компания.
- Если не оформить NDA, компания не сможет заставить нарушителя заплатить компенсацию.