Здравствуй, племя младое, незнакомое!
«Человечество издавна сталкивалось с конфликтами между отцами и детьми, но никогда еще разница между поколениями не была столь огромна, как сегодня, – говорит CEO Института адаптивного интеллекта и группы компаний Black Square, специалист по корпоративному обучению и коммуникациям Валерия Чертовикова. – В 1991 году Уильям Штраус и Нил Хоув популяризировали теорию поколений, согласно которой среди сотрудников сегодня есть беби-бумеры (родившиеся с 1946 по 1963 год), иксы (с 1964 по 1980 год), миллениалы (с 1981 по 1996 год) и зумеры (с 1997 по 2012 год). Самые «пожилые» зумеры уже перешагнули 25-летний рубеж, и это значит, что современный подход к трудовым отношениям сильно меняется. Ведь взгляды и ценности зумеров имеют свои уникальные особенности, а их доля среди работающего населения будет только расти».
Какое же оно, новое для рынка труда поколение? Системы ценностей, в которых росли и жили бумеры, иксы, миллениалы и зумеры, очень разные. Бумеры, как послевоенное поколение, с детства привыкли к лишениям. Им свойственны стойкость, умение выживать в сложных жизненных обстоятельствах, решительность в действиях, коллективизм. Они рано заводили семью и активно строили карьеру. Этого поколения, понятно, на рынке труда в силу возраста осталось немного.
Поколение Х застало Советский Союз, его представители пережили перестройку, развал СССР и формирование новых ценностей. Потрясения оставили свой отпечаток. Иксы ценят стабильность, слишком много на их веку было испытаний.
Следующее поколение, Y, или миллениалы, в детстве столкнулись с неопределенностью жизненных ориентиров и перспектив. «У поздних миллениалов родителям приходилось много работать и меньше времени уделять общению с детьми, – говорит CEO коммуникационного агентства «Монстарс» Илья Левинсон. – Зумеров же называют сытым поколением, потому что их детство пришлось на нулевые годы. Тогда концепция родительства начала меняться. Появился явный тренд на осознанное, вовлеченное воспитание. Это привело к тому, что для поколения Z эмоциональное здоровье – один из приоритетов, наравне с реализацией своих интересов и достижением личного счастья».
Дело не только в смене подхода к воспитанию и материальном достатке. Как выражается управляющий партнер группы агентств PENA Agency Денис Сигутин, поколение Z – цифровые аборигены, которые росли в новом технологичном мире, выстраивая собственную систему ценностей. Они не унаследовали классические идеалы X и Y. Идеалы зумеров сформировались под влиянием технологий и большого потока информации.
Архитектор, руководитель архитектурного бюро NON LIMITED Натали Бобикова продолжает характеризовать зумеров: по ее словам, «зеты» не готовы подстраиваться под общество и социальные стандарты, они верят в равенство и справедливость для всех, стремятся жить в гармонии с природой и беречь окружающую среду, принимают и уважают людей разных культур, рас, религий и ориентаций.
При этом нельзя сказать, что представители поколения Z ленивы и избегают оплачиваемой работы. «Люди этого поколения более инфантильны и дольше остаются детьми, при этом часто начинают зарабатывать уже в школе – например, ведут блог, занимаются дизайном, монетизируют хобби», – отмечает основатель рекламного агентства полного цикла Oganov.Digital Максим Оганов.
Поколению Z важна свобода в выборе стиля жизни. В отличие от своих дедов и отцов, они не стремятся покупать квартиры или машины. Многие рассматривают собственность как несвободу, ведь в имущество надо вкладывать деньги и ухаживать за ним. «А зачем, если можно просто жить и каждый день выбирать новый стиль и место жизни?» – говорит операционный директор Artsofte Наталья Данилова.
Инфантилы и «летуны» на удаленке
Молодые работники, имеющие принципиально другую систему координат по сравнению с возрастными поколениями, могут доставить немало сложностей работодателям. Нейропсихолог Марина Винберг говорит, что в первую очередь это слишком высокие ожидания относительно условий труда, заработной платы и карьерных перспектив. При этом сама карьера и материальный достаток молодых сотрудников может интересовать меньше, чем польза для общества от результатов труда. От зумеров вполне можно услышать фразу: чем скучнее работа, тем выше оплата.
Во-вторых, молодежь не проявляет толерантности к иерархии. «Зеты» предпочитают горизонтальные структуры и не любят строгую систему подчинения. Это может стать проблемой в компаниях с традиционными управленческими структурами.
И третье: «зеты» – это часто «летуны». Они не склонны оставаться на одном месте работы на год, два и тем более пять лет, даже если компания их и устраивает. Такие специалисты ищут комфорта, work-life-баланса, возможности для самореализации – и одновременно смены декораций.
Отторжение ценностей старшего поколения проявляется даже в мелочах – например, в стойком нежелании пользоваться правилами русского языка в деловой переписке. Действительно, зачем ставить запятую, ведь и так все понятно? Так переписываются в личных чатах, и ни у кого не возникает вопросов. «Когда молодому специалисту нужно, например, подвести какие-то итоги встречи, написать протоколы либо письма, [написанное ими] приходится исправлять», – констатирует директор по персоналу FIS Сергей Зайцев.
Молодежи во все времена, как только она пережила подростковый возраст и входит в профессию, свойственно искать авторитеты, но они у поколения Z, как правило, не в лице руководителей. Молодые сотрудники консультируются у психологов, коучей, профориентологов, родственников, друзей. При этом далеко не каждый из случайных наставников представляет структуру и особенности деловых отношений в компании, где трудится их визави, так что советы могут идти вразрез корпоративной культурой.
«У зумеров гораздо ниже чувство долженствования, для них нормально во время проекта сказать: «Я выгорел и устал, мне надо развеяться». Любой представитель поколения Х приходит от этого в ужас: как так, проект идет, надо работать, это не обсуждается», – говорит Наталья Данилова.
Еще один важный фактор: поколению, родившемуся со смартфоном в руках и познающему мир через сторис и рилс, очень сложно сосредоточиться – у его представителей размыт фокус внимания. По словам руководителя кадрового агентства HireHub Дарьи Галь, зумер вполне может выслать отчет в «Телеграм», а не на рабочую почту, и будет считать это совершенно нормальным. Пандемия и распространение удаленки также сослужили плохую службу молодому поколению: «Для них это время могло стать периодом формирования зрелого отношения к жизни и профессии», – констатирует Галь, но вместо этого все сидели на карантине, что дополнительно убедило зумеров в рудиментарном характере офиса как такового. И если учесть тот факт, что культура офлайн-работы, реальных коммуникаций и интересной офисной жизни для этого поколения не так уж важны, а в большей мере ценен комфорт цифровой среды, сложно вообще таких сотрудников вовлечь в работу офлайн. А после пандемии тем более.
Поколение предпринимателей и креативщиков
Хорошая новость: несмотря на все перечисленные особенности, которые могут затруднять адаптацию «зетов» в профессии, им все же присущи множество позитивных черт, которые делают представителей поколения Z незаменимыми если не во всех, то во многих компаниях. Самое очевидное преимущество – цифровые навыки. Зумеры свободно ориентируются в технологиях, с минимальным стрессом переходят с одного программного обеспечения на другое и с удовольствием осваивают все новое. Также среди их преимуществ – умение эффективно использовать данные и аналитику для принятия решений и построения коммуникации на цифровых платформах.
По словам Натали Бобиковой, люди 15–25 лет привыкли и любят многозадачность. Они могут одновременно работать на компьютере, вести переписку в мессенджере и смотреть видео. Светлана Богданова, преподаватель бизнес-школы ИМИСП, отмечает у зумеров высокий уровень креативности и инновационный подход к решению многих задач, особенно тех, которые им интересны.
С коллегой согласна и Наталья Данилова: она говорит, что поколение Z мгновенно вовлекается в задачу и порой уже на этапе обсуждения вопроса «А зачем мы это делаем?» понимает, как лучше прийти к результату. Этому есть объяснение: у них было гораздо больше возможностей потренироваться в прокачке критического мышления, тогда как предыдущим поколениям надо было следовать за «генеральной линией» и просто качественно выполнять «текучку».
HR-директор мебельной группы «Дятьково» Алена Шунулина не согласна с распространенным мнением об отсутствии авторитетов у молодежи: по ее словам, представители поколения Z любознательны и готовы перенимать опыт сотрудников постарше. Они задают множество вопросов, в результате чего проще и лучше справляются с задачами. «Зеты» настроены на рабочую коммуникацию, соглашается карьерный консультант, руководитель практики «Финансовые институты» компании Cornerstone Оксана Семенова. По ее словам, новые сотрудники возраста 18–25 лет ожидают постоянной обратной связи и признания своих усилий, хотят знать, как их работа влияет на общую картину, стремятся получать регулярные отзывы о своей производительности. Это свидетельствует о нацеленности на результат и профессиональный рост.
Валерия Чертовикова уверена: зумеры способны стать катализатором внутренних перемен в компании – перемен, которые в любом случае неизбежны как отклик на регулярные рыночные и конъюнктурные изменения. Поколение Z в состоянии внедрять технологические и социокультурные инновации и помогать разобраться в них старшему поколению.
Несмотря на некий инфантилизм родившихся в 1997–2012 годах, многие эксперты считают, что в силу таких уникальных свойств, как креативность и любовь к многозадачности, его представители могут даже быстрее, чем другие возрастные группы, продвигаться по карьерной лестнице. Правда, если захотят: по словам Максима Оганова, в целом работа по найму зумерам не особо интересна. Среди них много фрилансеров, стартаперов, предпринимателей.
Вообще, считает эксперт, нельзя шаблонно подходить к определению целого поколения. «Не все зумеры инфантильны и креативны, также как не все иксы концентрированны и внимательны, – говорит Максим Оганов. – Если обобщить, то в маркетинговом агентстве или IT-компании может быть до 60–70% зумеров. В молодежных проектах их доля еще выше. А вот в банке, на производстве или в администрации процент зумеров должен оставаться минимальным, и их лучше нанимать в консервативные структуры на креативные должности – например, в SMM».
VR-очки и лидерборды
Обладая описанными выше уникальными чертами, новое поколение диктует и свои принципы взаимодействия с ними. Создавайте для зумеров прозрачную и открытую систему коммуникации, используйте современные инструменты и платформы для общения, советует Натали Бобикова. Декомпозируйте задачи на микрошаги – тогда «зетам» будет легче выполнять их качественно. Неслучайно такие популярные образовательные площадки, как Skillbox и Skillfactory, разбили свои учебные курсы на уроки продолжительностью не более 10 минут.
Молодых специалистов мотивируют программы стажировки, и многие технологические гиганты это понимают. Илья Левинсон рассказывает, что VK предлагает стажировку тем, кто пока не знает, чем хочет заниматься в будущем. Формат работы тоже может стать решающим фактором для зумеров, поэтому некоторые компании, например, Т-Банк, допускают гибридную или удаленную занятость. Установку зумеров на саморазвитие бренды тоже берут во внимание – так, в «Яндексе» создана система наставничества. Важно и то, говорит Левинсон, что в современных компаниях, стремящихся привлечь зумеров, не препятствуют самовыражению, дресс-код описан фразой: «на работу нужно приходить одетыми». Также поступают многие компании из креативных и творческих индустрий. Кроме того, чтобы привлечь молодых сотрудников, бизнес старается демонстрировать открытость, прозрачность и доверие – это важно для молодежи, которая хочет, чтобы плоды ее работы способствовали общественному благу. «У нас в «Монстарс» 60% команды – зумеры. Для прозрачности коммуникации мы показываем финансовую отчетность в CRM – даже джуны (начинающие сотрудники. – Прим. ред.) могут посмотреть, на чем и сколько зарабатывает компания», – приводит пример Илья Левинсон.
Денис Сигутин советует для мотивации и повышения эффективности поколения Z вместо традиционных KPI использовать баллы, рейтинги, лидерборды, team-building игры и т. д. «Важная часть работы с зумерами – это визуализация прогресса, – говорит Сигутин. – Создайте графики и диаграммы. Например, Spotify использует интерактивные платформы для отслеживания успехов команды в реальном времени. Технологии VR и AR (virtual reality и augmented reality – виртуальная и дополненная реальность. – Прим. ред.) подойдут для обучения, проведения совещаний и презентаций. Как это делает ретейлер номер один в мире Walmart и многие сотни и тысячи компаний по всему миру».
По данным консалтинговой компании Rosexpert, сегодня в России основная масса топ-менеджеров – люди в возрасте 40–50 лет. Но «зеты», несмотря на свой молодой возраст, уже становятся руководителями. И скорее всего, это хорошая новость для работников. «Поскольку для представителей поколения Z свойственна забота о ментальном здоровье, они распространяют эту черту и на управление, – рассказывает Валерия Чертовикова. – От них можно ожидать чуткости, готовности пойти навстречу личным потребностям сотрудника. Такие руководители стараются создавать дружелюбный микроклимат в коллективе, проявлять личное участие в делах подчиненных и оценивать не процесс, а результат».
CEO-зумеру присуще стремление сделать мир лучше, поэтому от него можно ожидать совмещения бизнес-целей компании с участием в социально значимых проектах. И конечно, молодые руководители охотнее внедряют технологии, чтобы освободить подчиненных от рутины для решения более творческих задач. Примером такого подхода можно назвать сервис поиска работы Сareerspace Ярослава (27 лет) и Арины (28 лет) Хромовых. Они соединили IT- и HR-компетенции, что позволило им создать платформу, которая привлекла в 2023 году около 3000 корпоративных клиентов. Выручка компании составила более 50 млн рублей.
Понимание и принятие особенностей разных поколений и их влияния на рабочий процесс становится необходимым навыком для акционеров компаний. Остановить естественный ход вещей невозможно, поэтому нужно готовиться к тому, что зумеры – это новая рабочая сила, требующая новых подходов. Уважая их ценности и особенности, практикуя открытость и человекоцентричный подход, можно в полной мере использовать их потенциал и направить его на рост и развитие бизнеса.
Старший вице-президент ПАО «Промсвязьбанк» Вера Подгузова:
«Чтобы получить актуальную информацию о настроениях россиян в отношении инвестиций и сбережений, ПСБ провел исследование, рассчитав специально разработанный для этого НАФИ Индекс сберегательно-инвестиционной активности россиян (ИСИАР).
Исследование выявило отличия зумеров от других поколений. Оказалось, что у молодежи 18–27 лет самый высокий уровень сберегательно-инвестиционной активности. Зумеры чаще других доверяют банкам и инвестиционным компаниям, реже разделяют мифы об инвестициях и чаще позитивно оценивают будущее рынка инвестиций. Так, молодые люди чаще остальных хранят сбережения в форме инвестиций (18% против 11% в среднем среди имеющих сбережения); чаще пользуются услугами брокерских компаний (7% против 3% в среднем) и чаще имеют брокерский счет (15% против 8%).
Зумеры в среднем лучше поколения Х и бумеров осведомлены о базовых понятиях и правилах инвестирования: например, 47% знает определение облигации (против 37% в среднем); за последние 12 месяцев чаще других поколений покупали акции, золото и иностранную валюту (11, 7, 9% против 5, 3 и 4% в среднем соответственно).
Еще любопытный факт: зумеры чаще других поколений инвестируют ради высоких доходов, новых знаний, чувства азарта и повышения личного статуса. Однако им немного не хватает опыта и знаний: инвестиционная и сберегательная грамотность выше у миллениалов».
Изображение на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney