Арина Аяновна, здравствуйте. Без предисловий: как вы провели лето?
Не скажу, что это какой-то особо спокойный период времени: что я, что множество моих коллег и знакомых – все активно трудимся. Этим летом мы работали над нашим проектом «#Культурный код. Россия»: организовали показ в кинотеатре «Поклонка», ездили по вузам и школам Москвы и других российских городов. А в середине августа фильм «Театр и кино» был показан на канале «Культура».
Один из документальных фильмов этого цикла называется «Литература». Современные проза и поэзия – каковы они, на ваш взгляд?
Сегодняшняя литература частично в кризисе. Недавно в книжном магазине Калининграда увидела книгу о Конфуции, где предисловие писал не то человек, не то искусственный интеллект – настолько оно было безграмотным. Набор слов, которые не складываются в предложения и не имеют логики. Если в крупных издательствах книги проходят серьезный редакторский контроль, то в небольших с этим проблема.
А вот военная поэзия, связанная с переживаниями и болью людей, развивается особенно активно. В проекте «#Культурный код. Россия» с нами работает Юрий Поляков, который помогает издавать произведения таких авторов.
В фильме участвуют студенты и авторы. По какому принципу вы отбирали героев? Богата ли наша земля перспективными творцами?
У нас потрясающие дети, великолепные студенты, старшеклассники, с которыми мы часто встречаемся и работаем. Просто восторг! Умные, вдумчивые, заботящиеся о будущем люди, которые неравнодушны к происходящему. С печатным изложением информации сейчас не так хорошо, но я верю, что мы придем к новому формату понимания литературы. Россию искусственным интеллектом точно не сразить, не заменить мозг наших талантов работой машин.
«У нас потрясающие дети, великолепные студенты, старшеклассники: умные, вдумчивые, заботящиеся о будущем люди, которые неравнодушны к происходящему»
Как воспитывать мастеров пера?
Нужно, чтобы было кому взращивать этих самородков. Еще остаются люди старого поколения, которые готовы передать искусство писать, думать, развиваться. Самая мощная движущая сила – сочетание креативной молодости и зрелой мудрости.
Как в Китае, где очень чтят местных мудрецов. Их не убирают на свалку истории, а внимательно слушают, посвящают им произведения, ставят скульптуры.
Можете ли вы сказать, что культура по-прежнему прирастает регионами? Что в тот же Литинститут едут отовсюду?
В прошлом в Литинститут действительно ехали со всех уголков России, что сейчас – не знаю. Но то, что культура прирастает не просто регионами, а всем миром, – это факт. Только впитывая другие культуры, можно развиваться.
Завершая тему регионов, коснусь психологического аспекта. Вы москвичка, но с пиететом относитесь к выходцу из любой провинции. Это вызывает уважение. А откуда, думаете, берется столичный снобизм: какова его природа?
Не знаю, что осталось от столичного снобизма. (Смеется.) Мне кажется, москвичей-то не найти в городе. Тут скорее снобизм приехавших, которые хвастаются, что они покорили этот город.
Красота родного края – какова она?
Пастельная и нежная. И в этой нежности скрывается очень большая мощь. Мы привыкли говорить, что Россия – это поля, леса, березы. То, что воспел Левитан. Но для меня Россия – это Коктебель во всей своей мощи: заповедник Карадаг, вулкан, овраги, эхо в скалах, орлы, кабаны и косули.
«Для меня Россия – это Коктебель во всей своей мощи: заповедник Карадаг, вулкан, овраги, эхо в скалах, орлы, кабаны и косули»
Широкому кругу лиц вы все же наиболее известны как телеведущая. Как считаете, необходимо ли профильное образование для работников телеэкрана?
Я начинала в 1990-х и, как многие мои коллеги, попала на телевидение случайно. Окончила философский факультет, стала переводчиком-синхронистом с английского. В телецентре сначала была корреспондентом, затем продюсером. О том, чтобы работать в кадре, даже не думала. Но судьба распорядилась иначе. По натуре я жаворонок. И рада, что в моей жизни появилось «Доброе утро», через которое могу делиться с окружающими хорошим настроением. Резюмируя это все, считаю, что человек должен сначала получить базовое образование, а только потом идти в журналистику вообще и на телевидение в частности.
Зрители по достоинству оценили ваше участие в «Модном приговоре». А вы как себя ощущали там, «внутри моды»?
«Модный приговор» и Вячеслав Зайцев воспитали целое поколение людей, и я счастлива, что работала в программе, когда в ней был маэстро. Он учил не просто стилю, а деликатности и очень нежному обращению с модой. Сам при этом был невероятно тонким, но хулиганистым и веселым человеком. Прекрасное время, которое я вспоминаю с удовольствием!
Если говорить о стилях, трендах, об эпохах в области фасонов и дизайна как такового, вы к каким направлениям тяготеете?
Я предпочитаю деловой и спортивный стиль. Не люблю откровенный гламур и вычурность. Выбираю быть более скромной в одежде, но при этом элегантной. Недавно разговаривала с человеком, который очень ностальгировал по времени, когда дамы ходили в широкополых шляпах, перчатках выше локтя, на высоких каблуках. Сейчас другое время, и в приоритете удобство, но как же хочется, чтобы было еще и красиво! Но я очень люблю время, в которое мы живем, где все происходит очень быстро: меняется мода, проходит слава или наступает величие. Главное, в этом не потеряться, поэтому нужен свой стиль. Как внешний, так и внутренний.
«Предпочитаю деловой и спортивный стиль. Не люблю откровенный гламур и вычурность. Выбираю быть более скромной в одежде, но при этом элегантной»
Современный мир становится все более цифровым. Как применяете достижения прогресса в работе и жизни?
Цифра уже давно уложила нас на лопатки. Кто хочет быть актуальным, будет взаимодействовать с цифровым пространством, изучать его. Тем же, кто отказывается это принимать, мало светит. Хотя современные технологии некоторым взрослым не под силу по объективным причинам: из-за строения ума, закоренелых привычек, плохой памяти. Их нельзя судить, а лучше помочь и подсказать.
А каким вы видите тандем государства и общества в вопросах сохранения и укрепления семейных ценностей?
Для меня семья – круглый стол, за который все садятся пить чай с вкусностями и разговаривать. Это важный момент передачи информации и знаний. Конечно, можно вырасти и без семейственности, как Михаил Ломоносов, но это исключение.
Сейчас мало кто понимает, что такое семья, как в ней жить, как ее построить. И тут не обойтись без помощи государства: нужны фильмы, социальные программы, проекты на эту тему. Например, сериал «Преемственность поколений» или фильм Первого канала «Угрюм-река», где можно наглядно увидеть истину: что посеешь, то и пожнешь.
Поговорим о ценностях материальных. Как вы думаете, во что целесообразнее вкладывать – недвижимость, образование свое и детей, инвестфонды?
Вкладывать надо во все, что дает возможность развиваться. В семена, чтобы рос урожай. В детей – ради нашего будущего. Хотя часто бывает так, что дети, которыми не занимаются, становятся более приспособленными к жизни. Вот тут не угадаешь. Но то, что важно вкладывать в образование, – безоговорочно. А там как пойдет.
Что пожелаете нашим читателям и как сами собираетесь провести «золотую осень»?
Желаю всем быть занятыми: когда много трудишься, развиваются нейронные связи. Но и отдыхать тоже важно! Вот я, например, в октябре мечтаю о большом отпуске в Крыму. Чтобы отдохнуть от всей души!
Осень у меня будет не менее активной, чем прошедшее лето: скоро десятилетие моей школы «Артмедиаобразование». Также в планах – показы новых фильмов цикла «#Культурный код. Россия» в школах, вузах, кинотеатрах. Тема невероятно актуальна: кто мы такие? Что такое «русские смыслы»? Люди все больше и больше задаются такими вопросами. Большое спасибо Президентскому фонду культурных инициатив за потрясающую поддержку, которую они нам оказывают.
А еще начнем работу над новым проектом, который я называю «Киномозаика». Это серия небольших историй о великих людях нашей страны, каждый эпизод которой будет длиться не более десяти минут. Так что работаем не покладая рук!
Арина Аяновна Шарапова – телеведущая, писатель, общественный деятель, кандидат социологических наук.
Родилась в Москве в 1961 году.
Образование: отделение прикладной социологии философского факультета МГУ, а также переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза.
В 1988 году пришла на телевидение в качестве корреспондента дирекции аудиовизуальной информации АПН, затем начала карьеру ведущей.
В разное время в течение последующих лет была лицом таких программ, как «Вести», «Время», «Доброе утро», «Модный приговор», «Спокойной ночи, малыши!» и др.
В 2016 году стала заместителем председателя Общественной палаты Москвы.
Выпустила две книги: детские сказки «Страна чудес Коктебель» (2021) и роман «Конец эфира» – фэнтези о будущем телевидения (2024).
С 2024 года – генеральный продюсер цикла документальных фильмов «#Культурный код. Россия».
Награды: медаль «В память 850-летия Москвы», орден Дружбы за вклад в развитие отечественного телерадиовещания.