Блистательна, удачлива, кинематографически безупречна – такой видят ее зрители. Открытой, стремительной, принципиальной – коллеги из «Москонцерта». О том, какова цена такой удачи, и о женской карьере в большой музыке пианистка и продюсер без утайки рассказывает в интервью нашему журналу.

18 апреля
Анна Чистоделова

Басиния, просветите нас, как выглядит рабочий день пианиста: буквально «чем вы занимаетесь на работе»? 

В моем случае это не день, а скорее, сутки с небольшим перерывом на сон. Моя ситуация нестандартна для музыканта: я совмещаю концертное исполнительство и художественное руководство огромной концертной организацией. Но от природы многозадачна, поэтому справляюсь. Утром я за роялем с девяти утра до полудня. Затем приезжаю в Москонцерт, решаю текущие вопросы – и бегом обратно: успеваю поработать за инструментом еще пару часов, потом – звонки, мейлы, соцсети, семья, друзья. График насыщенный. На ночь обязательно смотрю эпизод детективного сериала – беру иногда самые примитивные, просто чтобы успокоить мысли. Уже, кажется, пересмотрела их все. (Смеется.)

Какими проектами заняты прямо сейчас?

Сегодня я увлеченно работаю над программой «Нейромузыка» вместе с автором этой идеи – скрипачкой Еленой Ревич. По сути, это музыкальная терапия. В создании действа участвовали профессор-нейробиолог Юрий Кропотов и научный журналист Елена Кокурина: на основании результатов исследований, опубликованных в ведущих международных научных и медицинских журналах, произведения здесь подобраны, как лекарство, в соответствии с их эффектом. С нами работает изумительный видеохудожник Татьяна Плахова, которая много лет сотрудничала с цирком «Дю Солей», поэтому музыкальный посыл дополняют авторские 3D-проекции. Сейчас придумываем технологию, как изображения проецировать прямо на наши с Леной сценические костюмы. Думаю, это будет очень красиво и необычно. Премьера состоится 30 марта в Музее Москвы, гостями программы станут музыканты Аркадий Шилклопер, Борис Андрианов и диджей Тимур Мамедов. Всех приглашаю.

Профессия – пианист. Я намеренно избегаю феминитива: гендерный вопрос ведь не миновал и эту чашу, но вам удалось порвать шаблон, не поступившись и семейным счастьем. Как удалось?

Да, действительно, девяносто процентов топовых пианистов – мужчины. Остальные десять, а может, и меньше – женщины. Тут у меня правило такое: служить профессии несмотря ни на что. Творить, работать, заниматься, стучать в одну дверь, пока не откроется – а она откроется обязательно! Семьей я уж точно не жертвую: она у меня большая, я замужем почти 30 лет, у нас великолепный и успешный сын, которым я лично горжусь как самым главным своим достижением. 

«Девяносто процентов топовых пианистов – мужчины. Остальные десять, а может, и меньше – женщины. Тут у меня правило такое: служить профессии несмотря ни на что»

Людских историй о том, как в детстве «музыкалка отравляла жизнь», не счесть. Как вам удалось его избежать такого диссонанса и что советуете «новичкам»?

Это тема для отдельной беседы. (Улыбается.) В ответе на этот вопрос зашиты и психологические проблемы, и трудности взаимоотношений родителей с детьми, и особенности личности педагога, и, конечно, психотип и возможности ребенка. Начну по порядку. Во-первых, я убеждена, что пробовать заниматься музыкой надо всем детям. Безгранично влияние музыки на психику человека и его развитие. Итак, перед нами ребенок лет четырех – именно в этом возрасте нужно начинать. Первый шаг – выбор инструмента.

Вот так сразу? А кто должен выбирать: родители или четырехлетка?

Конечно, он сам, но нужна консультация с музыкантом, педагогом – выявить уровень способности и узнать пожелания ребенка. Необходимо тщательно отследить данные, чтобы понять, в каком направлении двигаться. Ведь впереди – важнейший второй шаг: выбор педагога. Рекомендую узнать все о нем заранее, несколько раз проверить, как он работает именно с вашим ребенком, прежде чем отдавать «вдолгую». Если отношения не складываются – переводите к другому, даже не сомневайтесь.

Уверена, многие и не догадываются, что у них есть выбор: просто приводят в ДМШ – и дело в шляпе. А третий шаг каков?

Мотивация. Настанет момент, когда даже самый увлеченный ребенок спросит: «Зачем эти занятия?» Ответ «Потому что надо, все занимаются» – не рабочий. Ищите мотивацию для своего ребенка, вместе ищите! И тогда получите успешного и творческого человека, умеющего играть для себя или желающего продолжить профессиональную карьеру. Музыкальное образование, по сути, нужно всем представителям творческих профессий: актерам, режиссерам, писателям, танцовщикам, художникам даже.

Скажу больше: оно и журналистам не вредит! Расскажите о своей семье: какие ценности вам привили родители?

Моя мама по профессии программист, а папа как раз был известным телевизионным журналистом. Он родом из Ростова-на-Дону, из многодетной семьи – один из четырех братьев, так что часть нашей родни по его линии до сих пор живет в Ростове. Например, один из моих кузенов – знаменитый театральный режиссер Роман Самгин. Папы уже нет больше 20 лет.

Мама, без преувеличения, сделала меня такой, какой вы видите меня сегодня. Ничего не понимая в музыке, она часами сидела со мной, пока я осваивала фортепиано, оплачивала дополнительные занятия, если было нужно, хотя мы жили совсем небогато: на обычные зарплаты обычных советских людей. Это потом уже родители придумали бизнес и стали много зарабатывать, пока эти заработки не сгорели в МММ. 

«Мы жили совсем небогато: на обычные зарплаты обычных советских людей. Это потом уже родители придумали бизнес и стали много зарабатывать, пока эти заработки не сгорели в МММ»

Сочувствую такому повороту событий.

Ничего, ведь маме удалось главное! Мои успехи и достижения стали главной целью ее жизни. А я рада, что исполнила ее мечту. Сейчас мама присутствует на всех моих концертах, наконец-то довольна качеством исполнения и просто получает удовольствие. Мы обе это заслужили.

Как думаете, кем могли бы стать, если бы не срослось с музыкой?

Срослось бы в любом случае! Я запела арии раньше, чем заговорила, и в пресловутые четыре года села за инструмент. В пять пришла в музыкальную школу имени Гнесиных и до восемнадцати лет там «жила». Так что никем другим. Это сейчас я и радиоведущая, и руководитель, и продюсер. Но музыка первична, это она меня привела сюда! Осталась всего одна нереализованная мечта – сняться в кино как актриса, хотя как музыкальный редактор и продюсер я выпустила два сериала и один полнометражный художественный фильм. Кино – моя вторая любовь!

Думаю, это не за горами: у вас слова с делом не расходятся. Тем более сейчас в тренде – сплетение жанров, стилей, методов, одним словом, коллаборации.

Я уже лет двадцать назад поняла, что это мой путь: с удовольствием сотрудничала с известнейшими мировыми джазовыми звездами, такими как Жоао Донато, Милчо Левиев и Алексей Козлов. Работала с лучшими российскими актерами и режиссерами – Романом Виктюком и Сати Спиваковой, Вениамином Смеховым, Леонидом Каневским, Леной Захаровой, Константином Крюковым. Сейчас творим с Эвклидом Кюрдзидисом. А с Леной Ревич мы очень давно соседствуем на сцене, у нас похожие творческие дороги – обе исследователи, искатели и просветители.

Вы мастерски играете классиков. Кто из них любимый? Меняются ли с течением времени тренды в исполнении, в так называемых трактовках? 

Моя стихия – романтика в любом проявлении. Поэтому в фаворе – девятнадцатый век и начало двадцатого. Ну и три столпа вне времени – Бах, Шопен и Скрябин. 

А что по сердцу из массового искусства? 

Вы удивитесь, но я практически всеядна: обожаю качественную поп-музыку, джаз – в свое время занималась джазовым вокалом и при случае с удовольствием пою в караоке. Живопись, в том числе современную, знаю и хорошо в ней разбираюсь: еще один мой кузен – художник. В любом городе мира иду в музей, но граффити как искусство тоже мое, в Буэнос-Айресе не могла от стен глаз отвести! В общем, люблю жизнь и творчество во всех проявлениях.

Что вы готовы прощать людям, а с чем мириться не станете? 

Точно не готова спускать с рук предательство и действия за спиной: и в личных, и в деловых отношениях. Поскольку я человек прямой, анализирующий, хорошо формулирующий свои мысли и убеждения, то предпочитаю сразу на берегу договариваться о кодексе. Не всегда получается, поэтому мой ближний круг прошел проверку и за последнее время и сильно сузился. Зато ради тех, кто в нем сегодня, я готова идти на любые компромиссы. В каждом я уверена и люблю уже безусловной любовью. С коллегами тоже предпочитаю быть максимально честной и открытой, стараюсь сразу обозначать позиции и обсуждать проблемные вопросы. Закулисные игры – не для меня. 

У вас успешный и креативный сын со своей аудиторией; наверняка поддержка семьи сыграла решающую роль. Посоветуйте, как воспитать цельного человека, не передавив, но и не перестраховав сверх меры?

Сын – действительно наша гордость. Мы вели и ведем его по жизни – своим примером, деловыми и личными советами, финансами. Важно, что он нас уважает, слышит и слушает. Он получил отличное образование – московская гимназия при финансовой академии, ВШЭ. И вдруг во время обучения увлекся кулинарией, завел блог @Dacooker_ и стал невероятно знаменитым блогером-миллионщиком! Сейчас он учится в Париже в лучших кулинарных школах, это теперь его профессия. Мы не препятствовали такому течению событий, мой совет по воспитанию один – искренне любите ваших детей, принимайте их, прислушивайтесь, и они ответят вам только добром.

Один из самых частых запросов по вашу душу в поисковике – «Басиния Шульман муж», орфография сохранена. А кто у нас муж? 

Очень скромный гений, невероятно мощная личность, умнейший и образованнейший человек, при этом совершенно не публичный: достаточно двух известных в семье. (Смеется.) Все, что у нас есть, мы с ним построили вместе. По профессии он IT-специалист, но эта деятельность в прошлом: сейчас он развивает область сельского хозяйства. Вклад мужа в мое развитие как менеджера и руководителя неоценим. Мой вклад в его путь тоже весомый. Это абсолютно честная командная игра, чувство локтя и полное доверие.

У нас финансовое издание, поэтому – несколько вопросов о материальном: любите ли вы деньги? Предпочитаете копить, тратить или инвестировать? 

Не могу сказать, что прямо люблю. Для меня материальные ценности далеко не первичны, мы творим не ради звона монет. Но их наличие дает полную свободу и большие возможности, поэтому быть при средствах – это замечательно. Поэтому я скорее уважаю деньги, умею их зарабатывать и терять тоже умею, продюсируя уже пятнадцать лет различные проекты с разным успехом. А вот инвестициями и накоплениями у нас в семье занимается муж. 

«Для меня материальные ценности далеко не первичны, мы творим не ради звона монет. Но их наличие дает полную свободу и большие возможности, поэтому быть при средствах – это замечательно»

На что не жалко спустить последнее, а что считаете удачным вложением?

На здоровье и на благополучие родных и близких спустила бы не раздумывая. Вкладывать я никуда и ничего не умею. 

А разве хороший рояль не инвестиция? Какие вы, кстати, марки предпочитаете? 

У меня три рояля: «Стейнвей» – это любимый бренд, еще «Бехштейн» и «Блютнер». Вот этот «Блютнер» – мой первый собственный рояль, я в него недавно вложилась и великолепно отреставрировала под ключ. Теперь жду покупателя, а когда он найдется и я заработаю, можно будет праздновать мой первый инвестиционный опыт. (Смеется.) Пока все тихо. 

Поговорим о громком: какие события ознаменовали вашу деятельность в минувшем году? 

Первый год моей работы худруком Москонцерта я не забуду никогда. Все было в новинку: формирование нового регламента, знакомство с артистами и коллективом – а их почти 400 человек! – плюс работа над созданием новых программ, неймингом и даже визуальным оформлением афиш. Ярким воспоминанием в сольной истории стало выступление в фестивале Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге», работа в жюри на фестивале Алисы Гицба в Абхазии, гастроли по разным городам России и недавний концерт в Светлановском зале Дома музыки с оркестром «Русская филармония» и дирижером Фабио Мастранджело.

Чем горите, дышите, что стремитесь создать и подарить нам в 2024-м?

Продолжаю работу над «Нейромузыкой», готовлю кроссовер-программу «4 пианиста, не считая джаза и классики» с Денисом Мажуковым, Владимиром Агафонниковым и Александром Гиндиным, этакий пианистический пианистов. А еще замахнулась на большой летний фестиваль с Пушкинским музеем, и если все получится, то будет по-настоящему здорово.

Басиния Шульман – российская пианистка, продюсер и общественный деятель. 

Родилась в Москве в 1969 году.

Училась в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. 

В 1994 году окончила Московскую государственную Консерваторию имени П.И. Чайковского. 

С 1994 по 1995 год стажировалась в Брюссельской консерватории. 

С 2006 года работает в кинематографе в качестве музыкального редактора. 

В 2018-м получила благодарность мэра Москвы за вклад в развитие столичной культуры.

Несколько раз выступала на борту ледокола «Ленин» в Мурманске.

В 2022 году выступила с несколькими сольными концертами в Антарктиде. 

В том же 2022-м удостоилась благодарности Департамента культуры Москвы за фестиваль детских школ искусств в парке «Зарядье». 

В сентябре 2022 года назначена художественным руководителем и заместителем директора Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Москонцерт».

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter