Введение
Вы хотите начать инвестировать. Задумываетесь о приобретении акций. Решили «раскидать» свой первый портфель по разным отраслям экономики.
Вы отобрали из списка несколько компаний из каждого сектора, и нужно что-то выбрать. Именно здесь нам и помогут мультипликаторы.
Что такое мультипликаторы? Простыми словами
Мультипликаторы — коэффициенты, по которым можно проанализировать финансовое состояние компании, определять недооценённые и переоценённые акции. В статье мы рассмотрим самые распространённые из них.
P/E
P – price, E – earnings.
Рыночная капитализация показывает, нам сколько компания стоит на бирже. Её отношение к чистой прибыли за год и есть мультипликатор P/E. По этому отношению можно определить, сколько времени в годах понадобится компании для того, чтобы самой себя окупить.
Где узнать о рыночной капитализации? Например, в отчёте Московской биржи:
Как воспринимать показатель? Если он получился отрицательным, то в таком случае компания убыточная. Такое может быть, например, если компания запускает новые проекты, которые требуют вложений прибыли. Если он в пределах от 0 до 5, то компанию на рынке пока недооценили. Больше 5 – переоценена.
Именно по этой причине не стоит смотреть на стоимость лота акций. Смотреть лучше на разрез по мультипликаторам.
Кроме P/E, есть и другие показатели.
P/S
P – price,
S – sales,
«P» – рыночная капитализация,
«S» – выручка за год.
Этот мультипликатор используется для сравнения компаний, которые работают в одном сегменте рынка с похожей маржинальностью. Идеально подходит для сфер, где выручка прямо влияет на прибыль.
Выручку за год публикуют в объединённых отчётах на тематических ресурсах или в финансовых изданиях.
Если P/S меньше единицы, то компания считается недооценённой, поскольку генерируется больше выручки, чем капитализация самой компании. От 1 до 2 – норма. P/S больше 2 – случай переоценённой компании.
EBITDA
EBITDA показывает прибыль компании до расчёта по амортизации, выплаты налогов и других расходов. Мультипликатор как бы говорит нам: «Смотрите, компания может зарабатывать, и вот сколько она принесёт в стерильных условиях».
По EBITDA сравниваются компании из одинаковых отраслей и разных стран. Допустим, у нас в стране НДФЛ 13%, а в Европе этот показатель выше. По EBITDA сравним, кто на самом деле реально зарабатывает.
EV
EV – это Enterprise Value. По-русски это означает «справедливая цена». Он представляет собой сумму рыночной капитализации и долговых обязательств (налоги, кредиты, дебиторка) за вычетом свободного денежного потока.
Например, капитализация одной компании будет выше, чем у другой, но EV покажет другую картину.
EV/EBITDA
Справедливую цену мы делим на стерильную прибыль. Это углублённая вариация P/E, которая учитывает и амортизацию, и долги, и расходы по процентам.
Если EV/EBITDA меньше нуля, то это говорит об убытках компании.
Чем меньше EV/EBITDA, тем лучше, поскольку «стерильная» (доналоговая) прибыль больше справедливой цены. Идеально подходит для сравнения компаний из одинаковых отраслей.
DEBT/EBITDA
Этот мультипликатор показывает отношение долга к «стерильной» прибыли. Он показывает количество лет, которое нужно для погашения долгов с заработанными деньгами. Логично – чем меньше значение мультипликатора, тем лучше.
ROE
Рентабельность акционерного капитала. Соотношение годовой прибыли к собственным активам компании. Примерно походит на расчёт процентов по вкладу. Например, компании могут быть из одной отрасли, делать одинаковую прибыль, а их активы по инфраструктуре будут отличаться в разы.
Чем выше этот показатель, тем лучше.
Использование мультипликаторов
Мультипликаторы помогают принять взвешенное решение по инвестициям. Использовать их для сравнения нужно только по одинаковым отраслям, поскольку в каждом бизнесе своя специфика по типу активов, затрат по инфраструктуре и капитализации. Мультипликаторы как бы приводят компании из одной сферы к единому знаменателю. Для самостоятельного анализа вы можете выбрать несколько компаний одного сектора и составить таблицу со значениями мультипликаторов. Так вы начнёте инвестировать с упором на цифры, а не на ощущения.