Нынешний летний дивидендный сезон оказался рекордным на выплаты, однако в то же время и полным неприятных неожиданностей для инвесторов.

В России завершился традиционно длящийся с мая по июль весенне-летний дивидендный сезон. Инвесторы на этот раз смогли получить рекордные выплаты, хотя ряд крупных компаний решил в этом году отказаться от дивидендов. 

Неожиданностью стало резкое падение некоторых акций после дивидендных отсечек. По мнению аналитиков, это свидетельствует о снижении интереса инвесторов на фоне высоких ставок к рынку акций и ставит под сомнение последующее реинвестирование большей части полученных выплат.

16 сентября
Александр Столяров

Летняя эйфория

Российские инвесторы смогли неплохо заработать в этом году на дивидендах. По предварительным оценкам, суммарный объем дивидендных выплат за 2024 год может составить от 4,5 до 5,1 трлн рублей. Средняя дивидендная доходность крупнейших российских компаний составила 9,5–10%.

По словам аналитика инвестиционной компании «Велес Капитал» Елены Кожуховой, лидерами по дивидендным выплатам в 2024 году в целом будут представители банковского сектора, которые получают преимущество от высоких процентных ставок. 

«Вторым дивидендным фаворитом остается нефтяной сектор. Котировки нефти все еще высоки, потолок цен на российскую нефть на данный момент, скорее, показывает свою неэффективность», – говорит Елена Кожухова.

Неплохие выплаты также у компаний сталелитейного сектора. Зато слабо выглядят угольные компании, рентабельность экспорта которых падает, а перспектива дивидендов выглядит весьма отдаленной.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Если говорить о конкретных эмитентах, то настоящими «дивидендными королями», то есть лидерами по выплатам, в этом сезоне стали Сбер и ЛУКОЙЛ. По итогам 2023 года крупнейший банк страны увеличил чистую прибыль в 5,2 раза – до 1,5 трлн рублей. Дивиденды, которые заплатил Сбер, также стали рекордными – всего акционеры получили 752,1 млрд рублей. У ЛУКОЙЛа в прошлом году дела тоже шли хорошо: чистая прибыль компании составила 1,16 трлн рублей. С инвесторами нефтяной гигант поделился суммой в 700 млрд рублей. Среди других компаний, не обидевших акционеров, – «Татнефть» и НЛМК (см. таблицу). Причем у последней выплаты будут делаться в том числе за счет прибыли прошлых лет. Гораздо более прижимистой оказалась «Северсталь»: при схожей с НЛМК чистой прибыли в 200 млрд рублей на дивиденды было направлено лишь 32 млрд. Алмазодобывающая компания «АЛРОСА» выплатила 15 млрд рублей.

В потребительском же секторе хорошие дивиденды дал только «Магнит», заплатив акционерам 42 млрд рублей. А вот Fix Price инвесторов разочаровал. Компания, занимающаяся, по словам ее менеджеров, экономией бюджета хозяек, сэкономила и на своих инвесторах. Общий объем дивидендов составил всего 8,4 млрд рублей.

Впрочем, такая политика сегодня мало кого удивляет. Учитывая, что некоторые компании, ранее считавшиеся одними из самых щедрых дивидендов, и вовсе отказались от выплат в этом году. Так, «Газпром», раньше делавший очень солидные выплаты (к примеру, в 2020-м они почти достигли 300 млрд рублей), в этом году вновь отказался от поощрения инвесторов. Что, впрочем, вполне логично: компания впервые за долгие годы получила убыток по итогам прошлого года.

По словам генерального директора управляющей компании «Перамо Инвест» Ольги Мещеряковой, акции «Газпрома» ранее считались одними из наиболее дивидендных на рынке. Однако из-за роста долговой нагрузки и генерации отрицательного свободного денежного потока компания была вынуждена отказаться от дивидендов. «По нашим расчетам, «Газпром» не сможет вернуться к выплатам в ближайшие два-три года», – предупреждает эксперт.

Другой «дивидендный аристократ», «Башнефть», от выплат в этом году не отказался. Он направил инвесторам 44,3 млрд рублей. Но это лишь 25% от чистой прибыли прошлого года, которая составила 167 млрд рублей. «Обыкновенные акции «Башнефти» за последние полтора года показали аномально сильную динамику, существенно опередив как сектор, так и «префы» без видимых причин. Но после роста прогнозная дивидендная доходность по обыкновенным акциям по итогам 2024 года, по нашим оценкам, составляет 9,1% – намного меньше, чем у привилегированных акций и большинства других представителей сектора», – констатирует Ольга Мещерякова.

От дивидендов также в очередной раз отказался «Мечел». Компания получила в 2023 году прибыль в 6,5 млрд рублей, но ее чистый долг продолжает оставаться впечатляющим (250 млрд рублей) и все еще растет. Так что на фоне падения цен на уголь и угрозы повышения налогов компания вынуждена экономить. Раньше «Мечел» охотно делился прибылью с инвесторами: например, в 2020 году (последний год, когда компания выплатила дивиденды) их общий объем достиг солидных 160 млрд рублей.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

По словам начальника аналитического отдела инвестиционной компании «РИКОМ-ТРАСТ» Олега Абелева, в целом многие крупные компании, которые находятся в составе в базе расчета индекса Мосбиржи-10, все-таки решили заплатить дивиденды. Ряд госкомпаний мог бы и не платить, но сделали это, так как иначе подали бы не очень хороший пример. Например, Сбер и Ростелеком. «Приятно, что эти две компании не снижают коэффициент дивидендных выплат, а платят по максимуму. В отличие от того же ВТБ, который мог бы заплатить дивиденды, пусть и не рекордные», – отметил эксперт.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

После дивидендного бала

Еще одним неприятным сюрпризом для инвесторов стала ситуация вокруг выплат «Сургутнефтегаза». Компания решила направить на дивиденды 125 млрд рублей. Из них 75% выплат пришлось на привилегированные бумаги. Для инвесторов это был самый лакомый кусок: доходность привилегированных акций «Сургутнефтегаза» была самой высокой на рынке.

При этом «Сургутнефтегаз» считается одной из самых закрытых компаний на Мосбирже, так что инвесторам сложно учитывать все риски. 

18 июля привилегированные акции компании подешевели на 25%. Это произошло после дивидендной отсечки – 17 июля был последним днем, когда новые инвесторы, покупающие бумаги, могли еще претендовать на получение выплат. 

Падение после отсечки на рынке – обычное дело, этот период называют «дивидендный гэп». Однако так сильно бумаги компаний после отсечки падают крайне редко. «Мосбиржа» в этот же день вынуждена была даже ввести дискретный аукцион на торги данными бумагами, торги были остановлены на полчаса.

По словам Олега Абелева, обвал привилегированных акций «Сургутнефтегаза» был все же ожидаем, хотя, конечно, аналитики не думали, что он будет таким сильным. Абелев отмечает, что подобные резкие падения происходят, если у бумаг есть лишь один драйвер для роста. Это как раз случай «Сургутнефтегаза»: единственный фактор, поддерживавший котировки его бумаг, – это как раз ожидание щедрых дивидендов.

«Инвесторы понимали, что дивиденды будут большими. Существенные запасы валютной ликвидности компании и довольно сильное ослабление рубля гарантировали это», – напоминает Абелев.

Как поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, получившийся гэп примерно соответствовал доходности привилегированных бумаг «Сургутнефтегаза», которая 17 июля при стоимости бумаги в 60 рублей, достигла 20,48% годовых. 

Также сильный обвал котировок во время дивидендного гэпа случился у акций НЛМК – 27 мая после дивидендной отсечки они упали на 14%. Правда, дивидендная доходность по этим бумагам составила порядка 10%, так что просадка, в отличие от «Сургутнефтегаза», заметно превысила размер ожидаемых дивидендов.

На эти же 14% упали бумаги «Северстали» 17 июня – также сразу после дивидендной отсечки. 

Но что самое неприятное – стоимость акций всех этих компаний будет восстанавливаться дольше, чем обычно. Все дело в слишком высоких доходностях на рынке облигаций и в депозитах, которые отвлекают инвесторов на себя.

Бумаги «Сургутнефтегаза» во время прошлых дивидендных гэпов восстанавливались в среднем более чем за 200 дней, говорят аналитики. На этот раз для того, чтобы акции вернулись к прежней стоимости, потребуется много времени – возможно, еще больше. По словам Владимира Чернова, обычно на закрытие дивидендного гэпа уходит от трех месяцев до года. «В случае с «Сургутнефтегазом» многое будет зависеть от общей биржевой конъюнктуры, состояния отрасли, динамики цен на нефть, влияния геополитических факторов и курса рубля. Знаменитая «кубышка» «Сургутнефтегаза», номинированная в иностранной валюте, позволяет его котировкам повышаться при ослаблении курса рубля», – объясняет эксперт.

Олег Абелев соглашается, что дивидендный гэп «Сургутнефтегаза» может закрыться, если рубль во втором полугодии продолжит ослабевать.

В истории российского фондового рынка случались и более сильные дивидендные гэпы, чем у «Сургутнефтегаза», говорят опрошенные «ПСБ Деньги» аналитики. 

«Очень красноречивый случай несколько лет назад был с бумагами Центрального телеграфа, когда компания практически реализовала всю часть своего имущества. Было понятно, что Центральный телеграф разово получил большие денежные выплаты и разово заплатил большие дивиденды. Естественно, после отсечки по этим дивидендам был мощнейший гэп вниз в диапазоне 50–60%», – напоминает Олег Абелев. Он отметил, что бумагам таких компаний, как Центральный телеграф, восстанавливаться сложнее, так как никаких причин для их роста котировок нет.

Приведем еще один яркий случай: рекорд по дивдоходности и размеру падения после отсечки на российском рынке принадлежит золотодобывающему холдингу «Лензолото». Его материнская компания «Полюс» решила консолидировать активы золотодобытчиков. Одна из структур «Лензолота» была продана со всеми активами компании «Полюс Красноярск» за 20 млрд рублей. Почти все эти деньги было решено выплатить в виде дивидендов. И дальше началась все та же классическая история. В середине июня 2021 года компания выплатила дивиденд, акции предсказуемо подешевели на 65,1%. Поскольку на балансе компании ничего больше не было, восстановиться до прежних отметок этим бумагам так и не было суждено.

Денежный круговорот

Большинство российских инвесторов обычно вкладывают полученные дивиденды снова в ценные бумаги. Однако на этот раз ситуация может быть несколько иной. Привлекательность дивидендных стратегий резко упала. Это связано с ростом ключевой ставки до 18% и обещаниями ЦБ удерживать ее на таком уровне довольно долго.

Тем не менее, по оценкам аналитиков, на биржу может вернуться 0,5 трлн рублей.

Реинвестирование дивидендных выплат может поддержать индекс Мосбиржи, но весь вопрос в том, какую часть этих выплат инвесторы решат оставить на бирже, а какую – вывести в депозиты или фонды денежного рынка. По словам Елены Кожуховой, высокие процентные ставки в РФ ограничивают привлекательность предлагаемых эмитентами выплат, ведь абсолютное большинство из них по доходности не превышает уровень ключевой ставки ЦБ.

Руководитель отдела анализа акций «Финам» Наталья Малых соглашается, что акциям сложно конкурировать с облигациями, так как до следующего основного дивидендного сезона – 2025 еще далеко, а рубль окреп в последнее время, что неблагоприятно для экспортеров.

Генеральный директор «Перамо Инвест» Ольга Мещерякова подтверждает: значительная часть дивидендных выплат, вероятно, будет использована за пределами фондового рынка крупными акционерами и инвестиционными фондами. «По некоторым оценкам, на долю акций в свободном обращении (free-float) в июле будет выплачено 580–610 млрд рублей. Это составляет средний торговый оборот по всем акциям из индекса Мосбиржи за 7–8 дней. Мы предполагаем, что часть денежного потока инвесторы направят в инструменты денежного рынка и депозиты, которые сейчас предлагают высокие процентные ставки», – говорит Мещерякова.

Она добавила, что в августе ожидаются выплаты в размере 190 млрд рублей, из которых 79 млрд рублей придутся на акции во free-float. «Предположительно, порядка 30% от этой суммы, или около 75 млрд рублей, будет реинвестировано в фондовый рынок. Среди потенциальных бенефициаров мы видим такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «Башнефть», «Роснефть» и «Транснефть»», – перечисляет эксперт.

Но что еще важнее, в целом российские инвесторы начали отказываться от дивидендных стратегий. По словам Натальи Мещеряковой, ориентация исключительно на дивиденды сегодня не гарантирует инвесторам возврата вложений из-за риска изменения денежно-кредитной политики. Так что в нынешних условиях дивидендные акции могут упасть в цене, подобно облигациям.

По словам начальник отдела доверительного управления управляющей компании «КСП Капитал» Дмитрия Хомякова, дивидендная доходность акций тех российских компаний, которые все же решают выплачивать дивиденды, преимущественно составляет однозначную цифру. Догнать или даже перегнать ключевую ставку могут бумаги считаного количества эмитентов. В таких условиях покупка акций именно под выплату дивидендов происходит в рамках краткосрочных спекулятивных стратегий непосредственно перед датой отсечки, заметил он.

Наталья Малых также добавляет: у акций есть ценовой риск, и он намного выше, чем у облигаций до момента погашения. Тем не менее не все инвесторы отказываются от дивидендных стратегий, так как есть ожидания, что ставка будет высокой не всегда. А также все деньги на долговой рынок не перевести, так как акции в долгосрочном плане защищают от инфляции и девальвации рубля, а облигации и депозиты – нет. 

«Но инвесторы становятся более избирательными, выбирая акции, по которым ожидается увеличение следующих выплат или как минимум сохранение примерно на том же уровне. Если есть прогнозы уменьшения следующего годового дивиденда, то дивидендный гэп превышает размер выплаты и его сложнее потом закрыть», – заключает Наталья Малых.

Какие компании щедро поделились с акционерами

Компания Сектор Чистая прибыль за 2023 год, млрд рублей Сумма дивидендных выплат по итогам 2023 года, млрд рублей
Сбер банки 1500 752
ЛУКОЙЛ нефтегаз 1160 700
НЛМК металлургия 209 152
«Татнефть» нефтегаз 290 60
«Магнит» ретейл 60 42

Источник: данные компаний.

Екатерина Лукьянова, ментор проекта «Женское лидерство в инвестициях»:

«Дивидендная стратегия в условиях высокой ключевой ставки, безусловно, требует более тщательного подхода к выбору активов.
Очевидно, что повышение ключевой ставки увеличивает доходность банковских депозитов и облигаций, делая их более привлекательными для инвесторов по сравнению с акциями. Это может привести к перераспределению капитала на рынке, так как инвесторы предпочитают более надежные и менее рискованные инструменты, что, в свою очередь, может снизить спрос на акции и повлиять на их стоимость.

Не стоит забывать и про влияние высокой ставки на прибыль компаний: стоимость заимствований для компаний увеличивается, что может снизить их чистую прибыль и, как следствие, способность выплачивать дивиденды. Компании с большим объемом долга особенно уязвимы в таких условиях. Поэтому сейчас особенно важно выбирать для инвестирования эмитенты с сильным финансовым положением, стабильным и предсказуемым потоком доходов и низким уровнем долговой нагрузки. Такие компании легче адаптируются к изменениям в экономической среде и сохраняют способность к выплате дивидендов.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Не только отдельные компании, но и целые сектора могут страдать от высоких ключевых ставок больше, чем другие. Например, компании из сектора недвижимости и строительства, которые часто зависят от заемных средств, могут оказаться под серьезным давлением, в то время как финансовый сектор, напротив, может быть бенефициаром повышения ставок.

Важно понимать, что в текущих условиях к дивидендной стратегии стоит подходить с долгосрочной перспективой, поскольку краткосрочные колебания неизбежны. Инвесторам нужно быть готовыми к временным снижениям рыночной стоимости акций и изменениям в дивидендных выплатах.

Дивидендная стратегия в условиях высокой ключевой ставки требует более тщательного подхода к выбору активов и готовности к изменениям на рынке. При правильном подходе и диверсификации инвестиционного портфеля дивидендная стратегия может оставаться эффективным способом получения пассивного дохода и увеличения капитала даже в сложных экономических условиях».

Изображение на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter