В начале пути
Первые постоянно действующие караванные торговые пути в Евразии появились еще в III тыс. до н. э. Археологические раскопки показали, что тогда был проложен так называемый «лазуритовый путь», по которому одноименный полудрагоценный камень перевозился из предгорий Памира (современный Таджикистан) в Месопотамию (современный Ирак) и Мохенджо-Даро (Пакистан).
В конце II тыс. до н. э. сформировался «нефритовый путь», объединивший Иран, Междуречье, Древний Египет, Сирию, Анатолию, Туркестан, Узбекистан и даже Индию. Первоначально по нему осуществлялась поставка только драгоценных камней, затем добавились и другие товары: шелк, специи, предметы быта.
В середине I тыс. до н. э. эти две караванные дороги пересеклись: памирский лазурит доставляется в Китай, а в Персии и в долине реки Инд появился шелк из Поднебесной. Однако торговля тогда шла через длинную цепочку посредников, поэтому китайцы и народы Средиземноморья долгое время не имели представлений о существовании друг друга.
Собственно Великий шелковый путь стал главной торговой артерией, соединившей Евразию от Тихого океана до Средиземного моря в конце II века до н. э. И решающую роль в этом грандиозном историческом процессе сыграл всего один человек – древнекитайский чиновник Чжан Цянь. События, захватившие его вначале как мелкую щепку, а потом как удачливого авантюриста, достойны героического эпоса.
Термин «Великий шелковый путь» был введен в научный оборот немецким географом Фердинандом фон Рихтогофеном в 1877 году в его труде «Китай».
Археологические изыскания на маршрутах Пути ведутся с конца XIX века и не прекращаются по сей день, предоставляя историкам массу интересных подробностей о международной торговле в эпоху Древнего мира и Средневековья. Так, в могиле китайского полководца Ли Сяня был обнаружен кувшин, искусно украшенный фигурами героев «Илиады». Кроме того, в Китае были найдены древнеримские монеты, относящиеся к I веку н. э. Более того, монеты, отчеканенные на Апеннинах, нашли даже при раскопках в Японии и на острове Бали.
В 138 году до н. э. император отправил Чжан Цяня с дипломатической миссией к племенам юэчжи. Эти ираноязычные кочевники в то время занимали часть пограничных с империей Хань земель. Чжан Цяню было предписано убедить юэчжи стать союзниками в борьбе с кочевниками сюнну (хунну, или гунны). Но юэчжи неожиданно откочевали в Среднюю Азию, а китайский чиновник попал в плен, в котором провел десять лет, к главным врагам китайцев – сюнну.
Бежать ему помог один из лучших воинов сюнну, с которым он отправился далеко на Запад – в Согдиану и Бактрию (нынешняя Средняя Азия). Он оказался первым китайцем, который достиг этих земель. Но договориться о военном союзе с юэчжи не удалось. Зато Чжан Цянь узнал, что китайские товары, прежде всего шелк, пользуются в странах Средней Азии большим спросом.
Спустя 12 лет (в 126 году до н. э.) китайский первопроходец вернулся на родину, представив императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии. Собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 годах до н. э. китайские войска нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. И первый караван из Чанъаня отправился в путь на заход солнца в 121 году до н. э. И уже в конце II века до н. э. заработал полноценный Великий шелковый путь как сквозной маршрут, соединивший все четыре великие цивилизации того времени: Китай, Индию, государства Ближнего Востока и Древний Рим.
Маршруты Шелкового пути постоянно менялись, но все равно можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Северную Индию и Ближний Восток;
– северная дорога – также от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и бассейну Черного моря.
Между южной и северной дорогами существовало несколько соединяющих их промежуточных отрезков. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более разветвленной. Основные маршруты сдвигались то севернее, то южнее. Поэтому реальную протяженность Великого шелкового пути определить довольно сложно. В разных исследованиях приводятся данные то о 7 тыс., то даже о 12 тыс. км.
Функционирование трансъевразийского караванного пути было невозможно без строительства массы небольших крепостей и целых городов с колодцами, караван-сараями, местными базарами, лавками менял и, наконец, военных гарнизонов, подчиняющихся разным правителям. Многие азиатские города пережили длительные периоды расцвета именно в тот период. И исчезли с закрытием Великого пути.
В ходе полуторатысячелетней истории этого легендарного маршрута международная торговля замирала по причине волн жестоких войн между различными азиатскими и европейскими империями. Наиболее распространена оценка конца Пути в результате крушения Византии в 1453 году, а затем еще и Великих географических открытий в конце XV – XVI веке (в частности, морской маршрут вокруг Африки из Европы в Индию). Но отдельные отрезки Пути между Средней Азией и Китаем использовались купцами вплоть до конца XVIII века.
Бессмертные дары Востока
Из самого названия Великого шелкового пути ясно, что главным товаром международной торговли времен Античности и Средневековья был шелк. Эту ткань, обладающую особыми потребительскими качествами (с нее, например, соскальзывают любые вредные насекомые) производят в Китае уже более 5 тыс. лет. Согласно одной из легенд, первую нить, выделенную тутовым шелкопрядом, заметила жена императора Хуан-ди Лэй Цзу примерно в 2700 году до н. э. Она же изобрела первый шелкоткацкий станок.
За шелк платили золотом по весу. В результате за потоки шелка с Китаем расплачивались звонкой монетой, так как аналогичных ценных товаров у контрагентов почти не было. Впрочем, китайцы все же завезли из Европы лен, из Средней Азии – люцерну и лошадей, из Индии – хлопок. В Средние века Китай стал поставлять по Великому шелковому пути чай, изделия из фарфора и фаянса, а также бумагу. Правда, монополию на производство шелка Поднебесная утратила в V–VI веках н. э. Сначала коконы тайно ввезли в Среднюю Азию, где уже росли тутовые деревья, затем в Византию. В XII веке коконы и саженцы тутового дерева попали на Сицилию. Спустя 300 лет шелк стали ткать и во Франции, которая в XVII веке превратилась в главного поставщика разного рода шелковых тканей, включая бархат и парчу, в европейские страны. Это также способствовало свертыванию Великого шелкового пути.
Кроме того, по Пути к тому времени сошли на нет и поставки пряностей из Индии: с начала XVI века их стали завозить морем.
Ряд исследователей полагает, что Великий шелковый путь стал своего рода предтечей экономической глобализации. Однако единого мнения на этот счет нет. Современная глобализация основана на длинных и сложных производственных и финансовых цепочках, охватывающих большое количество государств. Некоторые страны уже не производят никаких конечных продуктов, а обеспечивают работу отдельных участков глобальных производственных сетей, причем на самом высоком уровне (например, к таким Всемирный банк относит Венгрию). Конечно, в эпоху династии Хань такой уровень экономических взаимоотношений между государствами представить было невозможно.
Многие институты рыночного хозяйства зародились в период функционирования Пути. Так, в итальянских купеческих республиках Генуе, Венеции, Флоренции, бывших в Средневековье конечными пунктами Пути в Европе, появились торговые компании на паях (прообраз акционерных обществ) и банки, дающие ссуды таким компаниям. В системе денежных расчетов прежде всего использовали золотые и серебряные монеты самых мощных на тот или иной момент стран: Византии или Арабских халифатов.
Широко использовался и бартер. Наконец, в X веке н. э. появились чеки. Отправляясь в опасный дальний путь, торговец шелком сдавал свои наличные деньги кому-либо из авторитетных менял в обмен на расписку. Ее он предъявлял в тех городах Шелкового пути, где работали доверенные люди этого человека, и получал вновь наличные деньги за вычетом платы за услуги. Кстати, на этой основе во многом до сих пор работает система исламского банкинга – хавала.
Система защиты прав частной собственности также появилась на Шелковом пути. И государства, и кочевники объективно были заинтересованы в сохранении торговых коммуникаций. Поэтому, чтобы не потерять доходы, правители стран Азии принимали строгие законы, охранявшие купцов. Так, в империи Тамерлана та провинция, на территории которой ограбили купца, была обязана компенсировать ему потери в двойном размере и еще заплатить штраф самому эмиру в пятикратном размере.
«Шелковая» многополярность
Становление Великого шелкового пути было бы невозможно без определенной геополитической стабильности на всем его протяжении. Однако за контроль над караванными путями все время шла ожесточенная борьба между империями и кочевыми ордами. Поэтому обеспечить хотя бы временную устойчивость можно было либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие караванные дороги, либоразделом континента между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли.
В истории Великого шелкового пути было три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети VI века н. э., империей Чингисхана во второй четверти XIII века и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался раздел Пути между несколькими крупными странами.
Например, до III века н. э. почти вся Евразия контролировалась четырьмя региональными империями: Римской, Парфянской, Кушанской и Ханьской. Они жестко конкурировали за контроль над торговыми путями. Но в целом этому «квартету империй» удавалось обеспечить стабильность караванных маршрутов. Затем эта система рухнула: от Римской империи осталась только Византия, Парфянскую империю сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская империи распались на многие враждующие друг с другом государства. Этим воспользовались различные кочевые племена (гунны, авары, огузы, тюрки), перехватившие власть над торговлей в Средней Азии. В 570–600 годах Тюркский каганат объединил территории от Причерноморья до Северного Китая и стал контролировать большую часть Шелкового пути.
На историческую арену в VIII веке вышла китайская империя Тан. Она завоевала почти всю Среднюю Азию, но в 751 году китайцы проиграли вторую Таласскую битву арабам и уступили Шелковый путь Арабскому халифату. Потом властвовали Чингисхан (XIII век), а затем на короткое время Тамерлан (к. XIV века), которые просто уничтожили практически все торговые города на Пути.
После смерти Чингисхана Шелковый путь снова контролировали четыре империи: Юань в Китае, среднеазиатская империя (Джагатайский улус), иранская империя Хулагидов и Золотая Орда. Эти государства враждовали, но их правители старались обеспечивать безопасность купцам независимо от их веры и национальности.
Таким образом, уже в Средние века многополярная геополитическая система значительно эффективнее монополярной поддерживала развитие международной торговли.
Исторический опыт Великого шелкового пути учитывает и председатель КНР Си Цзиньпин, предложивший десять лет назад инициативу «Один пояс – Один путь», которая, так же как и полторы тысячи лет назад, предполагает создание взаимовыгодного и равноправного экономического сотрудничества стран Евразии и других континентов.
Фото обложки: Shutterstock/FOTODOM