Главный игрок

В Мюнхенском докладе по безопасности 2025 года эксперты конференции предложили новый геополитический термин – «многополяризованный» мир. Россию международные аналитики знаменитой конференции сравнили с геополитическим «медоедом» – животным, которое успешно бросает вызов более сильным соперникам и побеждает в схватке.

Степан Фролов

Право на самобытность

Неологизм «многополяризованный» мир возник из слияния терминов «многополярный» и «поляризованный». Новому миропорядку человечество обязано, по мысли стратегов Мюнхенской конференции, приходом к власти в США президента Дональда Трампа, при котором Штаты будут постепенно отказываться от роли мирового лидера, работающего в тесной связке с Евросоюзом и Британией. 

Sergey Tarasov/Shutterstock/FOTODOM

Про Россию мировые аналитики написали так: «в этом столетии ни одно государство не прилагало столько усилий, чтобы перевернуть международный порядок. <…> Россия выступает за многополярный порядок, в котором не государства, а «цивилизации», группы государств с предположительно тесными историческими и культурными связями являются суверенными и равными. <…> По мнению Москвы «только могущественные «цивилизационные государства» имеют право на суверенитет и руководящие роли в своих цивилизациях. Более мелкие государства не имеют полного суверенитета: они попадают в сферу влияния цивилизационного государства».

Главные выводы экспертов Мюнхенской конференции сводятся к тому, что глобальную повестку сегодня формируют не только крупные страны, как США или Китай, но и региональные державы – Турция, Катар или Бразилия. 

«Российская концепция многополярности становится доминирующей в мировой архитектуре», – уверен политолог к. ю. н. Дмитрий Матюшенков. По его словам, сила России в комплексном подходе: сочетании экономической мощи (например, энергетического влияния), культурной агрессивности (распространении традиционализма) и геополитической активности (в том числе в Сирии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке). В отличие от западных моделей, которые все чаще воспринимаются как дисфункциональные, российская идеология предлагает четкую альтернативу: «мировой порядок без хозяина», где каждая цивилизация сохраняет право на самобытность. «Несмотря на санкции и критику, Москва демонстрирует устойчивость, подкрепляя концепцию реальными шагами, включая формирование союзов (СНГ, БРИКС)», – заключает эксперт.

Как считает совладелец Савеловского завода деревообрабатывающего оборудования Евгений Фесенко, ключ к мировому влиянию очень долго зависел от природных ресурсов. «И России в этом вопросе беспокоиться не о чем. По данным Минприроды, наша страна обладает 15% мировых запасов нефти, 20% газа, 22% лесов и 10% пахотных земель, – говорит Евгений Фесенко. – Однако сырьевая модель устарела. Укрепление роли в многополярном мире требует перехода к высокотехнологичной переработке и стратегическому партнерству». 

Генеральный директор компании Quasar Сергей Лахин также считает, что мощь России не только в углеводородах, но и в способности адаптироваться к глобальным вызовам. По его мнению, технологический суверенитет – ключевой фактор будущего влияния России в мире. «Мы должны самостоятельно разрабатывать, масштабировать и контролировать важнейшие технологии и инфраструктуру, обеспечивающие безопасность и независимость страны», – уверен эксперт.

О важности развития высокотехнологичного сектора говорит и председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова. По ее словам, роль России может усилиться в сфере цифровой дипломатии, кибербезопасности и гуманитарных инициатив, включая защиту детей в интернете. Стратегические интересы нашей страны в области высоких технологий, по мнению эксперта, должны включать развитие технологического суверенитета, международных гуманитарных и правозащитных инициатив и продвижение этических стандартов в цифровой среде.

Курс на партнерство

swift21/Shutterstock/FOTODOM

Сегодня мир испытывает необходимость в построении устойчивой модели, которая станет базовой для мирового порядка будущего – об этом много раз говорил президент России. Стоит ли говорить, что многополярный мир – это система, где геополитическое влияние распределено между несколькими полюсами: государствами, союзами и международными организациями на основе взаимных интересов. 

«На Евразийском континенте Россия активно формирует интеграционный контур – Большое евразийское партнерство, опираясь на ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, китайскую инициативу «Один пояс – один путь», – говорит Дмитрий Матюшенков. – Экономические последствия многополярности для России здесь очевидны: диверсификация рынков сбыта, рост экспорта ресурсов и технологий, а также стимул для модернизации инфраструктуры – железнодорожных магистралей, транспортных коридоров (Север – Юг, Европа – Западный Китай) и логистических центров. Это не только снижает зависимость от санкционных ограничений, но и создает условия для роста ВВП через экспортно ориентированные проекты, включая интеграцию Афганистана в евразийское пространство». 

ЕАЭС – Евразийский экономический союз, объединение нескольких стран, которые тесно сотрудничают в сфере экономики. В него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

ШОС – Шанхайская организация сотрудничества, основанная в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. На данный момент число стран-участниц расширилось. 

АСЕАН – региональная организация государств Юго-Восточной Азии, созданная с целью развития сотрудничества в области экономики, политики и культуры.

«Один пояс – один путь» – китайская инициатива, предложенная в сентябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. Она заключается в объединении сухопутного и морского торговых путей для быстрой и недорогой доставки товаров в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Европу.

Государства, влияющие и формирующие геополитическую повестку, как правило, заинтересованы во взаимовыгодных торговых отношениях, а для этого нужна стабильность и предсказуемость. Примером такого взаимовыгодного сотрудничества выступает БРИКС, интерес к которому растет с каждым годом.

Экономическое сотрудничество остается ключевым элементом отношений России с другими странами. В 2024 году товарооборот России с Китаем достиг рекордных $244 млрд, при этом доля высокотехнологичной продукции в экспорте из России в Китай растет. «Страны реализуют масштабные проекты: строительство газопровода «Сила Сибири – 2», развитие транспортного коридора Благовещенск – Хэйхэ и совместные инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и технологии. Энергетическое партнерство укрепилось: доля российской нефти в импорте Китая превысила 20%, а газовые поставки составили около 40% от общего объема», – говорит Дмитрий Матюшенков. 

Россия развивает ключевые инициативы и с Индией: международный транспортный коридор Север – Юг (МТКСЮ) и сотрудничество в Арктике, особенно вокруг Северного морского пути (СМП). Эти проекты направлены на усиление транзитного потенциала Евразии, снижение зависимости от западных маршрутов и расширение экономического сотрудничества. Как считает Дмитрий Матюшенков, успешное развитие МТКСЮ может увеличить товарооборот между Россией и Индией, снизив зависимость Индии от Суэцкого канала и расширив доступ России к южным рынкам. Арктика, в свою очередь, дает перспективы для логистики, добычи ресурсов и научных исследований, но требует решения вопросов технологической адаптации и урегулирования геополитических трений. Индия, как неарктическая держава, заинтересована в партнерстве с Россией.

Расширение влияния России возможно через технологическое и инвестиционное партнерство, считает Дмитрий Матюшенков. Так, Бразилия заинтересована в российских инвестициях, особенно в сфере минеральных удобрений, а Россия может предложить сотрудничество в IT, энергетике и других отраслях, усиливая собственную экономику. Кроме того, обе страны для минимизации рисков санкций могут использовать альтернативные финансовые инструменты, включая китайский юань или механизмы БРИКС. Усиление транспортно-логистических связей и взаимное облегчение процедур сертификации товаров также способно повысить эффективность торговли.

«Ключевыми шагами для укрепления отношений станут создание четкой дорожной карты с конкретными целями и сроками, а также развитие региональной интеграции через ЕАЭС и МЕРКОСУР. Это позволит выстроить гибкое партнерство, избегая жестких соглашений. Помимо этого, необходимо повысить инвестиционную привлекательность России для бразильского бизнеса и наоборот, создав «окна» для информационной и процедурной поддержки», – уверен эксперт.

МЕРКОСУР – субрегиональное южноамериканское торгово-экономическое объединение. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (членство приостановлено) и Боливия.

Роль ШОС, БРИКС и других международных объединений заключается в создании альтернативной системы экономических и политических отношений. В рамках этих организаций продвигается сотрудничество в энергетике, транспорте, финансируются совместные проекты, развивается взаимная торговля. Россия использует их как инструменты для диверсификации внешних связей, снижения зависимости от западных рынков и технологий, а также для продвижения альтернативных финансовых инструментов – например, расчетов в национальных валютах или совместных платежных системах, независимых от SWIFT. Интеграция ЕАЭС с китайским проектом «Один пояс – один путь» и переговоры о зонах свободной торговли с Вьетнамом, Индией и другими странами усиливают экономическую привлекательность Евразии как единого региона.

Россия и мир

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что Россия, выступая архитектором цивилизационного подхода в глобальной политике, постепенно укрепляет свою роль ключевого, главного игрока в формирующемся многополярном мире. Ее внешнеполитическая стратегия, основанная на принципах суверенного равенства, уважении международного права и противодействии унаследованным от колониализма несправедливым структурам, делает нашу страну центром силы, способным сопротивляться «однополярному» доминированию западных держав. 

И если оценить расстановку сил, мир уверенно следует по пути создания многополярной модели. Помимо стран Западного мира, некогда выступавших «законодателем мод» в международной политике, обозначились мощные игроки в Азии, Африке и Латинской Америке. Объединенные идеей построения мира на основе справедливости и культурной идентичности, в скором времени они смогут изменить геополитический порядок, сделав его лучше. Однако это возможно только в том случае, если страны будут поддерживать друг с другом контакты на взаимоуважительных началах. И международные организации выступают надежной платформой для такого диалога. 

Таким образом, судьба России неразрывно связана с глобальными геополитическими процессами настоящего и будущего. Самая большая по территории страна, с богатой историей, населенная талантливыми людьми, по определению не может быть в стороне от создания «правил игры будущего». Роль Москвы в формировании нового миропорядка не может быть иной, кроме как ведущей. 

Колонка

Полицентричный миропорядок

Андрей Логинов, ректор Российского государственного гуманитарного университета, доктор политических наук, профессор

В Концепции внешней политики РФ в отдельных пунктах оговорены основные тенденции и перспективы потенциального развития мира с акцентом на многополярность, противодействие неоколониальным процессам, обесценивание роли ООН и создание нового справедливого мира с опорой на БРИКС, ШОС, Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и другие объединения «с весомым участием России».

Россия выступает за верховенство международного права, за равную, неделимую, комплексную и устойчивую безопасность как на глобальном, так и на региональном уровне при центральной координирующей роли ООН. 

Геополитические интересы Российской Федерации связаны с институционализацией региональных систем в многополярном мире и подразумевают:

– консолидацию государств и политических ресурсов, направленных на «демонтаж» однополярной системы глобального мира, по модели временной биполярности «Запад – Анти-Запад»;

– признание статуса России как одного из полюсов полицентрической модели глобализации политических процессов;

– формирование иерархической структуры полюсов многополярного мира, обеспеченной: а) геополитической идентичностью центров влияния и периферии; б) смежностью политических систем (в том числе государственных идеологий); в) разнообразными формами десуверенизации государств.

Какую роль играют международные организации (ООН, ШОС, БРИКС) в формировании многополярного мира. Как БРИКС и ШОС способны положить начало формированию нового полицентричного миропорядка, а также способствовать созданию новой международной организации.

Существенную роль в формировании современного мирового устройства должны играть не только ООН, но и другие международные организации – БРИКС и ШОС. Несмотря на то что БРИКС и ШОС имеют внутренние противоречия и проблемы, их центростремительные тенденции гораздо выше центробежных. Основными объединяющими моментами в названных организациях стали многополярность, зоны роста мировой экономики, богатый человеческий и ресурсный потенциал, формирование относительно единых традиционных ценностей. Необходимо отметить, что число желающих присоединиться к БРИКС и ШОС постоянно увеличивается. 

Karina Eremina/Shutterstock/FOTODOM

Взаимодействие стран в БРИКС и ШОС отличается друг от друга. БРИКС, основателями которой были Россия, Китай, Индия и Бразилия, формировалась изначально как площадка экономического диалога. Постепенно эта организация стала обеспечивать формат внешнеэкономической линии, превращаясь в платформу экономической безопасности. 

ШОС, сформированная как организация региональной безопасности, в настоящее время также решает задачи геополитические, развития экономических связей и торговых маршрутов, выстраивает диалог в научно-технической, образовательной и экологической повестке. 

Президент России Владимир Путин 15 мая 2024 года заявил, что ШОС и БРИКС утвердились в качестве ключевых опор формирующегося многополярного мира. Об этом свидетельствуют все увеличивающийся интерес других государств к деятельности этих объединений, рост числа их участников.

изображение на обложке — Kirill Neiezhmakov/Shutterstock/FOTODOM

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter