Раскинувшаяся на несколько километров тонкая прозрачная линия двух небоскребов города Line, строящегося в Саудовской Аравии. Парящий в воздухе павильон-дом города Масдар в ОАЭ. Фантастические башни Tower С в Китае, напоминающие графику из компьютерной игры. Мода на города будущего не ослабевает, разные страны презентуют проекты один необычней другого. Но суровая правда такова: большинство футуристичных городов не удастся построить – по крайней мере, в первоначально задуманном виде.

16 сентября
Александр Столяров

Мираж в пустыне

Впервые о проекте «Неом» (Neom) заговорили в 2017 году. Тогда новый наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман решил с ходу поразить весь мир. Он, как и полагается любому правителю, захотел основать свой город, но такой, каких на планете еще не было. Проект этот планировалось реализовать в рамках стратегии диверсификации сильно зависимой от нефти экономики страны – «Видение Саудовской Аравии 2030».

Неом – это мегагород будущего, целый кластер в северо-западной провинции Табук, объединяющий туристические объекты, жилую застройку и индустриальный парк. Площадь этого кластера должна составить 26,5 тыс. кв. км. В Неом будет входить минимум 16 зон, из которых официально презентованы пока лишь 6. Промышленный район и порт Оксагон, где будет производиться водород, горнолыжный курорт «Троена», морские курорты «Синдала» и футуристический комплекс «Эпикон», включающий две огромные башни-небоскреба, три больших отеля у залива Акаба, объединенные в район Лейя, и собственно сам город Line. В последнем будет всего два дома, но зато таких, каких в мире еще не строили: гигантские, простирающиеся на 2 км небоскребы, идущие сквозь пустыню к берегу моря.

Изначально длина этих двух небоскребов должна была составлять и вовсе астрономические 170 км. Однако принц посчитал, что это ни к чему. Зато он увеличил их высоту – с 200 до 500 м, это примерно 170 этажей. 

Всего в городе по проекту должно будет проживать 9 млн людей – правда, только в далеком 2045 году. Предполагается, что Line будет экоградом, в нем совсем не будет машин. Вместо них люди смогут передвигаться на гиперлупах – это пневмотрубы, по которым будут ездить со скоростью 1000 км/ч пассажирские вагоны. Стоит отметить, что такой технологии еще нет, Илон Маск, пытавшийся запустить аналогичный проект, в результате закрыл его. 

Не менее фантастически выглядят и другие технологии. Например, искусственные облака, которые должны чаще вызывать столь необходимые в пустыне дожди. Или парк с роботами-динозаврами. На пляжах на берегу Красного моря хотят насыпать светящийся песок. Над Неомом будет летать воздушное такси. Кроме того, вся энергия в городе будет добываться с помощью солнечных батарей и ветряных электростанций. 

Город из фантастического романа начали уже возводить. На конец прошлого года в строительстве участвовало более 60 тыс. рабочих. Но пока они ведут лишь земляные работы и работы по прокладыванию туннелей в скальном грунте. И вместе с тем эта мегастройка уже вызвала несколько крупных скандалов, а властям Саудовской Аравии пришлось значительно пересмотреть смету и сделать проект более реалистичным. Так, в создание города изначально планировалось вложить 1,5 трлн долларов, но в результате бюджет сократили в три раза. 

Сам город Неом должен был быть построен уже к 2025 году. Но сейчас все чаще говорят о том, что его достроят лишь к 2030-му, и жить в городе будет не 9 млн, как изначально планировалось, а всего 300 тыс. человек.

По словам урбаниста Григория Ревзина, архитекторы Неома нашли новый стиль, смешав европейский авангард с узнаваемой арабской архитектурой. «Получилось современно, красиво. Создатели города как бы хотят сказать: «А давайте пересадим целиком всю современную цивилизацию в одно место, только сделаем это место чисто арабским», – рассуждает эксперт.

Но, вероятнее всего, Неом – по крайней мере, в первоначальном масштабном варианте – так и останется «городом на бумаге», считает основатель компании Smarent, занимающейся управлением недвижимостью, Виктор Зубик. «Строительство здесь очень сильно зависит от геополитики, цен на нефть. Скорее всего, в городе будут жители, но шансов получить успех, как его получил Дубай, мало. Привлекать частных инвесторов в такие проекты невозможно. А без них строительство будет слишком дорогим. Тот же Дубай сейчас растет прежде всего за счет туристов и инвесторов в недвижимость», – уверен Виктор Зубик.

Арабская «гигамечта»

Свой похожий «гигагород» решили возвести и Объединенные Арабские Эмираты. Концепция все та же: мегаполис буквально из ничего, выросший в пустыне, полное отсутствие автомобилей – только модный сегодня беспилотный электротранспорт.

Город будет называться Масдар (в переводе с арабского – «Источник») и находиться неподалеку от аэропорта Абу-Даби. Новый населенный пункт должна построить компания Masdar, занимающаяся возобновляемой энергией. В 2007 году она подписала контракт с Массачусетским технологическим институтом о создании Масдарского института науки и технологий. А годом позже объявила о создании целого города, где этот институт будет расположен.

Масдар и его будущих жителей должны были защищать от жары и от дующих из пустыни ветров специальные терракотовые стены. Для защиты же от солнца в Масдаре хотели возвести огромные «зонты-подсолнухи», внешне напоминающие обычные столбы с искусственными шляпками, способные в обед раскрываться. В центре города небоскреб – штаб-квартира Siemens. На его верху огромная ветряная башня. Она поглощает потоки ветра снаружи и направляет их по воздуховодам для охлаждения внутренних помещений офиса. Также над частью центра города по проекту должен был раскинуться огромный стеклянный павильон – так называя крыша для тени.

Прохладу в городе помогали бы проводить и специальные фасадные конструкции, использующие мембранные подушки (так называемые ETFE-подушки, то есть созданные из специального полимера – этиленатетрафторэтилена). Они легки и прозрачны. Их заполняет воздух под низким давлением – таким образом, фасады остаются прохладными на ощупь даже под солнцем. В отличие от Неома, высотной застройки в Масдаре не предполагалось – в основном дома в 4–5 этажей. 

Всего проект должен был обойтись в 22 млрд долларов. Инвестором выступил один из крупнейших суверенных фондов в мире – Mubadala. Архитектором должен был стать знаменитый британец Норман Фостер. Население города могло бы превысить 50 тыс. человек.

Однако красивые планы, так же как и в случае с Неомом, разбились о суровую реальность. Изначально город планировалось построить к 2016 году. Но экономический кризис 2008 года заметно снизил возможности для финансирования. Окончание строительства перенесли на 2020–2025 годы. А затем и вовсе на 2030 год. По данным на 2023 год, в Масдаре постоянно живет около 5 тыс. человек. 

Больше всего сегодня Масдар напоминает не экогород, а город-призрак. Возведен лишь один квартал. Ни о каком искусственном охлаждении сейчас не идет и речи, в городе, расположенном среди песков, невероятно жарко. По территории ездят не беспилотники, а небольшие гольф-кары, которые можно встретить в обычных аэропортах. В Масдаре всего один супермаркет, вокруг одна большая стройка. Как пишет Bloomberg, Масдар изначально был «эксцентричным экспериментом богатого нефтью государства».

 По словам сооснователя архитектурного бюро Megabudka Артема Укропова, Масдар с самого начала создавался как экспериментальный идеальный город в пустыне. Но потом проект столкнулся с проблемами: люди не понимали, зачем жить посреди песков. «Сейчас это, скорее, больше напоминает поселок городского типа – просто чуть более симпатичный. Там нет полного набора инфраструктуры. Его можно назвать придатком города, но никак не городом», – считает эксперт.

Изображения сгенерированы с помощью нейросети Midjourney, Yurii Andreichyn/Shutterstock/FOTODOM

Вавилонские башни Китая

Китай с его мощным экономическим потенциалам решил не отставать от монархий Ближнего Востока. Он предложил не менее грандиозный проект: в 17-миллионном Шэньчжэне планируется построить «вертикальный город» Tower C. Это две фантасмагоричные башни высотой 400 м каждая. В них сможет работать в офисах и жить в апартаментах более 300 тыс. человек. Настоящий город в городе.

Этот квартал спроектировало знаменитое архитектурное бюро Zaha Hadid Architects. При строительстве зданий, конечно же, будут использоваться трендовые зеленые технологии, у подножия башен посадят не только сады, но и луга, а на них создадут настоящие болота. У Tower C будет собственный дата-центр, который сможет обрабатывать информацию из всех помещений и зон комплекса.

Прозрачный подиум, из которого растут башни, – еще одно изящное решение архитекторов. Он будет преломлять свет и направлять его обратно вверх – прямо на башни. 

О данном проекте стало известно в 2021 году. Прошло два года, однако никакой конкретики нет. Неизвестно даже, принято ли решение о начале строительства. Вполне возможно, китайские власти просто испугались, что башни Шэньчжэня превратят этот город в новый Вавилон или их попросту не удастся достроить ввиду слишком высокой сложности.

«Tower C – это такая провокационная идея города-небоскреба, похожая на спекулятивный проект The Line в Неоме. Его цель, похоже, лишь в том, чтобы привлечь внимание», – говорит руководитель аналитического отдела компании СM International, занимающейся развитием городской среды, Антон Айсин.

Артем Укропов добавляет, что технологически построить такие башни возможно. Но это станет очень проблемным объектом. «Мегаструктуры сложно возводить, особенно вертикальные. Представим мегаполис: в нем есть много всего – логистических артерий, метро, дорог, прочей инфраструктуры. А теперь представьте, что все это надо сделать вертикально. Десятки тысяч людей будут жить в одном месте – им надо подводить электроэнергию, газ, воду. Надо очень много ресурсов, чтобы обслужить здания. Возьмем даже такую мелочь, как мытье окон. Пройдет дождь – и пыль, спрятавшаяся во внешних стыках небоскреба, моментально снова осядет на окна. Его придется мыть почти каждый день», – рассуждает эксперт. Он отмечает, что все подобные проекты выглядят красиво, но они нерациональны и неудобны.

Изображения сгенерированы с помощью нейросети Midjourney

Новые города России

В России есть свои проекты городов будущего. Один из них – Доброград, детище основателя компании Askona Life Владимира Седова. Город строят во Владимирской области, неподалеку от Коврова и пролегающей рядом новой трассы М-12.

По плану к 2030 году население города достигнет 55 тыс. человек. Экологичность – одна из ключевых характеристик Доброграда. Вокруг него планируется оставить лесную полосу, которая будет естественно огораживать его пространство. Впрочем, такая идея далеко не нова – вспомним хотя бы построенный еще в советское время Зеленоград.

Всего в Доброград планируется вложить 73,5 млрд рублей. Для сравнения напомним, что доходная часть бюджета всей Владимирской области за прошлый год составила 83,9 млрд рублей.

К 2035 году в городе планируется открыть почти 7 тыс. рабочих мест. Для этого там даже создали особую экономическую зону, способную привлечь бизнес.

Однако пока реальность расходится с планами. На данный момент в Доброграде живет чуть менее 1 тыс. человек, для них есть 188 рабочих мест. А в особой экономической зоне всего восемь резидентов. 

Григорий Ревзин отмечает, что Доброград – это город – мечта одного человека. «Таких примеров в истории было много, стоит вспомнить, как крупные промышленники в XIX веке основывали в России свои населенные пункты. Но, как правило, это были небольшие городки на 50 домов», – отмечает эксперт.

Артем Укропов называет Доброград интересным проектом. «Считается, что быть устойчивыми могут только те города, где живет минимум 30 тыс. человек. Тогда люди будут строить в них бизнес, там будут появляться рабочие места. Сейчас, конечно, Доброград не город, скорее, это экопоселок с расширенной инфраструктурой», – говорит Артем Укропов.

Еще один похожий проект нового города – это возводимый на западе Москвы, в районе Кунцева, «СберСити». Как видно из названия, развитием проекта занимается «Сбер». 

«СберСити» позиционируется как зеленый город будущего. У него будет бионическая архитектура – то есть воспроизводящая природные формы. Средняя высота жилых кварталов – 6–10 этажей, что редкость для новостроек столицы. В городе будет проживать 65 тыс. человек. Площадь застройки составит более 450 га. 

Казалось бы, ничего революционного в этом проекте нет. Речь идет о комплексной застройке нового района – данный проект больше девелоперский, чем технологически-инновационный. По мнению Артема Уколова, называть «СберСити» полноценным городом нельзя. Это пригород, небольшой район-спутник, напоминающий Сколково. Но там, в отличие от инновационного центра, другой формат жилья. По словам Григория Ревзина, «СберСити» делали хорошие архитекторы. «По статусу это жилье бизнес-класса в жилом районе за МКАД. Это реально востребованные на рынке объекты», – говорит он. Однако и этот проект не избежал критики. Аналитики говорят, что сроки о завершении стройки такого масштаба к 2032 году слишком оптимистичны. 

Изображения сгенерированы с помощью нейросети Midjourney

Утопия или ответ на вызов?

Современные города будущего – красивая утопия, которую вряд ли удастся воплотить в жизнь в том виде, как ее изначально подают, говорят опрошенные нами архитекторы. 

Основная проблема в том, что такие мегастройки требуют слишком большого финансирования. 

Все такие проекты либо имиджевые, либо с очень большим сроком окупаемости, говорит Артем Укропов. Архитекторы закладывают в основу таких проектов некую сверхидею, создают мегаструктуру. Но в конечном счете они либо не реализуют подобные проекты в том виде, как те проектировались, либо реализуют, но проекты не работают так, как это планировалось.

Эксперт приводит в качестве аналогии так называемые моногорода, которые активно строились в СССР – такие поселения жили за счет какого-то производства. Без такого ресурса оживить их было бы невозможно. 

Современным новым городам такой ресурс, очевидно, тоже нужен. 

По словам Укропова, многие мегаполисы будущего в результате не станут полноценным городом. «Мы разработали собственные критерии города. На наш взгляд, город – это географическая территория, где человек может получить все, что ему нужно. Если в каком-то населенном пункте человек может закрыть 90% своих потребностей, тогда это город. Станут ли все эти проекты городами в нашем понимании – это очень большой вопрос», – говорит архитектор.

Чтобы новая агломерация жила полноценной жизнью, в нее надо привлекать не только инвесторов, но и туристов. Однако сделать новый город интересным для путешественников сложно, говорит Виктор Зубик. Для этого у такого поселения должна быть точка притяжения. «Но что мы видим? У Неома такой точки нет, у Масдар тоже. У последнего к тому же очень дорогая недвижимость, и туристам выгоднее отдыхать в готовой инфраструктуре Абу-Даби», – говорит Зубик.

Еще одна сложность: как это ни парадоксально, но в случае совершенно новых мегаполисов надо еще добиться, чтобы туда заселялись люди, а для этого нужно, чтобы у них были точки взаимодействия. Часто спроектировать такие точки взаимодействия просто невозможно. «При строительстве города с нуля эти сотни незаметных возможностей для взаимодействий не учитываются, и города не становятся «живыми»: в них нет торговли, нет жителей, нет бизнеса. Нужно очень медленно «выращивать» города, но такой временной горизонт не отвечает задачам авторов таких проектов», – рассуждает Антон Айсин.

Еще один риск: по словам урбаниста Григория Ревзина, многие технологии прогрессируют быстрее, чем строятся дома. «Цикл строительства города составляет 20 лет. За это время технологии, в том числе компьютерные, способны совершить огромный рывок. Так что города будущего будут насыщены технологиями, но не такими современными, как это представляется сейчас», – говорит урбанист.

А вот фавелизация новым городам не грозит. Напомним, в 60-е годы новая столица Бразилии Бразилиа, задуманная как современный комфортный город, обросла фавелами. Это стало притчей во языцех для архитекторов, презентующих проекты новых городов – только ленивый не указывал им на этот риск. По мнению Григория Ревзина, сегодняшнее время сильно отличается от той эпохи. «Актуальный пример – Дубай. Этот город появился только в 2000 году. Некоторые говорят, что вокруг него есть фавелы, где живут пакистанские рабочие. Но там такие фавелы, которые дадут фору нашим микрорайонам брежневской эпохи», – отмечает Ревзин.

Окончательно понять, есть ли у городов будущего перспективы, можно будет только через какое-то время. «В ближайшие 50 лет, по прогнозам, появится 30–40 новых мегаполисов. И все они на территории Азии. Эти города могут быть востребованы, так как население этого региона растет. Так что строительство таких мегапроектов в арабских странах в целом отвечает современным трендам», – заключает Ревзин.

Фотография на обложке сгенерирована с помощью нейросети Midjourney

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter