Благородная ярость мелких розничных инвесторов, жадность хедж-фондов и хитрость крупных инвестдомов, сила соцсетей и их влияние на фондовый рынок – все это смешалось в историю вокруг акций скромной компании GameStop. И кстати, эпопея вокруг ее акций может вспыхнуть снова.

21 ноября
Евгения Обухова
Shutterstock AI Generator/FOTODOM

Форум, ковид и вертолетные деньги

Строго говоря, все началось с форума Reddit. В одном из его закоулков собирались любители биржевой игры и обсуждали соответствующие темы. «Закоулок», конечно, не вполне правильное слово: у подфорума r/wallstreetbets к началу 2021 года, когда закрутилась эта история, было 3 млн участников.

На американском фондовом рынке обращаются акции нескольких тысяч компаний. Есть среди них и определенное число компаний убыточных, чей звездный час давно миновал (либо вообще не наступал) и которые постепенно движутся к краху. Обычно акции таких эмитентов довольно дешевы: так называемые penny stocks – акции ценой в пенни, позже эта категория перешла в meme stocks – мемные акции. Дешевизна и раскрученность в определенных кругах делает эти бумаги объектом внимания определенных групп инвесторов: тех, кто хочет заработать на резких движениях цены, и тех, кто верит, что для конкретной компании еще не все потеряно.

Акции GameStop понравились инвесторам сразу обеих групп.

GameStop в 2000-х годах была крупнейшей в США сетью – дистрибутором видеоигр. После бурного развития интернет-игр ее дела шли все хуже, но в 2019–2020 годах в ней увидел потенциал Майкл Бьюрри, известный американский финансист, в прошлом основатель хедж-фонда Scion Capital, и вошел в капитал. Бизнес компании почувствовал себя лучше. Некая часть сообщества Wallstreetbets вдохновилась этой историей и начала приобретать акции недавнего аутсайдера в надежде на лучшее. Были в сообществе свои лидеры: например, много писал о GameStop и высказывался о ней с оптимизмом модератор сообщества Wallstreetbets – позже стало известно, что его настоящее имя Кейт Гилл.

Свою роль сыграл и… ковид. Напомним, в 2020 году американское правительство раздавало гражданам «вертолетные деньги», которые сильно поправили материальное положение многих людей, а часть из них привели на биржу в поиске легких путей для заработка, тем более что рынок акций активно рос. Наконец, на 2019–2020 годы пришелся взлет американского брокера Robinhood, который позиционировал себя как анти-Уолл-стрит-брокер и давал мелким розничным инвесторам возможность торговать без комиссий (в обмен на что – узнаем чуть позже). 

В январе 2021 года в атаку на GameStop двинулись хедж-фонды, которые делают ставку на падение акций («шортят» их), а затем сами же и подталкивают к падению. Самым ярким участником был хедж-фонд Melvin Capital. Акции GameStop начало лихорадить – они резко падали без видимых причин. А потом один из лидеров игры на понижение, глава аналитической компании Citron Research Эндрю Лефт, опубликовал уничижительный твит: мол, акции GameStop должны стоить вдвое дешевле, чем сейчас, и Citron Research вскоре опубликует отчет, из которого будет следовать, почему это так. 

Но эффект оказался прямо противоположным тому, на который Лефт и хедж-фонды, занявшие короткие позиции в GameStop, рассчитывали. Сплоченные мелкие инвесторы были несогласны с атакой воротил Уолл-стрит и решили отомстить.  

Marko Aliaksandr/Shutterstock/FOTODOM

Месть толпы

Мелкие игроки начали активно скупать акции GameStop и кол-опционы на ее акции, вызвав тем самым ситуацию шорт-сквиза, а затем и гамма-сквиза (short squeeze и gamma squeeze), то есть спровоцировав своими покупками сильнейший рост котировок. Достаточно сказать, что 25 января 2021 года акции GameStop, пару недель до этого торговавшиеся примерно по 4,4 доллара за штуку, взлетели выше 81 доллара, а пиком стала отметка 492 доллара. Это, в свою очередь, заставило крупных игроков, занявших короткие позиции, продать бумаги гораздо дороже, чем те собирались. Для «шортистов» это означало принудительное закрытие позиций и крупные убытки. 

Для мелких инвесторов «битва за GameStop» стала чем-то большим, чем просто биржевые сделки – актом протеста против Уолл-стрит, бунтом против сложившегося в американском обществе расслоения, обогащения небольшого числа крупных банков и инвесткомпаний. «Я ненавижу все, что вы символизируете. Ваше существование – яркое напоминание, что виновные в столь большом количестве проблем 2008-го так и не понесли наказание, – заявил в открытом письме к Melvin Capital активист с Reddit. – Я оплатил ренту за этот месяц кредиткой, а свои сбережения слил на акции GameStop и держу их. Для меня это личное».

Были у движения и свои активисты. Во-первых, «дать бой» и отстоять GameStop призывал упомянутый уже Кейт Гилл. Во-вторых, знаменитый американский частный инвестор Дейв Портной – у него солидная аудитория в интернете, которой он рассказывает о своей торговле на бирже. Портной также выступил «за GameStop». Но волна «народного гнева», смывшая половину активов Malvin Capital и других хедж-фондов, вставших в «шорт», была лишь поверхностью, под которой шла куда более тонкая игра.

Глубокие воды

Во-первых, для розничных инвесторов неприятным сюрпризом оказалась работа брокера Robinhood, а ведь через него шла львиная доля заявок на покупку акций и опционов на GameStop. Как мы помним, этот брокер не берет комиссий. Но зато он является субброкером у крупных компаний с Уолл-стрит, то есть не исполняет клиентские заявки сам, а объединяет их в крупные пулы и передает дальше. Конечные же брокеры – как раз крупные игроки американского рынка – исполняют заявки клиентов Robinhood не по цене, которая выгоднее для клиентов, а по цене, которая выгоднее им самим. В разгар «битвы за GameStop» Robinhood на несколько дней прекратил принимать заявки на акции компании GameStop. Самое интересное, основным партнером, которому Robinhood перенаправляет пользовательские заявки, является Citadel Securities, связанная с Melvin Capital – тем самым фондом, который играл на понижение GameStop.

Финансисты считают, что Robinhood просто вынужден был прекратить прием заявок: его система риск-менеджмента просто могла рухнуть под необычным наплывом сделок. Но связь с Melvin Capital вкупе с приостановкой работы нанесла по имиджу «брокера для простых людей» и «анти-Уолл-стрит» серьезный удар. 

Во-вторых, оказалось, что праведный гнев толпы был лишь прикрытием для более крупных игроков, которые, скорее всего, и опрокинули Malvin Capital. Так, инвестбанк JPMorgan прямо заявил, что главной движущей силой всплесков котировок GameStop и ряда других похожих бумаг были вовсе не розничные инвесторы, а институциональные. В самом деле, Robinhood быстро перекрыл возможность частным трейдерам подавать и исполнять заявки. Но акции продолжали расти. Более того, информация о размере коротких позиций хедж-фондов доходит до рынка с временным лагом в две недели, но сначала становится известна воротилам Уолл-стрит. 

И тут мы снова возвращаемся к Кейту Гиллу. Во-первых, у рупора Wallsreetbets, по странному совпадению, был пакет акций GameStop. А во-вторых, до момента атаки включительно он работал в Massachusetts Mutual Life Insurance Company, крупной компании, которая имела в том числе и лицензию брокера по ценным бумагам. 

Частные инвесторы действительно помогли обрушить бизнес ненавистного Malvin Capital: через год он закрылся, так и не оправившись от убытков после шорт-сквиза. Но вот прибыль получили вовсе не частные инвесторы, или же не только они.

Американская комиссия по ценным бумагам (SEC) сразу же начала расследование на предмет возможных манипуляций, которые могли совершаться с помощью Reddit и других социальных сетей для подъема цены акций GameStop. Кейт Гилл дал показания конгрессу, но вышел сухим из воды. «Мой канал предназначен только для образовательных целей, мой агрессивный стиль инвестирования вряд ли подойдет большинству людей, просматривающих этот канал», – убеждал следователей Гилл. Он также сообщил, что просто искренне верил, что у бизнеса GameStop есть хорошие перспективы. Гилл надолго попал из соцсетей, но никак не пострадал, и это еще один довод в пользу версии, что за его «искренним интересом» стояли интересы куда более крупных игроков. 

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Наши дни

Кто еще извлек пользу из этой истории – так это продюсеры фильма «Тупые деньги», снятого по ее мотивам, а также… сама GameStop. Она до сих пор жива, несмотря на все проблемы, ее акции колеблются в районе 22 долларов за штуку – до того, как привлечь внимание WallStreatbets, котировки достигали максимум 1 доллара. 

За последние годы GameStop пыталась зарабатывать на электронной коммерции, продаже коллекционных вещей и даже на NFT (токенах, дающих право на некий предмет искусства). Но все это было не особенно удачно. Сейчас ее выручка падает, но что любопытно – бизнес прибылен. Как? Просто GameStop размещает свободные деньги на счетах и получает процент. Недавно Джим Крамер, ведущий программы CNBC «Mad Money», раскритиковал бизнес-модель GameStop и заявил, что ее основной бизнес больше не имеет значения, так что компании, возможно, следует рассмотреть возможность закрытия физических магазинов и работать как банк. 

Несколько месяцев назад молчание в интернете нарушил и Кейт Гилл. Он сообщил, что держит акций и опционов GameStop больше чем на 181,4 млн долларов. Спекуляции в бумагах немедленно возобновились, хотя на этот раз Гилл ведет себя куда осторожнее, постоянно отказывается от ответственности, не дает прямых советов и ни к чему не призывает. Но Гиллу и интернет-сообществу и не нужны слова. Ему достаточно запостить картинку или фото – как инвесторы интерпретируют ее по-своему и начинают совершать сделки. Так что, скорее всего, GameStop еще привлечет наше внимание. 

Эксперты до сих пор не пришли к единому мнению насчет того, как же история GameStop повлияла на фондовый рынок. 

«История с GME US (GameStop) стала настоящим феноменом на фондовом рынке, который изменил привычные представления о том, кто и как может влиять на цены акций, – полагает Саид Хаффане, аналитик «АФ Секьюритиз». – Раньше казалось, что крупные игроки и хедж-фонды диктуют правила, а мелкие инвесторы лишь следуют за ними. Но в начале 2021 года розничные инвесторы показали, что могут изменить правила игры».

Именно после этой истории на рынке появился термин «мем-акции», то есть акции, которые растут благодаря вирусности и хайпу в Сети, а не из-за своих фундаментальных показателей, продолжает Хаффане. Этот феномен показал, что эмоции и социальные тренды могут быть не менее важными, чем финансовые результаты. Аналитик напоминает, что, помимо GameStop, ряды мем-акций пополнили:

– AMC US (AMC Entertainment): сеть кинотеатров, акции которой взлетели благодаря поддержке розничных инвесторов;

– BB US (BlackBerry): несмотря на отсутствие значительных технологических прорывов, акции компании испытали волатильность из-за внимания онлайн-сообществ;

– BBBY (Bed Bath & Beyond): ретейлер товаров для дома, чьи акции также стали объектом спекулятивной торговли.

Кстати, этот термин также часто относят и криптовалютным коинам, самым нашумевшим из которых является DogeCoin.

После событий с GameStop Хаффане видит следующие изменения: во-первых, рост влияния социальных сетей: социальные медиа стали мощным инструментом для координации действий инвесторов и распространения информации. Теперь инвесторы и аналитики учитывают настроения в онлайн-сообществах при принятии решений. Во-вторых, пересмотр стратегий хедж-фондов: крупные рыночные игроки стали более осторожно подходить к открытию коротких позиций, учитывая риск коллективных действий со стороны ретейл-инвесторов. В-третьих, регулятивные изменения: SEC и другие регуляторы начали активнее исследовать влияние социальных медиа на рынок и обновлять устаревшие правила. И наконец, популяризация инвестирования среди широкой публики: события вокруг GameStop привлекли внимание миллионов людей к фондовому рынку. Многие из них впервые начали инвестировать, используя доступные и простые для понимания торговые приложения.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

«Интеграция социальных трендов с фундаментальными показателями – это теперь необходимый инструмент эффективного риск-менеджмента при выборе объектов для инвестиций, – добавляет аналитик «АФ Секьюритиз». – Вывод при этом достаточно прямолинейный: фондовый рынок эволюционирует, становясь более доступным и демократичным».

Но так думают не все. Аяз Алиев, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова, отмечает: такая история, как с акциями GameStop, – это единичный случай и на первое место ставит роль Кейта Гилла. «Ему удалось убедить игроков рынка оставаться в акциях GameStop и занимать длинные позиции, – говорит Алиев. – Обычно, когда крупные фонды занимают <короткую> позицию, сложно восстановить стоимость акции. В данном случае это удалось и более того. В итоге акции показали рост в начале 360% и росли до 1000%. Крупные фонды, которые «шортили» акции, в итоге потеряли около 5 млрд долл. Сам Гилл заработал 28 500%, то есть порядка 16 млн долларов. При этом это и урок хедж-фондам. В следующий раз и они могут более агрессивнее «шортить», и, возможно, игрокам рынка не удаться сломать тренд по акциям».

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarket, предупреждает о рисках, которые на долгосрочном горизонте спровоцировала история с GameStop. «Это событие продемонстрировало, что традиционные представления о разумных и неразумных инвесторах могут быть неверными, – говорит Артем Деев. – Хедж-фонды, известные своей опытностью и связями, были вынуждены признать, что их методы могут оказаться неэффективными против объединенной силы розничных инвесторов. Их репутация, построенная на успешных ставках, была поставлена под сомнение, а их влияние на рынок стало менее однозначным. Таким образом, событие GameStop повысило волатильность рынка, сделав его менее предсказуемым. Все это связано с тем, что мелкие инвесторы могут быстро менять свою позицию, создавая непредсказуемые колебания цен. Но все еще не ясно, насколько долго влияние мем-акций останется сильным».

Изображение на обложке сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter