Индустрия игр в цифрах
По прогнозу международного аналитического центра NewZoo, по итогам 2023 года разработчики игр заработают 187 млрд долларов. Для сравнения, годом ранее объем игрового рынка составлял 184,4 млрд долларов. При этом к 2026 году глобальный рынок гейминга может увеличиться до 212,4 млрд долларов; регулярно в игры будут играть 3,8 млрд человек.
Сегодня основной вклад в развитие индустрии вносят мобильные игры. На их долю приходится порядка 50% от общей выручки. Далее по популярности располагаются консольные (28%), ПК (21%) и браузерные игры (1%).
Из года в год мир компьютерных игр становится все более ярким и совершенным, предлагая пользователям впечатляющую графику, геймплей, продуманный сценарий и звуковые эффекты. Современные игры погружают геймеров в почти реальный мир настоящих приключений.
Но что за этим стоит?
Создание игр AAA-класса (читается «трипл-эй» и обозначает высокобюджетный класс) – сложный и трудоемкий процесс, в котором участвуют сотни специалистов: программисты, дизайнеры, тестировщики, музыканты, сценаристы, актеры и др. Сравнить его можно разве что со съемкой голливудского кино или анимационного блокбастера. Интересно, что при разработке игры создаются новые компьютерные технологии, которые применяются потом в самых разных сферах жизни.
«Видеоигры стоят в авангарде технологий, зачастую многое из того, что мы считаем новым, уже давно использовалось и родилось в игре. BigData, интерфейсы, технологии обработки графики, серверное ПО, передовые технологии 3D-графики, VR – все родом из игровой индустрии», – поясняет Василий Овчинников, генеральный директор Организации видеоигровой индустрии.
Драконы и прорывной советский киберпанк
Когда видеоигра завоевывает популярность, она приносит компании-разработчику выручку, зачастую сопоставимую с кинопрокатом.
Приведем примеры. В ноябре на церемонии вручения премии Golden Joystick Awards 2023 (по статусу – игровой «Оскар») игрой года была признана Baldur’s Gate 3, а создавшая ее относительно небольшая бельгийская компания Larian Studios – лучшей студией. Сюжет связан с пятой редакцией настольной игры Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»). Релиз на ПК состоялся в августе, а уже месяц спустя было продано почти 9 млн копий, что принесло разработчику 474 млн долларов. При этом, по неофициальным данным, бюджет игры составил порядка 200 млн долларов.
Другим прорывом года в игровой индустрии стал приключенческий ролевой боевик Atomic Heart от студии Mundfish, которую создал российский разработчик Артем Галеев. Небальный сюжет в антураже советского киберпанка и захватывающий геймплей сделали игру настоящим хитом.
Интересно, что эта игра разрабатывалась на протяжении семи лет; по неофициальным данным, на ее создание было потрачено порядка 8 млрд рублей. Вышла она в феврале 2023 года и только в российском сегменте за первые два месяца заработала 120 млрд рублей. Издатель Atomic Heart Focus Entertainment, с которым студия Mundfish заключила договор еще в 2022 году, в своем предварительном финансовом отчете за 2023 год указал выручку в размере 194,1 млн евро. Значительную долю доходов компании принесла именно Atomic Heart.
Как отмечает Василий Овчинников, стоимость игры зависит от ее масштаба. «Разработка игры среднего уровня для персональных компьютеров стоит примерно 200 млн рублей и занимает два года. Есть дешевые проекты, а есть очень дорогие. ААА-игра Hogwarts Legacy обошлась создателям в сумму, близкую к 160 млн долларов, при этом заработала 1,3 млрд. Но это не помешало значительно более экономной Atomic Heart обогнать ее в рейтингах на релизе. Игры вышли практически одновременно», – говорит эксперт.
Гейминг с русским характером
Доходы разработчиков складываются из непосредственной продажи игр конечному потребителю и рекламных коллабораций.
Не так давно «CберМаркетинг», «Чек Индекс» и медиахолдинг Rambler&Co провели совместное исследование и составили портрет русского геймера. Исследователи выяснили, что большинство россиян играют несколько раз в неделю по 1–2 часа. Опрос показал, что расходы геймеров на покупку игр в 2023 году выросли. В год около четверти россиян готовы тратить на игры 8–10 тыс. рублей, еще 35% наших сограждан готовы выложить за игровые новинки от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Однако около 40% граждан России и вовсе не готовы тратиться: они играют в условно бесплатные игры или пиратские копии платных.
«Основной возраст геймеров – от 25 до 44 лет. На них приходится 44% от общего числа любителей игр. На консолях соотношение мужчин и женщин составляет 69 и 31%, а на ПК – 67 и 33%. На смартфонах игры предпочитают 56% мужчин и 44% женщин. Большинство (60%) геймеров женаты или замужем, и у 55% из них есть дети до 18 лет», – комментирует результаты исследования Анна Тупикина, директор по маркетингу «СберМаркетинга».
При этом эксперты «Чек Индекса» компании «Платформа ОФД» отмечают, что в период пандемии в 2020–2021 годы объемы продаж игровых товаров росли двухзначными темпами, и с 2022 года идет плавное снижение продаж. Так, в I квартале 2023 года продажи упали на 20%. Геймеры сейчас не готовы тратиться на дорогие компьютеры и аксессуары к ним. По данным платформы VKplay в ценах на ноябрь 2023 года, сборка системного блока, который поддерживает современные игры в Full HD качестве, обойдется минимум в 90 тыс. рублей.
Кстати, половина всех геймеров в мире играет через более доступные смартфоны. Не так велики расходы и на консоли. Например, Sony PlayStation 5 можно купить за сумму от 43 тыс. рублей.
Бюджет игровых миров
Стоимость создания простой мобильной игры начинается от 5–10 тыс. долларов, а разработка более сложных может стоить от 1 млн и дороже. Что касается создания мультиплатформенных игр, то, по данным британского регулятора Competition and Markets Authority (CMA), на производство одной игры класса AAA в 2023–2024 годы уходило в среднем 200 млн долларов.
«Один из популярных способов монетизации игровых проектов – это премиум-модель, когда игроки платят один раз за полную версию игры. Есть и модель free-to-play, где основной доход приходит с внутриигровых покупок. Также популярна подписка и, конечно же, адвергейминг, то есть монетизация через рекламу. Если говорить о доходах, то у индивидуальных разработчиков они могут варьироваться от нескольких тысяч до миллионов, а у крупных студий доходы идут на миллионы или даже миллиарды долларов. Хорошим примером может служить Grand Theft Auto V, собравшая более 1 млрд долларов за первый уик-энд», – комментирует Дмитрий Иващенко, программист, разработчик компьютерных игр, член Международной ассоциации разработчиков игр International Game Developer Association.
Примером успешной монетизации игр стала условно бесплатная приключенческая игра Genshin Impact, которую шанхайская компания MiHoYo создала в 2020 году. По данным компании Sensor Tower, игра принесла своим разработчикам более 3,7 млрд долларов (при этом 2,1 млрд – на мобильных платформах).
Стоит упомянуть и Honor of Kings – эпическую многопользовательскую онлайн-арену от Tencent Games. Она вышла в свет в декабре 2022 года. Ежемесячно ее разработчики зарабатывают почти 105 млн долларов.
Игры, ставшие фильмами
Mortal Kombat – легенда мировой индустрии игр, настоящий хит начала 1990-х гг. В 1995 году по ее мотивам был снят первый фильм, который до сих пор считается одной из лучших экранизаций видеоигр в истории кинематографа.
Resident Evil – эта игровая серия породила целую франшизу одноименных кинофильмов, сделав звездой актрису Миллу Йовович.
The Last of Us – сюжет этой популярный игры в стиле стелс-экшена был положен в основу сериала, который вышел в 2023 году и стал одним из главных хитов компании HBO.
Малобюджетные игры, ставшие хитами
Самый яркий пример – Minecraft. Данная компьютерная инди-игра в жанре песочницы была создана шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущена его студией Mojang AB в 2009 году. В 2014-м корпорация Microsoft приобрела права на Minecraft вместе со студией Mojang AB за 2,5 млрд долларов. Minecraft считается одной из самых успешных игр в истории. Ежегодно она приносит Microsoft порядка 1 млрд долларов.
В 2016 году выпускник университета в Такоме (США) Эрик Барон в одиночку выпустил игру Stardew Valley, которую он разрабатывал пять лет. Игру купили более 20 млн раз, что принесло создателю 30 млн долларов. Суть игры проста – вы оказываетесь в роли фермера, которому предстоит высаживать урожай и разводить животных.
Сколько зарабатывают создатели игр
Основная статья расходов при разработке игр – фонд оплаты труда, потому что над каждой игрой, особенно ААА-класса, трудится большой коллектив – от 200 человек и больше. Разработка может занять несколько лет.
«Многие задачи отдаются на аутсорсинг. Например, в крупных проектах часто необходимо отрисовать целый виртуальный город. Какие-то здания можно купить в магазине, но, если есть деньги, то можно отрисовать большое количество объектов с нуля, как часто делают крупные студии, заказывая эти работы по всему миру. Это в части визуальной составляющей, в части геймплейной важно тестирование», – поясняет Василий Овчинников.
На российском рынке специалисты, входящие в команду разработчиков игр, зарабатывают в районе 100–200 тыс. рублей. По данным исследования Skillbox Media, геймдизайнерам в России платят в среднем 155 тыс. рублей в месяц. Доход аниматоров составляет в среднем 90 тыс. рублей ежемесячно. Тестировщик игр зарабатывает около 55 тыс. рублей. Интересно, что преимущественно в индустрии работают мужчины в возрасте от 25 до 34 лет, при этом около 20% сотрудников – молодые люди от 18 до 24 лет.
Подавляющее число специалистов отрасли сосредоточено в двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге, однако, по мнению экспертов, для дальнейшего развития гейм-индустрии и смежных ей направлений нужно развивать «геймхабы» в регионах России. Это позволит более активно вовлекать талантливую молодежь в отрасль и создаст новые рабочие места. «Необходимо создавать видеоигровые кластеры в регионах, где на условиях льготной аренды и доступа к льготному финансированию смогут базироваться компании отрасли и из смежных индустрий», – подчеркивает Василий Овчинников.
Гейминг в современном мире – это не просто развлечение, а полноценная индустрия с огромным экономическим потенциалом, которая предлагает различные модели монетизации и огромные возможности как для разработчиков, так и для игроков. Более того, как и в кинематографе, на виртуальных полях сражений идет битва за умы и ценности, которые будут превалировать в завтрашнем мире.
Фото обложки: DC Studio/Shutterstock/FOTODOM