Совсем недавно я купил бюджетную иномарку с пробегом. Не стал обращаться к автоподборщикам, мне это было не по карману. Пришлось впервые в жизни окунуться в мир купли/продажи подержанных авто. Да, как оказалось, это целый мир, со своими участниками и правилами игры. Ниже расскажу про мой опыт и уроки, которые я вынес из этого процесса. Заводи, погнали!

15 августа
Игорь Иванов

Начну с того, что есть 3 основных типа продавцов:

1. Автосалоны

Это компании, которые занимаются реализацией автомобилей. В салоны люди отдают свои машины по следующим причинам:

— Не хотят заморачиваться с продажей: встречаться с покупателями, подготавливать машину к осмотру.
— Сдают своё авто в Trade-In, когда покупают себе новое. Такая услуга есть у многих официальных дилеров.

Перед  тем, как взять транспортное средство на продажу, автосалоны проводят экспертизу. Так они определяют реальную рыночную стоимость. Если салон добросовестный, он покажет вам акт осмотра автомобиля — это такой документ, в котором отмечаются все недочёты. Но есть и такие организации, которые умышленно скрывают недостатки машины, чтобы продать её дороже.

Совет: Обращайтесь в крупные салоны, у которых есть отзывы в интернете и которые дорожат репутацией. Так у вас будет немного меньше шансов быть обманутым.

Так выглядит акт осмотра. Эту «мазду» покупать совсем не хочется.

Вы не найдёте в салоне супервыгодный вариант. Они точно определяют стоимость авто и закладывают в цену свою работу. По моим наблюдениям, машины из салона стоят немного выше рынка.

2. Перекупщики

Это люди, которые зарабатывают на перепродаже автомобилей. Для себя я тоже выделил два основных типажа:

—  Умельцы. Восстанавливают битые машины и продают их со слоями шпаклёвки под краской. Таких лучше обходить стороной.
—  Трейдеры. Постоянно мониторят рынок в поисках хороших вариантов по низкой цене. Покупают их, а через некоторое время продают дороже. С ними можно иметь дело, но аккуратно.

Перекупщики часто не регистрируют на себя машины, чтобы в ПТС не появлялось лишних записей. Могут представляться другом или родственником хозяина машины. Это первый повод насторожиться. Хорошо подумайте, прежде чем покупать машину не у прямого владельца. Возможные проблемы с постановкой на учёт — самое безобидное, что может произойти.

Совет: Чтобы вычислить «перекупа», во время осмотра спросите, когда последний раз меняли колодки, когда проводили последнее ТО. Также можно по телефону поинтересоваться, не продана ли ещё машина, не называя марку: перекупщик замешкается.

3. Владельцы

Здесь всё понятно, люди продают своё имущество другим людям без посредников. 

Когда вы будете осматривать товар перед покупкой и задавать вопросы, они будут отвечать на них и рассказывать разные факты о машине.

Совет: Слушайте любую информацию о машине через призму недоверия. Верьте только тому, что можете проверить сами, каким бы убедительным и милым ни был человек. Можете даже после каждой фразы продавца произносить в голове «ну-ну», это помогает.

Как искать

Определитесь с бюджетом и выберите для себя 1-3 модели, которые вам интересны.  Самые популярные площадки для поиска подержанных машин — Авито, Aвтору, Дромру. На них можно задать фильтры по параметрам. Есть ещё одна фишка, которой пользуются не все — созданный фильтр можно сохранить и настроить уведомления на почту. Так вы сможете быстро узнавать о новых объявлениях.

Совет: Если вы ищете бюджетный автомобиль, смотрите средние и высокие комплектации. Эконом-варианты в базовых комплектациях часто используют в такси, а затем скручивают пробег.

Перед осмотром

Вы нашли несколько подходящих вариантов. Отлично. Вот такой порядок действий я совершал, прежде чем ехать смотреть машину:

Откройте VIN машины. Если в объявлении он не указан, напишите продавцу с просьбой отправить вам номер в сообщении. На сайте ГИБДД  можно бесплатно проверить машину по VIN, так вы узнаете о зарегистрированных ДТП и наложенных ограничениях. Многие варианты отпадают уже на этом этапе.

Внимательно осмотрите фотографии в объявлении. На них можно увидеть сколы, вмятины и следы вмешательства.

Если всё в порядке, позвоните владельцу и договоритесь об осмотре. Можно по телефону спросить об очевидных недостатках. Есть честные продавцы, которые сразу рассказывают об окрашенных деталях и замененном бампере. Но таких мало.

Подготовка к проверке

Есть такие люди — автоподборщики. Они за деньги могут подобрать тебе машину и профессионально осмотреть её перед покупкой. Некоторые из них в целях привлечения клиентов ведут свой канал на YouTube. Там они показывают, как проверяют автомобили. Если вы, как и я, решите обойтись без помощи подборщика, рекомендую посмотреть несколько видео про осмотры выбранной модели. Из этих роликов я узнал, на какие вещи стоит обратить особое внимание.

Что взять с собой

1. Фонарик
Нужен, чтобы осмотреть подкапотное пространство, увидеть износ тормозных колодок и подсветить другие темные участки. Подойдет фонарик в телефоне.

2. Тряпка
Не всегда машина на продаже идеально чистая. Если вы будете проверять толщину лакокрасочного покрытия, точку замера нужно очистить от пыли и грязи.

3. Толщиномер
Это прибор, который может определять толщину краски на металлических деталях. Если элемент кузова реставрировался, слой краски неизбежно будет отличаться от заводского. Пользоваться толщиномером просто, в интернете есть много обучающих видео. Не обязательно иметь свой прибор, на авито можно взять в аренду на сутки за 300-500 рублей.

4. Знакомый механик
Совсем идеально, если у вас есть «свой» человек, который разбирается в машинах. Он может увидеть то, на что вы не обратите внимание.

Осмотр автомобиля

Смотреть машины лучше в светлое время суток и в хорошую погоду. Так меньше вероятности упустить что-то из виду. Пока я выбирал свою машину, пришлось посмотреть 16 разных вариантов. За это время в голове сложился перечень шагов, которым я следовал:

  1. Проверьте документы
    Часто этот шаг оставляют на самый конец. Я считаю, что нет смысла смотреть машину, если с документами не всё в порядке.
    1. Попросите показать ПТС
    2. Сверьте VIN кузова с ПТС
    3. Убедитесь, что общаетесь с собственником (попросите показать паспорт/права), или что у вас будет возможность заключить сделку с собственником
  2. Внешний визуальный осмотр
    Проверяем целостность наружных элементов кузова, смотрим зазоры между ними. Ищем сколы краски, вмятины, царапины. Проверяем маркировку на стёклах — год производства стекла должен соответствовать году выпуска машины, иначе его меняли.
  3. Проверьте ЛКП толщиномером
    Заранее посмотрите в интернете стандартную толщину краски на конкретной модели. Отклонения слоя в большую сторону говорит о перекрашивании. Кроме наружных элементов замеряем ЛКП на стойках, порогах и других силовых конструкциях машины.
  4. Загляните под капот
    Обратите внимание на подтёки жидкостей, это плохой знак. Крепления элементов к кузову должны быть заводскими. Хомуты и изолента — явный признак восстановления после аварии. Попросите завести машину и послушайте двигатель в работе.
  5. Салон
    Проверьте целостность пластика, особенно около подушек безопасности. При «выстреливании» подушки ломают пластиковые элементы. По салону можно косвенно определить пробег машины. При больших пробегах стираются места постоянного контакта водителя с машиной: оплётка руля, рычаг коробки передач, педали.
  6. Попросите проехаться
    За рулем вы поймёте, как машина едет и сможете услышать лишние звуки при работе подвески.
  7. Съездите на СТО и проверьте подвеску
    Если машина вас устраивает, попросите владельца доехать с вами до ближайшего автосервиса. Диагностика подвески стоит в среднем 500 рублей.

Если автомобиль соответствует всем критериям, решение остаётся за вами. Главное, помните —  не вы выбираете машину, а машина выбирает вас. Удачи на дорогах!

теги:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter