С 1 сентября 2023 года в нескольких регионах России стартовал пилотный проект по исламскому банкингу – банковской деятельности, осуществляемой в соответствии с нормами шариата. По мнению экспертов, этот финансовый инструмент открывает новые возможности для развития отечественных кредитных организаций, а также перспективы прибыльных инвестиционных проектов с исламскими странами.

31 декабря 2023
Анна Ползикова

По данным на декабрь 2023 года, самая низкая ставка в Японии – минус 0,1%, в Швейцарии – 1,75% и КНР – 3,45%. В США КС составляет 5,5%, а в Еврозоне – 4,5%. Мировые лидеры – Турция с 40% (недавно было 35%), а также Аргентина с ключевой ставкой в 133%! До этого ставка была в размере 118%. Только за сентябрь инфляция в стране составила 12,7%. Аргентина находится в инфляционном коллапсе, который будет очень трудно остановить. 

Kdonmuang/Shutterstock/FOTODOM

Новый закон для четырех республик

С 1 сентября 2023 года Банк России запустил двухлетний пилотный проект,  разрешив четырем регионам России  – Чечне, Дагестану, Башкортостану и Татарстану – внедрить на своих территориях нормы исламского банкинга. Ранее компании и физические лица, которые придерживаются правил шариата, не могли воспользоваться услугами российских банков из-за ряда религиозных ограничений. Теперь банковская система становится для них более открытой и доступной. 

Для того чтобы проект заработал в полную силу, в июле текущего года Госдума приняла закон о регулировании исламского банкинга, который устранил правовые ограничения для кредитных организаций в целях соблюдения норм шариата, определил правила работы и соблюдения законодательства, требования к капиталу, акционерам и органам управления и т. д.

В соответствии с принятым законом, предоставлять услуги согласно нормам шариата будут юрлица, кредитные и некредитные финансовые организации, включенные в специальный реестр Банка России и состоящие в саморегулируемой профессиональной организации. Для других участников пилотного проекта установлен минимальный размер капитала: с 1 сентября 2023 года – 10 миллионов рублей, с 1 января 2024 года – 15 миллионов рублей. 

Участие в проекте не ограничивает право инвесторов использовать традиционные финансовые инструменты. 

По словам Бориса Богоутдинова, управляющего партнера «Консалтинговой компании «2Б Диалог»,согласно части 3 статьи 4 Закона об исламском банкинге, участникам двухлетнего экспериментального режима запрещается взимать вознаграждение в форме ссудного процента, а также финансировать отрасли по производству оружия, алкоголя и табака. Кроме того, документ в рамках действия спецрежима усиливает контроль за кредитными организациями.

По мнению эксперта, принятый закон пока не может полностью отрегулировать работу этого нового для России банковского направления. «Учитывая скорость принятия законопроекта, возникает ощущение неопределенности механизмов работы специального правового режима. Непонятно, почему одни компании подчиняются непосредственно Центробанку, а другие Министерству финансов. Другим фактором становится отсутствие в законе внешнего или внутреннего шариатского контроля, который активно используется в международной практике», – подчеркнул Богоутдинов. 

oneinchpunch, imrankadir/Shutterstock/FOTODOM

Планируется, что новое направление банкинга, помимо расширения многообразия финансовых инструментов на территории России,  позволит  более активно привлекать в страну инвестиции и новые проекты из Турции, Ирана и других мусульманских стран в условиях внешнеполитического разворота на Восток и укрепления экономических отношений с исламским миром. 

«В России в настоящее время проживают от 20 миллионов мусульман, некоторые эксперты называют цифру в 40 миллионов с учетом трудовых мигрантов из среднеазиатских республик. Именно на мусульман в первую очередь рассчитана исламская финансовая модель», – подчеркивает Ильяс Зарипов, к. э. н., доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Кроме мусульманских регионов, где существует спрос со стороны населения и бизнеса, по мнению эксперта, исламские финансы могут получить свое развитие также и в крупных городах, например, в двух столицах, где проживает большое количество мусульман, а население других вероисповеданий более активно в финансовой сфере. 

Рождение новой системы: харам и халяль

Первые коммерческие банки появились в мусульманских странах в XIX веке. Они работали по европейской схеме, однако многие исламские богословы стали утверждать, что банковская деятельность противоречит нормам шариата. После долгих дискуссий в 1960-х годах духовные лидеры ислама сформулировали список требований и запретов, которые регулировали бы банковскую систему. Позднее она стала известна как исламский банкинг. 

Первый исламский банк был создан в 1963 году в Египте, позднее такие финансовые организации появились в Малайзии и Пакистане. В 1975 году в Саудовской Аравии была основана международная финансовая организация, ориентированная на исламское финансирование, – Исламский банк развития. После революции 1979 года полностью на новую банковскую систему перешел Иран. Вместе с тем повсеместное активное развитие мусульманских  банковских учреждений началось лишь с 2000-х годов, и уже к 2021 году финансовые услуги по нормам шариата стали предоставляться более чем в 136 странах мира, а общий объем финансовой системы составил около 4 триллионов долларов (по данным The Islamic Corporation for the Development of the Private Sector (ICD)).

Следует отметить, что исламский банкинг – совершенно особая система, которую регулируют не только финансовая целесообразность, но и в первую очередь этика и нормы шариата. Банки осуществляют свою деятельность согласно списку разрешенных действий и запретов, которые называются харам и халяль.  Больше того, соответствие финансовых инструментов и предоставляемых услуг исламским нормам должно быть подтверждено специальными постановлениями шариатских аудиторов, а новые банковские или инвестиционные продукты для мусульман создаются на основе шариатских стандартов и AAOIFI (Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов). 

Среди основных запретов исламского банкинга – получение дохода от целого ряда финансовых услуг, которые в классической банковской системе  являются ключевыми. Например, под строжайшим запретом находится кредитование с получением процентов. Также не разрешается доход, полученный с помощью инвестирования в сложные финансовые инструменты, такие как опционы или форвардные контракты.

alif_Osman, Visuals6x//Shutterstock/FOTODOM

Существуют и ограничения на операции с криптовалютой, так как согласно правилам шариатской системы нельзя торговать товаром, которого «не существует». Строго запрещены инвестиции в проекты и операции, характеризующиеся заведомо высоким риском и вероятностью значительного убытка. Это связано с основными принципами исламского финансирования, которые направлены на уменьшение риска потери капитала и обеспечение безопасности вложений для всех участников сделки.  Не могут банки предоставлять услуги по продаже долга или вести рыночные торги облигациями. 

Строжайший запрет связан с инвестициями или любыми другими финансовыми операциями, касающимися производства и продажи алкоголя, табака, наступательных видов вооружений, мяса свинины. В стоп-листе   игорный бизнес и лотереи, тотализаторы, ночные клубы, порноиндустрия.

Следует отметить, что, несмотря на значительный перечень ограничений, система исламского банкинга разработала уникальные финансовые инструменты и продукты, позволяющие клиентам получать различные услуги в рамках западной схемы и приносящие прибыль банкам. 

Ключевой принцип этой системы – партнерство банка и его клиентов при распределении как прибыли, так и убытков. Это обеспечивает взаимную выгоду и доверие между сторонами, что является ключевым аспектом в исламской экономической модели.

«Заемщик в исламских банках находится в более выгодном положении по сравнению с традиционным банком. Исламскому банку запрещено начислять штрафы, повышать комиссии в случае просрочек клиента-заемщика, он даже не имеет возможности взыскать свои средства из-за финансовой несостоятельности проекта, в который вложены банковские ресурсы, если это результат объективных обстоятельств и недостаточной проработанности проекта со стороны банка-инвестора. Но это не значит, что сами инвесторы не защищены: банки активно используют механизм залога, гарантий, поручительств, а также страхования в специальных такафуль-компаниях», – объясняет Ильяс Зарипов.

Как получить прибыль

Сохраняя традиции и приверженность принципам харам и халяль, «восточные» банки все же располагают разнообразным инструментарием для развития своего бизнеса и получения прибыли.

К основным финансовым инструментам исламского банкинга можно отнести, например, «мушарака», когда инвесторы передают средства банковской организации, которая вкладывает деньги в тот или иной проект, получая долю в прибыли. Размер доли зависит от вклада и расходов каждого участника, тогда как потенциальные убытки пропорционально распределяются между участниками сделки. 

Другим популярным механизмом является «мурабаха» – это формат торгового соглашения, при котором банк приобретает товар, перепродает в рассрочку и получает доход в виде фиксированной наценки за ведение сделки. До выплаты суммы долга и вознаграждения товар, например недвижимость, остается в залоге. 

Альтернативой вкладов в западной системе является «мудараба»: банк и клиент делят прибыль от совместного проекта в соответствии с условиями договора. За клиентом – выбор вида деятельности, за банком – гарантии халяльности инвестиций. В этом случае возможные финансовые риски полностью ложатся на плечи клиента. Если клиент исламского банка хочет получить ссуду без процентов при условии своевременного погашения долга, он может воспользоваться «кард аль⁠-⁠хасан». При этом клиент сам определяет размер надбавки за услуги банка.

Существует и свой вариант рассрочки – «бей⁠-⁠би⁠-⁠силаа». 

Также можно упомянуть такой финансовый инструмент, как «иджара»: банк передает имущество во временное пользование клиенту в обмен на арендные платежи. Клиент может выкупить имущество, если заключено специальное соглашение «иджара ва⁠-⁠иктина». 

Конечно, это только часть финансовых инструментов. Помимо вышеперечисленных, банки также предлагают инвестиции в ценные бумаги, сделки с отсрочкой платежа, авансовые платежи, продажу с правом выкупа и так далее. 

alif_Osman, Visuals6x//Shutterstock/FOTODOM

Расширение и международное признание

На данный момент крупнейшими странами по объему активов исламских финансов являются Иран, Саудовская Аравия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР и Катар. 

Банки Саудовской Аравии, которые предоставляют услуги в том числе по системе исламского банкинга, входят в список 1000 крупнейших банков мира по версии британского специализированного журнала The Banker. Среди них – Emirates NBD, который признан третьим «Сильнейшим банком Ближнего Востока» и является лидером финансового рынка Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Финансовые инструменты и банковские услуги Emirates NBD доступны клиентам во многих странах мира. 

Предоставляет банковские продукты в традиционной и исламской банковских системах и Национальный банк Абу-Даби (National Bank of Abu Dhabi (NBAD)), который входит в рейтинг 50 надежных банков мира World’s 50 Safest Banks журнала Global Finance. Национальный банк Абу-Даби предоставляет услуги на территории более 15 стран.

В Европе центр исламского банкинга расположен в Великобритании, где в 2004 году был учрежден Исламский банк Великобритании, ведущий финансовую деятельность только в рамках норм шариата. 

Постепенно развивается исламский банкинг и на постсоветском пространстве, а именно в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, планирует развитие в этой области и Узбекистан. В Казахстане первый исламский банк — АО «Исламский Банк Al Hilal», филиал банка Al Hilal из Абу-Даби, был зарегистрирован после принятия в 2009 году закона, регламентирующего деятельность исламских банков. На данный момент действуют два исламских банка — Al Hilal и «Заман-банк», а также пять небанковских организаций, которые занимаются исламским финансированием. Государство планирует увеличить долю исламских банковских активов в общем объеме активов банковского сектора с текущих 0,2 до 3% к 2025 году.

В Кыргызстане пилотный проект по внедрению исламского банкинга стартовал в 2006 году с банка ЗАО «ЭкоИсламикБанк». На данный момент работает не только пилотный банк, но и несколько традиционных банков с исламскими окнами. В Таджикистане закон об исламской банковской деятельности был принят в 2014 году, уже работает один исламский банк и несколько исламских окон в традиционных банках. В Киргизии работают один исламский банк – Ecoislamic Bank и две небанковские организации. 

Исламские финансовые институты в России появились в начале 1990-х годов и существовали в основном благодаря энтузиазму их основателей в условиях отсутствия законодательного регулирования своей деятельности.  По словам Ильяса Зарипова, первым традиционным банком, объявившим о том, что он переходит на исламские принципы, стал московский Бадр Форте Банк, лишившийся лицензии в 2006 году. А в Татарстане в середине 1990-х была создана первая страховая такафуль-компания «Итиль». 

Такафуль-страхование – это система страхования, в основе которой находится механизм распределения прибылей и убытков между участниками и оператором, соответствующий нормам шариата.

Участники сделки, желающие застраховать что-либо, уплачивают взносы страховщику в качестве дара. В случае наступления предусмотренного полисом события деньги возвращаются клиенту. Некоторая часть всех взносов откладывается в специально созданный фонд. Инвесторы могут получать заранее оговоренный доход. 

В то же время в Москве крупный брокер БКС организовал специальный фонд «Халяль», который позволял инвестировать в ценные бумаги по мусульманским принципам. «К сожалению, данные финансовые структуры прекратили свое существование по разным причинам. Вторая «волна» интереса к исламским финансам возникла во второе десятилетие XXI века. И большинство компаний существует и успешно функционирует до сих пор. В Дагестане было основано товарищество на вере «ЛяРиба Финанс», в Татарстане –  финансовый дом «Амаль», позже в Дагестане был создан финансовый дом «Масраф», работают исламские финансовые институты в виде фондов и в Чечне», – подчеркнул эксперт. 

Как показывает мировой опыт арабских, азиатских, европейских стран, а также ближнего зарубежья, система исламского банка не противоречит работе традиционной западной банковской схемы. Больше того, сочетание двух систем открывает для государства новые перспективы сотрудничества и партнерства со странами и компаниями, соблюдающими нормы ислама. 

«Перспективы для исламского банкинга в России есть. Страна насчитывает порядка 20 миллионов мусульман, в той или иной мере соблюдающих религиозные каноны. При этом халяльные финансовые продукты могут стать выбором других участников рынка и потребителей, которым близки принципы исламской финансовой модели: распределение рисков, социальная направленность, запрет ссудного процента, спекулятивного поведения и излишней неопределенности», – констатирует Лариса Науменко, директор ООО «ЦПО ГРУПП».

Пилотный проект, запущенный ЦБ РФ в сентябре, должен продлиться до 2025 года. За это время инструменты исламского банкинга смогут продемонстрировать свои преимущества и возможности, а банки с помощью системы «исламских окон» смогут  как вести привычную деятельность, так и предоставлять услуги, соответствующие нормам шариата. Какие проекты и прибыль это принесет к 2025 году – покажет только время. 

Фото обложки: oneinchpunch/Shutterstock.AI/FOTODOM

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter