Просьба «от друга»
Ваш друг или знакомый присылает вам сообщение: «Привет! Не выручишь на такую-то сумму? Во вторник верну». Вы переводите деньги. Потом выясняется, что аккаунт взломали — ваш друг никаких денег у вас не просил, вы разговаривали с мошенником. Чтобы не потерять деньги, лучше позвонить и уточнить у человека по телефону, правда ли вам писал он.
Автор этой статьи не потеряла 12 000 рублей только потому, что на тот момент на руках не было суммы, которую попросил мошенник. Написал бы он «займи 3000 или 5000» — перевела бы деньги без лишних вопросов. Так что будьте осторожны.
Звонок «из банка»
Вам звонит незнакомец и представляется кем-нибудь значимым — сотрудником банка, налоговым инспектором или кем-то ещё. После этого вас просят сообщить личные данные — предлог зависит от того, за кого именно выдаёт себя преступник.
Например, автору этой статьи звонил мошенник, представился работником крупного банка, говорил, что с карты прямо сейчас пытаются списать крупную сумму. Потом начиналось психологическое давление: «Если вы сейчас же не назовёте полный номер карты и CVV-код, мы не сможем отменить операцию, и ваши деньги уйдут». Конечно, я испугалась и чуть было не сообщила мошенникам всю информацию. Несмотря на страх, всё же хватило выдержки повесить трубку и сходить в отделение банка. Естественно, оказалось, что меня пытались «развести».
Помощь тяжелобольным или животным
В соцсетях каждый день появляются просьбы о помощи. Большая часть таких просьб — реальные, но есть и те, кто таким образом пытается обмануть неравнодушных людей. Злоумышленники выдают себя за волонтёров и представителей благотворительных фондов, собирают деньги якобы для помощи тяжелобольным людям и бездомным животным.
Отличить лжеволонтёров от настоящих можно: обычно у первых нет официального разрешения на сбор пожертвований от администрации района или метро — территории, на которой они собирают деньги. Они не могут ясно ответить на вопросы об организации, которой будто бы помогают, предоставить сайт, ссылки на соцсети и физический адрес. В жизни такие «волонтёры» нервничают и пытаются сбежать, если вы пытаетесь их сфотографировать или снять на видео.
Также благотворительные фонды никогда не собирают деньги на личные банковские карты — пожертвование можно сделать только на счёт организации либо передать лично в руки бухгалтеру фонда.
Если вас тронула чья-то просьба о помощи и вы хотите помочь, не торопитесь переводить деньги. Например, вы хотите отправить средства на лечение больной кошки: уточните, в какую ветклинику собираются обращаться хозяева, сколько стоят лекарства и как зовут врача, который будет лечить кошку. Если это мошенники, они сразу исчезнут и не будут отвечать на ваши вопросы.
Доходные инвестиции
Популярная схема обмана — вам звонит незнакомец и представляется инвестаналитиком известной компании. Затем он предлагает вложить средства в высокодоходные ценные бумаги. Чтобы ввести жертву в заблуждение, мошенник засыпает слушателя статистикой, фактами и профессиональными терминами. Человек верит «специалисту», переводит деньги — тот сразу же исчезает.
Ещё могут предлагать пройти платное обучение инвестированию или трейдингу, обещая, что в будущем вы будете получать высокую доходность. Когда человек вносит деньги за обучение, «брокер» сразу или через пару «занятий» просто пропадает.
Возврат денег за авиабилеты
Новая схема, которую стали использовать злоумышленники с началом коронавируса, — возврат денег за отменённые авиарейсы. При звонке мошенник представляется сотрудником авиакомпании и предлагает вернуть деньги. В ходе беседы он пытается узнать у человека данные банковской карты якобы для перевода потраченных средств.
На самом деле авиакомпании не нужны данные клиента — возврат происходит автоматически. Если вам позвонили с подобным предложением, вешайте трубку и перезванивайте на номер авиакомпании или в турагентство по телефону, указанному на официальном сайте или бланке вашего билета. Оператор сообщит вам реальную информацию о том, можно ли вернуть деньги за билет и как именно.
Предоплата за товар
Юлия Шунина, PR-коуч и консультант: «Продавала через Avito щенков своего джек-рассел терьера — всё как положено, с документами, как заводчик. Мне позвонили мошенники и предложили сразу внести предоплату. Давили на скорость реакции. Сначала я поверила, но в процессе общения поняла, что меня обманывают. Так как часть данных я всё же успела сообщить, на всякий случай позвонила в банк и заблокировала карту».
Продвижение в интернете
Юлия Шунина, PR-коуч и консультант: «Блогер-миллионник написала мне в WhatsApp, предлагая поучаствовать в марафоне. Гарантировала 20 000 подписчиков. Я заинтересовалась — начала диалог, но во время общения поняла, что девушка заинтересована скорее мне что-то продать и совсем не спрашивает о личном, хотя мы знакомы. Я сверила номер блогера в своей телефонной книге с аккаунтом, с которого мне писали — в последнем была лишь аватарка, без номера. Я позвонила блогеру лично — оказалось, что со мной связывались мошенники».
Обман с банкоматом
Вы снимаете деньги в незнакомом банкомате в чужом городе. Через месяц вам приходит смс — кто-то тоже снимает деньги с вашей карты. Вы блокируете карту, позвонив в банк, но деньги уже сняли. Мошенники скопировали данные вашей карты с помощью фальшивой клавиатуры, считывателя магнитной ленты и камеры. Таким образом злоумышленники узнают ваш PIN-код и крадут деньги.
Чтобы избежать такого, старайтесь не снимать деньги в незнакомых банкоматах, на улице или в плохо освещённых местах. Пользуйтесь банкоматами внутри отделений банков и прикрывайте клавиатуру рукой, когда вводите PIN-код. Также подключите SMS-уведомления обо всех операциях и поставьте лимиты на выдачу наличных — так мошенники не смогут снять все деньги за один раз.