Добровольная ликвидация компании — долгий и сложный процесс. Он может занимать от 4 месяцев до 1 года. Рассказываем, как предпринимателю закрыть ООО самому, сделав это правильно и в минимальные сроки. 

Закрыть ООО можно несколькими способами — продать, ликвидировать или реорганизовать. В этой статье мы поговорим о ликвидации — она бывает добровольной или принудительной. Принудительную проводит ФНС, добровольную — учредители компании. 

Добровольно компанию можно закрыть по разным причинам: например, бизнес может не приносить дохода. Ликвидировать компанию должен уполномоченный ликвидатор — это может быть участник ООО, наёмный сотрудник или стороннее лицо.

29 декабря 2020
Лариса Кондратенко

Шаг 1. Принять решение о ликвидации

Участники ООО должны организовать общее собрание и принять на нем единогласное решение о ликвидации. Всех участников надо пригласить на собрание заказным письмом не позже, чем за 30 дней до него. Образец протокола общего собрания участников.

Решение о ликвидации фиксируется протоколом. Утверждённого шаблона нет, но вот что важно указать в протоколе: 

  1. Дата и место составления.
  2. Название компании, список участников и их паспортные данные. 
  3. Повестку собрания.
  4. Информацию о секретаре и председателе собрания. 
  5. Причину и срок ликвидации.
  6. Решение о назначении ликвидатора и его имя. 
  7. Подписи секретаря и председателя собрания, печать организации.

В причинах ликвидации лучше указывать что-то формальное. В решении указать имя ликвидатора. Максимально возможный срок ликвидации компании — 1 год.

Образец протокола общего собрания участников

Шаг 2. Сообщить в ФНС 

В течение трёх рабочих дней после принятия решения о ликвидации надо подать в ФНС следующие документы: 

  • оригинал протокола общего собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации ООО
  • заверенное у нотариуса заявление P15001 ( с галочками в пунктах 2.1 и 2.2) 

Возможно, нотариус запросит все учредительные документы: 

  1. Последнюю редакцию Устава. 
  2. Учредительный договор. 
  3. Свидетельство ИНН.
  4. Протокол решения о ликвидации и назначении ликвидатора. 

За заверение подписи у нотариуса нужно будет заплатить 1000-1500 рублей.

≈1300 ₽
стоит заверение подписи у нотариуса
Образец заявления о ликвидации юрлица, форма P15001

Если не сообщить о закрытии в налоговую в течение трёх рабочих дней с даты подписания протокола или решения о ликвидации, могут оштрафовать на 5 000 рублей. 

Сообщить — значит подать в ФНС, где регистрировали компанию, документы: в Москве — это МИФНС России №46 по Москве (Единый центр регистрации), в Санкт-Петербурге — Межрайонная инспекция ФНС №15 по Санкт-Петербургу (Единый центр регистрации). 

Документы можно подать одним из способов: 

  • лично в налоговую, где регистрировали ООО
  • через председателя или курьера по нотариальной доверенности
  • через нотариуса
  • по почте: ценным письмом с описью вложения, но подпись на описи вложения нужно заверить у нотариуса
  • через сайт Госуслуг или ФНС (без нотариуса)
  • через МФЦ (не все МФЦ принимают документы о ликвидации, уточните заранее)
  • в разделе «Подача электронных документов на государственную регистрацию» на сайте налоговой

Через 5 рабочих дней после начала ликвидации налоговая выдаст лист записи из ЕГРЮЛ с записью «организация в процессе ликвидации». Запись о компании в ЕГРЮЛ можно посмотреть на сайте налоговой по ИНН или названию предприятия. С этого момента нельзя менять учредительные документы и участвовать как ООО в составе других организаций. В ПФР и ФСС сообщать о ликвидации ООО не нужно — этим занимается налоговая. 

Шаг 3. Сообщить СМИ и кредиторам 

1. Опубликовать в Федресурсе и в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации компании, порядке и сроке заявления требований к кредиторам. Этот срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации. За это время все, кому ваша компания должна, могут потребовать возврата долгов.

Публикацию в Федресурсе важно сделать в течение 3 рабочих дней с даты появления записи о ликвидации ООО в ЕГРЮЛ, иначе грозит штраф — от 5 до 50 000 рублей. Публикацию можно сделать самому в электронной форме с использованием ЭЦП или через нотариуса с его электронной подписью. 

до 50 тыс ₽
штраф за несвоевременную публикацию данных о ликвидации ООО в Федресурсе

2. Направить почтовые уведомления о ликвидации кредиторам, перед которыми у вас есть долги (не меньше чем за 2 месяца до ликвидации). Уведомления можно составить в свободной форме. Стоит сделать это не позже даты публикации в СМИ. Реакцию кредиторов ждите в течение 2 месяцев с момента публикации заметки в «Вестнике».

Образец уведомления кредитора о ликвидации ООО

Шаг 4. Уволить работников, сообщить в службу занятости

1. Предупредить работников об увольнении письменным уведомлением не позже чем за 2 месяца. Форма заявления — произвольная. Основание увольнения —  по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ. Это основание указываем в трудовых книжках работников. При ликвидации можно уволить даже тех сотрудников, которых обычно не увольняют — болеющих, беременных или находящихся в отпуске.

Уведомление работника об увольнении в связи с ликвидацией компании

2. Подать письменное уведомление в центр занятости по месту регистрации ООО не позже чем за 2 месяца, а если увольнение массовое (больше 15 работников) — за 3 месяца. Уведомление заполнять в свободной форме, указав сведения о каждом сотруднике: профессию, квалификационные требования и условия оплаты труда. Можно составить уведомление и по шаблону на сайте центра.

Образец уведомления службы занятости об увольнении работников

3. Уволить сотрудников, выдав им: 

  • трудовую книжку
  • справку о заработке за текущий и два предыдущих года
  • справку 2-НДФЛ за текущий год
  • выписку из СЗВ-СТАЖ
  • выходное пособие
  • компенсацию за неиспользованный отпуск

4. Затем за сотрудников надо сдать отчётность: 

  • в налоговую — расчёт по страховым взносам и 6-НДФЛ
  • в ПФР — СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ
  • в ФСС — 4-ФСС

В течение 15 календарных дней со дня подачи расчётов надо уплатить взносы, которые указаны в расчёте по страховым взносам и отчёте 4-ФСС.

Шаг 5. Закрыть онлайн-кассу и счёт 

Подайте в налоговую заявление о снятии кассы с учёта и приложите отчёт о закрытии фискального накопителя. Кассу снимут с учёта в течение 10 рабочих дней после подачи заявления. После этого сформируется карточка о снятии ККТ с учёта. Закрыть расчётный счёт можно в банке, заполнив заявление. 

Шаг 6. Рассчитаться по долгам

В каком порядке рассчитываться по долгам: 

  • сперва рассчитаться с теми, кому компания причинила вред жизни или здоровью
  • затем отдать долги по компенсации морального вреда (если есть)
  • потом выдать сотрудникам зарплату и выходное пособие
  • наконец, оплатить налоги и сделать отчисления в фонды

Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество компании на торгах. Если и доход от этого не покроет долги компании, нужно начинать процедуру банкротства. 

Шаг 7. Сдать промежуточный ликвидационный баланс  

Через 2 месяца со дня публикации сообщения о ликвидации в СМИ пора составлять промежуточный ликвидационный баланс (в свободной форме). Можно использовать форму бухгалтерского баланса. В документе надо указать имущество предприятия и требования кредиторов с результатами их рассмотрения.

После утверждения баланса на общем собрании нужно собрать пакет документов: 

  • решение/протокол об утверждении баланса
  • промежуточный ликвидационный баланс
  • копия сообщения о ликвидации из журнала «Вестник государственной регистрации»
  • заверенная у нотариуса форма P15001 (в этот раз ставим галочку в пункте 2.3)

Документы вместе с новым уведомлением надо снова подать в налоговую. 

Промежуточный ликвидационный баланс

Шаг 8. Сдать итоговый ликвидационный баланс

После расчёта с работниками, кредиторами и государством надо составить и утвердить ликвидационный баланс. Его составляют по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждают на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.

Итоговый ликвидационный баланс

Шаг 9. Отчитаться по налогам и уволенным работникам  

Максимум через месяц после утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов на закрытие надо сдать в фонды отчёты по уволенным работникам: 

  • СЗВ-М, если в течение последнего месяца ликвидации в компании были работники, оформленные по трудовым и гражданско-правовым договорам
  • СЗВ-Стаж в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в течение года ликвидации
  • расчёт страховых взносов в налоговую
  • 4-ФСС в фонд социального страхования

Также надо сдать налоговую отчётность — декларацию по УСН или ЕНВД , 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. Крайних сроков для этого не указано, но лучше сделать это перед закрытием кассы.

Шаг 10. Подать в налоговую  документы на ликвидацию ООО

После утверждения ликвидационного баланса учредители ООО могут разделить между собой имущество компании. Документы на закрытие ООО подают в последнюю очередь: 

  • Ликвидационный бухгалтерский баланс.
  • Квитанцию об оплате госпошлины 800 рублей. С 2019 года пошлину платить не нужно, если вы предоставили в регистрирующий орган электронные документы, необходимые для регистрации ликвидации ООО.

Документы можно подать лично, отправить по почте ценным письмом с описью вложений, подать в электронном виде через Госуслуги или в МФЦ (не все МФЦ принимают эти документы, уточните заранее).

Памятка: Как закрыть ООО

  1. Принять решение о ликвидации
  2. Сообщить в ФНС 
  3. Сообщить СМИ и кредиторам
  4. Уволить работников, сообщить в службу занятости
  5. Закрыть онлайн-кассу и счёт 
  6. Рассчитаться по долгам
  7. Сдать промежуточный ликвидационный баланс   
  8. Сдать итоговый ликвидационный баланс
  9. Отчитаться по налогам и уволенным работникам  
  10. Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО
Напишите что-нибудь и нажмите Enter