Зарождение LSE
На протяжении своей долгой истории Old Lady of Threadneedle Street («Старая леди с Треднидл-стрит» – англ.), как любовно называют биржу в Лондоне, прошла путь от организации, обслуживающей в основном британские компании, до одной из ключевых площадок глобального финансового рынка.
До середины XVI века в Лондоне не было специального места для проведения торгов ценными бумагами. Сделки проводились прямо на улицах.
Идея создать специальное место для проведения торгов принадлежит финансисту Томасу Грешему. В начале XVII века он вернулся из Амстердама, где к тому времени уже успешно работала Амстердамская биржа, и убедил английскую корону в необходимости открытия собственной биржевой площадки. В те времена Амстердам носил титул финансовой столицы Европы, и Голландская Ост-Индская компания активно привлекала капитал через биржу, укрепляя свое влияние в странах Тихого и Индийского океанов. Грешем добился выделения земли, пообещав возвести здание за свой счет.
Через несколько лет задумка реализовалась, и Елизавета I официально открыла Лондонскую биржу, присвоив ей королевский титул. Новая биржа представляла собой четырехэтажное сооружение в форме квадрата с внутренним двором. Купцы и торговцы могли встречаться там, обмениваться новостями и заключать сделки, продавая все – от тканей до кораблей.
В скором времени Лондонская королевская биржа стала центром торговли в столице Англии. Торговля ценными бумагами на бирже в те временам была не очень активной, акции торговались не регулярно, их ассортимент был ограничен, а объемы невелики.
В начале XVIII века при очередном поднятии ставок аренды за торговые места, брокеры, торгующие акциями, отказались оплачивать аренду и покинули королевскую биржу, переместившись в ближайшие кофейни. Именно в них развивался фондовый рынок Великобритании на протяжении последующего века. В середине XVIII века 150 лондонских брокеров, обосновавшись в одной из таких кофеен – «Кофейне Джонатана», – организовали свой профессиональный клуб, который получил название «Клуб Джонатана». Именно на встречах клуба брокер Джон Кастен начал ежедневно выпускать прейскурант «Курс обмена и прочего», который содержал информацию о ценах на акции. Также именно в этой кофейне появились широко известные в инвестиционном сленге понятия «Быки» и «Медведи».
Новым этапом развития фондового рынка Лондона стал случай с одним из первых в истории мирового фондового рынка спекулятивных финансовых пузырей – компанией «Южные моря». Ключевую роль в этой истории сыграли участники «Клуба Джонатана».
В те времена компания «Южные моря» получила монополию на торговлю с испанскими колониями в Южной Америке. Ее акции стали быстро расти в цене, поскольку инвесторы надеялись на огромные прибыли. Только с января по июнь 1720 года стоимость акций выросла с 28 до 1000 фунтов стерлингов. Однако компания не смогла оправдать надежды инвесторов, ее прибыль была намного ниже, чем ожидалось. Когда пузырь лопнул, цены на акции упали до 124 фунтов и многие инвесторы обанкротились.
Этот финансовый кризис привел к принятию акта о финансовых пузырях, запрещавшего создание компаний без королевской хартии. Он также показал необходимость более жесткого регулирования фондового рынка.
Как появились биржи
Практика привлечения денежных средств правительствами и корпорациями через эмиссию ценных бумаг известна со времен Средневековья. Зачастую правительства привлекали заемные средства для проведения войн, а компании – для реализации инвестиционных проектов. Первым эмитентом ценных бумаг считается Голландская Ост-Индская компания, которая в середине XVII века начала привлекать средства через продажу акций.
В то же время у инвесторов, приобретавших ценные бумаги, появилась потребность продавать их или обменивать на другие ценные бумаги. Для упрощения этого процесса организации-эмитенты стали выпускать сертификаты, удостоверяющие право собственности на финансовый капитал. К концу XVII века такая практика получила широкое распространение и увеличение объема торговли такими сертификатами привело к формированию правил торговли к возникновению особых мест проведения торгов – фондовых бирж.
Сегодня в мире насчитывается более 250 фондовых бирж – почти в каждой стране мира с рыночной экономикой есть своя национальная фондовая биржа. При этом 16 площадок могут похвастаться капитализацией торгующихся на них бумаг на уровне выше 1 трлн долларов США.
Для того чтобы получить членство в «Клубе Джонатана», нужно было быть влиятельным финансистом, иметь состояние не менее 10 тыс. фунтов стерлингов, эквивалентные нескольким миллионам фунтов сегодня, иметь рекомендации минимум двух членов клуба, соблюдать строгий дресс-код и следовать правилам этикета, не заниматься «низкими» видами торговли, заплатить приличный вступительный взнос и вносить ежегодные членские взносы. Членство было доступно только финансовой элите лондонского Сити. Это был один из первых эксклюзивных клубов. В XIX веке членство в «Клубе Джонатана» считалось большой честью, клуб славился роскошными банкетами. Клуб существует и в настоящее время – как частный клуб для профессионалов финансового сектора Лондона.
Вскоре клуб собрал средства на постройку собственного здания на Треднидл-стрит, недалеко от привычной кофейни, и назвал его «Новый Джонатан». Спустя недолгое время было утверждено сохранившееся до наших дней название Лондонская фондовая биржа.
Здание было спроектировано Джорджем Гершемом, ведущим архитектором периода палладианства в Британии, и имело четыре этажа с большим торговым залом, окруженным галереями. В центре строения находилась октогональная ротонда, покрытая большим куполом с люком для освещения. На первом этаже располагался зал для переговоров и совершения сделок, а на втором – вместительный ресторан.
Здание биржи стало одной из архитектурных достопримечательностей Лондона и оказало огромное влияние на архитектуру финансовых учреждений британской столицы последующих столетий.
На фасаде Лондонской фондовой биржи был выгравирован девиз My word is my bond («Мое слово – моя гарантия» – англ.). Он отражает один из основополагающих принципов работы – участники сделок должны неукоснительно выполнять свои обязательства. Ведь репутация и доверие имеют ключевое значение в финансовом мире. Этот лозунг, который и сегодня является девизом Лондонской биржи, символизирует ее надежность и порядочность.
Эпоха величия
Промышленная революция конца XVIII века сделала Британию «мастерской мира». Бурное развитие промышленности, торговли и флота позволило стране добиться экономического доминирования в мире. Великобритания установила контроль над обширными колониальными владениями, включая Индию, значительные территории в Африке и Австралию. Колонии стали источником дешевого сырья и рынками сбыта британской продукции.
В те времена торговля на бирже практически не регулировалась, что приводило к многочисленным случаям мошенничества, злоупотреблениям и манипуляциям на рынке. Однако активный рост экономики Великобритании, способствующий стремительному росту влияния и значимости LSE, указал на необходимость введения повышенного контроля и регулирования правил торговли на бирже.
Так, в начале XIX века были введены первые официальные правила торговли: обязательное лицензирование всех брокеров, запрет на распространение ложной информации и требования по раскрытию информации компаниями при продаже акций.
Тем временем экономическая мощь Британской империи набирала обороты, Британский флот стал крупнейшим и сильнейшим в мире, что позволяло контролировать морские пути и обеспечивать военно-стратегическое доминирование. Также росту империи способствовала политика «блестящей изоляции», когда Великобритания, избегая затяжных конфликтов с другими державами, сохраняла нейтралитет. Лондон стал крупнейшим финансовым центром мира, а фунт стерлингов закрепился в роли основной резервной валюты в международных расчетах.
Уже к середине XIX века на бирже значительно расширилась торговля акциями компаний Британской империи – от Индии до Канады. LSE стала центром для инвестиций в эти регионы. Существенно увеличивался объем торговли иностранными ценными бумагами, особенно из США и стран Европы – Лондон привлекал инвесторов со всего мира. Банк Сити (финансового центра Лондона) активно финансировал развитие британских колоний и международную торговлю империи, что стимулировало спрос на ценные бумаги. На LSE появлялись и становились популярными новые виды ценных бумаг – железнодорожные акции, облигации правительств колоний. Таким образом, в XIX веке Лондонская фондовая биржа укрепила статус крупнейшей и влиятельнейшей биржи в мире. Ее развитие неразрывно связано с расцветом Британской империи в этот период. Постепенно усовершенствовались и технологии – появление телеграфа и телефонной связи повышало эффективность работы Лондонской биржи – к началу XX века на LSE торговались акции более чем 3 тыс. компаний.
Акции более чем 3 тыс. компаний торговались на LSE к началу XX века
Век роста и потрясений
В начале XX века Лондонская фондовая биржа оставалась крупнейшей в мире. Однако Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) постепенно наращивала свое влияние, догоняя по объему торгов LSE. Первая мировая война лишь ускорила этот процесс. С началом войны в 1914 году произошло резкое падение фондовых рынков по всему миру, включая Лондонскую биржу. Многие инвесторы в панике продавали акции, предпочитая держать свои средства в более надежных и ликвидных активах. В Великобритании, как и в других воюющих странах, значительная часть промышленности была переведена на военные рельсы. Это неизбежно вело к снижению объемов торговли.
После Первой мировой войны Лондон переживал трудные времена. Он потерял позиции мирового финансового центра, уступив их Нью-Йорку. Британская экономика сильно пострадала, произошла девальвация фунта стерлингов. Инвесторы предпочитали вкладывать средства в более стабильную экономику США. В Великобритании росла безработица. Экономический спад усиливался вплоть до 1930-х годов, когда экономическая ситуация стабилизировалась и на LSE вновь потекли инвестиции. В 1935 году стало понятно, что необходимо отслеживать и анализировать динамику британского фондового рынка, и на LSE появился первый биржевой индекс – FT30, включавший 30 крупнейших британских компаний.
Биржевые индексы – один из важнейших аналитических инструментов. Они позволяют отслеживать и анализировать динамику фондового рынка, в том числе по секторам экономики. Появившийся в 1935 году индекс FT30 в 1962 году сменил совместный с Financial Times индекс FTSE, который отражал капитализацию 100 крупнейших компаний Великобритании. В 1992 году был запущен индекс FTSE 250, отражающий динамику средних по капитализации компаний. В 2001 году появился индекс FTSE All-Share, объединяющий все компании LSE. Наибольшее влияние на рынок оказывают индексы FTSE100 и FTSE250 – именно они наиболее чутко реагируют на экономические и политические события в стране и мире.
Плавный рост продолжался, пока Европа не погрузилась во Вторую мировую войну. В 1939 году работа LSE была приостановлена и вскоре возобновилась в усеченном формате. Но многие компании приостановили листинг своих акций, вследствие чего объемы торгов значительно снизились.
Сразу после окончания войны в 1945 году на Лондонской фондовой бирже произошел настоящий бум торговли акциями. Инвесторы с энтузиазмом вкладывали деньги в акции британских компаний, рассчитывая на послевоенное восстановление экономики. Однако к середине XX века вместо ожидаемого многими подъема наступил спад. Стало понятно, что восстановление будет медленным и затратным. К тому же Великобритания потеряла многие зарубежные активы. Вскоре произошел обвал, вызванный девальвацией фунта стерлингов. Индекс FT30 упал почти на 30%.
С cередины XX века LSE переживала довольно серьезные потрясения. В 1973 году эмбарго на поставку нефти арабскими странами в ответ на поддержку Израиля западными странами спровоцировало мировой энергетический кризис, обваливший индекс FTSE почти на 50%. Эти события привели к скачку инфляции и спаду роста экономики, а также показали уязвимость западных экономик от колебаний цен на нефть. После этого многие страны запустили программы диверсификации источников энергии и начали постепенно снижать нефтяную зависимость.
Примечательно, что 1 февраля 1973 года впервые за всю историю Лондонская фондовая биржа впервые допустила к торгам брокеров-женщин, а через четверть века женщина, Клара Ферс, хрупкая блондинка в очках, мать троих детей и обладательница огромного состояния, села в кресло главы LSE. Она занимала этот пост с 2001 по 2009 год.
Следом, в 1986 году, переизбыток предложения нефти на мировом рынке в связи с наращиванием добычи странами ОПЕК стал причиной падения цен более чем в два раза. Особенно сильно пострадали экономики стран – экспортеров нефти, таких как СССР, Саудовская Аравия, Нигерия и Венесуэла. Для СССР именно это стало одним из факторов, ускоривших экономический кризис и распад страны в 1991 году. Доходы от экспорта нефти сократились вдвое.
Но, несмотря на периодические спады, на протяжении XX века Лондонская фондовая биржа показывала уверенный рост капитализации, что отражает развитие британской и мировой экономики на протяжении этого времени.
Успех через вызовы нового времени
Первые эксперименты с использованием компьютеров для торговли акциями на LSE начались в конце 1960-х годов. В 1986 году была запущена полностью электронная система торговли Stock Exchange Automated Quotations (SEAQ). Скорость и эффективность торговли постоянно росла, и в 1990-х годах LSE перешла на электронные системы торговли, а к началу 2000-х стала полностью компьютеризованной.
В XXI веке Лондонская фондовая биржа сохраняет статус одной из самых престижных и влиятельных бирж в мире. С 2000 по 2021 год ее капитализация выросла с 2,4 до 4,6 трлн. долларов США, и в настоящий момент на ней торгуются представители более 50% мирового рынка акций – это 2 тыс. компаний из 90 стран мира.
Рост капитализации LSE происходит во многом за счет удачных поглощений и планомерного участия в консолидации финансовой отрасли. Одним из ключевых событий в этом столетии стало создание в 2007 году группы «Лондонская фондовая биржа». Объединение Лондонской фондовой биржи с другими финансовыми институтами, такими как Borsa Italiana и LCH.Clearnet, позволило ей расширить свою деятельность и укрепить позиции в мировом финансовом сообществе. Кстати, сделка по приобретению итальянской фондовой биржи Borsa Italiana составила рекордные 1,6 млрд евро и позволила LSE существенно расширить свое присутствие на европейских рынках.
В 2013 году Лондонская фондовая биржа приобрела «Русскую торговую систему» (Russian Trading System), что позволило бирже расширить свою деятельность на российском рынке и укрепить позиции в Восточной Европе. А в 2019 году произошло еще одно знаковое поглощение – LSE за 1,7 млрд долларов приобрела бизнес по управлению активами Russell Investments. Сделка позволила группе расширить свое присутствие на рынке США и существенно укрепить позиции в сфере управления активами.
Впрочем, перспективы Лондонской фондовой биржи не во всем выглядят столь безоблачно. Выход Великобритании из Евросоюза (Брексит) привел к неопределенности. Она связана с тем, что компании, наиболее зависящие от доступа к европейскому рынку, могут принять решение о переносе листинга на другие фондовые биржи Европы. Кроме того, Брексит может повлиять на регулирование и правила торговли на LSE. В случае если Великобритания так и не достигнет соглашения о торговле с ЕС, LSE потеряет преимущество доступа к европейскому рынку и конкуренция со стороны Франкфуртской фондовой биржи и Euronext существенно усилится, разбавив давление на Лондон со стороны Нью-Йорка и Гонконга.
Однако, как показывает история, девиз «Мое слово – моя гарантия» с течением времени не теряет своей актуальности как для эмитентов, так и для профессионалов фондового рынка. А это значит, что у Лондонской фондовой биржи есть право на то, чтобы сохранить свое прочное и достойное место в неспокойном мире финансов.
Фото обложки: pcruciatti/Shutterstock/FOTODOM