Одежда и стиль могут как помочь сделать карьеру, так и разрушить ее. Имидж – инструмент коммуникации, с помощью которого можно приблизить или, напротив, отдалить от себя нужных людей. Разбираем, как изменились требования к деловому костюму и почему азиатский стиль не совсем подходит для представителей европейской культуры. 

18 апреля
Алена Булавка
Shutterstock.AI/FOTODOM

Стив Джобс не икона стиля

Все помнят стиль создателя iPhone Стива Джобса: фирменная черная водолазка и джинсы, собственная униформа, ставшая культовой для нескольких поколений IT-предпринимателей. Но о том, что на заре карьеры он носил строгие костюмы-тройки, продавая первые персональные компьютеры представителям корпораций, знают не все. 

«Стиль Стива Джобса – прекрасный пример подстройки под потребителя. Когда он был малоизвестен и продавал инновационный продукт консервативным покупателям из крупного бизнеса, то одевался по-деловому формально, как они, транслируя сообщение: «Я такой же, как вы, мне можно доверять». Когда же спустя 30 лет он продавал инновационный продукт молодежи и IT-гикам, то с помощью визуально простой (хотя и совсем не дешевой) одежды транслировал идею: «Одежда не важна, важно, что за гаджет у вас в руках», – говорит консультант по классическому мужскому стилю Андрей Покатаев. И это универсальное правило: если хотите, чтобы коммуникация была эффективной, чтобы вам доверяли, следует так или иначе подстраиваться под собеседника, в том числе с помощью подходящей одежды.

Сегодня наблюдается тренд на упрощение, комфорт и удобство в одежде, в том числе и деловой. Лет пять-десять назад в моде господствовала концепция «лучше купить на размер меньше, чем на размер больше». В результате костюмы были узкие в плечах и талии, брюки – узкие и укороченные, носки были видны или отсутствовали совсем. Популярностью пользовались костюмные ткани с атласным отливом, металлическим блеском. Актуальными были розовые, сиреневые, желтые рубашки, вспоминает кандидат исторических наук, доцент кафедры управления Российского государственного гуманитарного университета Светлана Горелова. 

«Теперь мы видим обратный процесс. В одежде и обуви – стремление к комфорту, природным цветам и тканям. Костюмы принято носить своего размера или чуть свободнее, брюки – свободные по всей длине. Прямой пиджак, не приталенный. Ткани – монохромные», – отмечает эксперт. 

Сегодня модны натуральные ткани: содержащие шерсть подходят для зимы, а лен – для лета. Табу на блеск, яркие полоски или клетки. Белые рубашки становятся не кипенно-белыми, а натурально белыми, цвета слоновой кости, чайной розы. 

Изменения в деловом костюме, которые происходят в последнее время, связаны с двумя основными аспектами: социальным и технологическим. Технологический аспект – это новые возможности, которые появляются с изобретением новых тканей и фурнитуры. Социальный аспект – это прежде всего мода. 

Мода касается не только одежды, но и отношения к телу и здоровью. Сейчас на взлете вся wellness-индустрия. Посещать фитнес-клубы стало модным. Многие компании стимулируют походы сотрудников в спортивные залы. Таким образом, речь идет о том, что фигура современного делового мужчины становится более спортивной. Модели деловых костюмов стали больше соответствовать этому стилю. 

Что в имидже тебе моем?

В своей книге «Дресс-код. Голая правда о моде» Мари Гринде Арнтцен, исследователь моды, описывает интересный эксперимент. Испытуемым предлагали получить информацию от незнакомых людей, одетых совершенно по-разному. Практически все как по команде выбирали в качестве собеседников и задавали вопросы тем, кто был в костюмах или униформе. Позже испытуемые пояснили, что деловой костюм и униформа внушали доверие и придавали «экспертность» источникам информации. 

Специалисты по имиджу вспомнят множество случаев, когда одежда помогает или, напротив, мешает коммуникации, заключению сделки, карьере. В практике Андрея Покатаева был такой случай. Один юрист пришел на встречу в новых, подчеркнуто сдержанных швейцарских часах и получил за это бонус к своему гонорару от нанимателя, который хорошо разбирался в часах. Бонус был примерно равен стоимости часов. 

Руководитель учебных программ, стилист-имиджмейкер Института Art & Image Ирина Дмитриева приводит случай на мировой политической арене, произошедший в 1993 году. Тогда премьер-министр Норвегии Йорген Косму явился на встречу стран НАТО в светлом костюме. Общая фотография, на которой запечатлен Косму вместе с другими участниками встречи, широко обсуждалась в прессе. Говорили, что Косму похож на цыпленка, в то время как все остальные мужчины, пользовавшиеся влиянием в альянсе, были в традиционных строгих темных костюмах. Оправдания Косму, что его выбор пал на этот костюм из-за жары, не помогли, и обозначить сильную позицию Норвегии тогда не удалось. Тиражирование фотографии и бурная дискуссия лишний раз подтвердили вывод о том, что в темном костюме мужчина кажется более могущественным. А темный костюм в сочетании с белой сорочкой и галстуком был и остается инструментом власти.

«В любой точке мира костюм для бизнесмена остается темно-синим, также известным как «институционально синий». Он всегда фаворит деловых людей, поскольку его легко сочетать с галстуком», – говорит управляющая ателье Punto Mosca Елена Адинольфи. Она добавляет, что сегодня можно заново открыть для себя жилет, который был утрачен в последние годы, но снова вошел в моду. Портной ателье Punto Mosca Паскуале Кавальере отмечает, что актуально смотрятся сегодня костюмы с двубортным пиджаком на шести пуговицах. При этом застегивать следует только четыре.

Символика цветов

Выбор одежды для деловых мероприятий продиктован темой и форматом. Имидж-консультант, преподаватель Европейской академии имиджа, TV-эксперт, методолог курсов по стилю и имиджу, корпоративный стилист Юлия Аристова отмечает, что если задача – продать проект, получить инвестиции, то имидж должен отражать серьезное отношение к деньгам и времени инвесторов, а не только неординарность личности участника переговоров.

«В то же время странно, если вы приходите продавать что-то невероятно креативное, нестандартное, но при этом выглядите, как все офисные строгие сотрудники. Поэкспериментируйте с необычными цветовыми решениями, легким смешением принтов на ткани, фактурой, продумайте аксессуары и даже аромат. Но важно не использовать все эти «фишки» одновременно, все и сразу», – советует эксперт.   

Ирина Дмитриева отмечает, что у сотрудников одной и той же компании могут быть разные задачи, разная целевая аудитория и разные цели коммуникации. С помощью одежды можно выстраивать собственное позиционирование и учитывать особенности клиентов. Строгий костюм с галстуком создаст дистанцию и придаст формальный тон переговорам, брюки в сочетании с гладким трикотажем создадут более расслабленное коммуникативное настроение. Важную роль в эмоциональной оценке имиджа собеседника играет цвет: сочетание глубокого синего и графитового серого с белым – строгость и напряженность, официальность. Коричневые, песочные ноты, оттенки карамели, капучино и голубого настроят на доверительный лад. Глубокий ежевичный, бледный желтый, легкий фиалковый подчеркнут творческое начало. Выбор всегда за вами, и делать его лучше исходя из целей коммуникации.

Екатерина Бокатая, PR-менеджер ГК Artsofte, обращает внимание на несколько направлений бизнес-дресс-кода. Например, самый строгий из них – business best – используется на переговорах, презентациях и деловых конференциях. В нем предусмотрено все, вплоть до высоты каблука. На собеседованиях и в обычное рабочее время рекомендуется придерживаться business traditional и business general. Здесь уже допускается большая вариативность в цветах, принтах и фактурах. 

Традиционно считается, что финансовый сектор – один из самых консервативных и строгих, производственный – нацелен на решение текущих проблем и характеризуется собранностью, а IT-стиль менее официален и строг. Однако всегда важно учитывать специфику компании и ситуацию делового общения. В этом вопросе много тонкостей и полутонов, в имидже эта тема называется «Управление впечатлением» и позволяет всем, кто знаком с ней, выстраивать собственный имидж гибко и эффективно.

Типичные ошибки в стиле одежды на собеседовании от Юлии Аристовой

  • Человек одевается и ведет себя не на ту зарплату, которую просит (просит мало, а выглядит слишком дорого или наоборот). Такое несоответствие ведет к сомнениям в адекватности запроса. 
  • Не готовится к собеседованию и не изучает корпоративную культуру и ценности компании. К примеру, приходит в костюме туда, где ходят в джинсах, и наоборот.
  • Пренебрежительное отношение к одежде. Была история о собеседовании на топ-позицию. Финальное собеседование одобрили двум кандидатам. Это была встреча с генеральным директором. И один из кандидатов пришел в деловом костюме из почти атласной ткани. До этого он появлялся на встречах в более скромной, не вызывающей вопросы одежде. Директор был шокирован атласным костюмом. Поскольку оба кандидата были равны, то руководитель одобрил того, кто в одежде не вызывал вопросов. «Атласный костюм» не получил оффер.
  • Обратная ситуация, когда человек слишком старается и начинает этим раздражать. Сюда же можно добавить ошибки женщин, которые идут на собеседование слишком нарядными и злоупотребив парфюмом, чем вызывают отторжение и лишние вопросы.

Трикотажная дипломатия

Стиль в одежде, позиционирование отличается в зависимости от страны, культуры и религии. Перед важными переговорами с иностранцами стоит изучить традиции и культуру страны, откуда родом деловые партнеры, советует Юлия Аристова. «В Европе и Америке требования к деловой одежде схожи с нашей корпоративной культурой. В Китае считается дурным тоном использовать яркий аромат парфюма. Белый в Китае считается цветом траура, в то время как у нас это торжественный и парадный цвет. В этой стране любят красный, его можно использовать в элементах», – говорит эксперт. 

«Американские лидеры при всей консервативности положения выглядят ярче, отличаясь деталями, которые запоминаются. Чего стоит алый галстук Трампа или полосатые носки Байдена», – отмечает Ирина Дмитриева.  

Президент России, по мнению эксперта, демонстрирует классику делового стиля, идеальную посадку одежды и выверенность линий. Для восточной культуры в целом характерно аккуратное и уважительное отношение к традициям, и лидеры Востока это постоянно демонстрируют. У европейцев часто проскальзывает слегка пренебрежительное отношение к одежде, которое заметит только острый взгляд профессионала. Например, внешний вид экс-президента Франции Николя Саркози: слегка мешковатый костюм с чуть более длинным, чем нужно, пиджаком – каждый сантиметр в деловом костюме имеет значение. «Эти нюансы видны преимущественно опытному глазу, но, если просмотреть несколько образов лидеров и сравнить их между собой, разница будет очевидной», – считает Ирина Дмитриева. Стоит помнить, что в любой культуре отлично работает элегантная одежда, костюм. 

Классический подход к деловому костюму пока преобладает. Но для большого числа руководителей сегодня вопрос одежды теряет актуальность, большее значение придается эффективности и результативности сотрудников. Абсолютно допустимо в деловом костюме использовать классические джинсы с деловым пиджаком. Удлиненные прически, борода и усы допустимы. Но следует следить, чтобы стрижка всегда была аккуратной, а волосы – чистыми. 

Если при формировании имиджа возникают сомнения, выбирайте более консервативный вариант – его всегда можно слегка видоизменить в случае необходимости. К примеру, снять галстук, пиджак, расстегнуть пару пуговиц или закатать рукава. Также важно ваше собственное позиционирование и цели: чтобы двигаться вперед и строить карьеру, лучше выглядеть чуть более собранным, чем коллеги по горизонтали иерархии. Еще один момент – ваши ощущения. Быть убедительным легче, если чувствуете себя комфортно в одежде и нравитесь себе.

Фото обложки: Shutterstock.AI/FOTODOM

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter