Из России ушли многие европейские и японские автомобильные бренды. Новые авто весной подорожали на 50100%, а объемы продаж упали на 80%. За полгода в России закрылось более 400 автосалонов. Тем не менее с приходом новых игроков рынок постепенно начинает восстанавливаться. 

22 ноября 2022
Андрей Сабынин

Минпромторг опубликовал проект стратегии развития автопрома до 2035 года. Базовый сценарий предполагает, что в этом году рынок сократится до 800 тыс. автомобилей, затем начнется постепенное восстановление.

Аналогичный прогноз дал и новый директор завода «Москвич» Дмитрий Пронин, выступая на Международном московском автомобильном форуме IMAF 2022. После падения продаж в два раза по итогам 2022 года он ожидает восстановления авторынка в 2024–2026 годах.

И все же после сокрушительного обвала в первом полугодии летом наметилось некоторое оживление: стали медленно, но расти продажи и объемы выдач автокредитов. 

Весенний взлет

Официально весной Россию покинули Renault, Honda и Mazda. Работу своих заводов приостановили Toyota, Nissa, Volkswagen, Ford, Hyundai, Peugeot, Volvo, Mercedes-Benz. Как следствие, цены на новые автомобили взлетели на 30, 50 и даже 100%. Автодилеры пытались заработать на ажиотаже. В апреле потенциальным покупателям предлагали немедленно внести предоплату в размере не менее 50%, иначе машина уйдет к другому клиенту. Аргументировали тем, что цены растут каждый день на 100–200 тыс. руб. Некоторые продавцы пошли еще дальше и начали устраивать аукционы: авто получал тот, кто предлагал самую высокую цену. Но большинство россиян отказались играть по таким правилам и просто перестали покупать машины. В результате в феврале – марте авторынок обвалился на 70%, а в мае достиг дна – минус 83% по сравнению с 2021 годом. 

«Что касается динамики цен на новые и подержанные авто, в марте было повторение ситуации 2014 года – спекуляция в моменте. Цены резко выросли, автосалоны и дилеры скупали б/у машины, приводили их в порядок и выставляли на продажу дороже, ожидая дальнейшего повышения цен», – комментирует Глеб Лубенников, директор по развитию в платформе по аренде автомобилей TENCAR.

Летнее снижение

Лучше всего летом продавались антикризисные модели АвтоВАЗа – Lada Granta и Lada Niva, которые выпускаются без АБС и подушек безопасности. Granta продается сейчас по рекомендованной цене 678,3 тыс. руб., в апреле в полной комплектации она стоила 1,3 млн руб. Стоимость Niva опустилась до 806,9 тыс. руб., тогда как в мае ценник был выше миллиона.

Популярные иномарки тоже несколько подешевели. Так, кроссовер Hyundai Creta в базовой комплектации можно купить за 1,9 млн руб., а весной некоторые дилеры предлагали его за 3 млн руб. Toyota Camry можно найти за 3,9 млн руб., хотя еще в начале июля она стоила на 400–500 тыс. руб. дороже.

 «Цены постепенно стабилизируются. Они не снизились существенно, потому что есть инерция относительно закупленных материалов, сырья и комплектующих. Цикл производства автомобилей занимает около 3–4 месяцев, поэтому как раз то, что в январе, феврале и марте приобреталось, сейчас выходит на рынок», – отметил в интервью «РИА Новости» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. 

Глава ведомства считает, что снижению цен будут способствовать стабильный курс рубля и насыщение рынка новыми автомобилями, в первую очередь из стран Азии. 

Свою роль сыграют и перезапущенные Минпромторгом в июле программы господдержки авторынка, на которые потратят 20,7 млрд руб. «Ведущие российские банки и лизинговые организации подтвердили готовность обеспечить запуск программ льготного автокредитования и льготного лизинга во второй половине 2022 года», – говорится в сообщении ведомства.

Помимо всех моделей УАЗ, Lada и ГАЗ стоимостью до 2 млн руб., в программах льготного автокредитования будут участвовать все электромобили марки Evolute, произведенные на заводе «Моторинвест» в Липецке, на которые действует повышенная скидка 35%  (но не более 925 тыс. руб.).

Депутаты Госдумы РФ предложили еще один способ поддержать отечественный авторынок – разрешить использовать материнский капитал для покупки нового автомобиля российского производства. Законопроект уже одобрен депутатами и внесен на рассмотрение в кабинет министров. Авто стоимостью не более 2 млн руб. можно будет купить в общую собственность с ребенком, но в течение трех лет его нельзя продавать. 

Параллельные схемы

Запасы иномарок на складах постепенно заканчиваются, а новых поступлений из Европы в обозримом будущем не предвидится. При этом россияне не готовы переплачивать. Остается надежда на параллельный импорт. Предприниматели налаживают поставку машин через Казахстан и другие страны, но пока объемы поступлений новых авто по такой схеме небольшие. 

Неординарный способ вернуть российских покупателей нашел концерн Renault. Так, автомобили Renault Koleos можно купить в Белоруссии за 3,6 млн руб. В эту страну они доставляются из Южной Кореи с франко-корейского завода Renault Samsung Motors. В белорусском представительстве Renault рассказали изданию «Газета.Ru», что за российские рубли можно также купить Duster, Arkana, Kaptur и Logan. Машины продаются с полным пакетом документов. Можно поехать за автомобилем в Белоруссию или оплатить его онлайн и заказать доставку. Если схема Renault сработает, возможно, ее будут использовать и другие автоконцерны. 

Жители дальневосточных регионов России активно закупают машины в Японии. По данным таможни Владивостока, за первые семь месяцев 2022 года оформлено 78,4 тыс. авто, что на 33% больше, чем за аналогичный период 2021-го. Пиковым месяцем оказался июль, когда было ввезено 15 тыс. машин. Как правило, это подержанные авто с небольшим пробегом. 

Китайская экспансия

По данным исследования компании «Открытие Авто», за первое полугодие 2022 года общее число салонов производителей из Китая в 1,5 раза превысило количество дилерских центров российских марок. Отметим, что в России в июле работало 3249 автосалонов легковых авто, что на 10,3% меньше, чем в январе. 

Активнее всего рынок завоевывают китайские компании. Так, Chery открыла 26 новых шоурумов, дорастив их общее число до 63. У Exeed стало на 22 дилерских центра больше, сеть теперь составляет 149 салонов. У Geely в России более 100 шоурумов, из них 18 открыто в 2022-м. У марки FAW прирост составил 20 дилерских центров, теперь их 86. 

На российский рынок готовы прийти и другие китайские производители. С официальным заявлением об этом выступили Omoda и Jetour (суббренды Chery), Tank (суббренд Great Wall) и Voyah (суббренд Dongfeng). Компания Hongqi (суббренд FAW) сертифицирует для российского рынка два седана и электрический внедорожник. А марка Wuling, которая выпускает бюджетные авто, может составить конкуренцию даже АвтоВАЗу.

Смотрит в сторону российского авторынка и иранский автобренд Iran Khodro, который когда-то выпускал в нашей стране машины под маркой Samand. Возможно, компания откроет в нашей стране свое сборочное производство. 

«У потребителей заслуженно пользуются спросом китайские автомобили, у которых уже нет недостатков прошлых лет. Внешний вид радует глаз, комплектации современны, моторы надежны, а цена на сегодняшний день оптимальна – это все выводит китайские автомобили в топ по спросу», – отмечает директор по развитию автосалона Carprice Кирилл Иванов.

Активнее всего авторынок завоевывают китайские компании. Смотрит в сторону российского рынка и иранский автобренд Iran Khodro

Автокредиты: ситуация улучшается

5% – неделя

По данным Национального бюро кредитных историй, в январе – августе было выдано автокредитов на сумму 432,9 млрд руб., что на 40% меньше, чем в прошлом году. Основная причина – высокие ставки по автокредитованию и дефицит новых автомобилей. Тем не менее после резкого падения выдач автокредитов в феврале – марте в последующие месяцы ситуация постепенно улучшалась. И, например, по сравнению с семью месяцами пандемийного 2020 года объем выданных автокредитов в текущем году увеличился на 2,9%. 

В НБКИ отмечают, что в целом банки продолжают придерживаться консервативного подхода и выдают автокредиты клиентам с высоким персональным кредитным рейтингом. 

«Приобретая автомобиль в кредит, следует внимательно изучить условия. В первую очередь речь идет о процентной ставке и зависящем от нее размере ежемесячного платежа, а также наличии дополнительных услуг и иных расходов», – советует автоюрист Алексей Сорокин.

Оформляя автокредит, нужно учитывать также, что автомобиль до полной выплаты заемных средств будет находиться в залоге у банка. Это означает, что без его согласия невозможно будет продать, подарить или обменять автомобиль. 

По данным Автостата, банки в три раза охотнее выдают кредиты на подержанные машины, чем на новые.  За авто, выпущенными не более трех лет назад, идет настоящая охота. Hyundai Solaris и Kia Rio и раньше были в топе предпочтений россиян, а сейчас это идеальный вариант для покупки. Даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить почти все узлы. Глеб Лубенников советует покупать подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio, выпущенные даже 5–7 лет назад. Эти рабочие лошадки недороги в обслуживании, и их всегда можно выгодно продать. 

ОСАГО по-новому

Базовая ставка полиса ОСАГО в этом году выросла в среднем на 2000 руб. В то же время максимальная скидка за безаварийную езду составляет теперь 54% вместо прежних 50%.  При прочих равных цена ОСАГО для аккуратных водителей снизится на 8%. По максимальному коэффициенту стоимость полиса рассчитывается для тех, кто часто становится виновником ДТП, – они будут платить в 1,5 раза больше. 

По данным Центробанка, более 40% автолюбителей столкнулись с отказом страховой компании заключать договор ОСАГО, хотя по закону страховщики не имеют на это права. За необоснованный отказ Центробанк может наказать страховую компанию штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. В таких случаях юристы советуют приходить в офис с заявлением и полным пакетом документов, фиксировать все на видео и требовать заключение договора. Главное – оформить отказ в письменном виде, после чего можно писать жалобу в Центробанк и идти в суд. 

Изменились и правила для страховых выплат. Их размер рассчитывается на основе данных каталога Российского союза автостраховщиков (РСА). Он был актуализирован в июне 2022 года, но не отражает реальную стоимость новых запчастей. Дело в том, что теперь союз автостраховщиков может учитывать стоимость аналоговых, а не оригинальных запчастей. Так, бампер на Range Rover в каталоге РСА оценен в 43 тыс. руб., тогда как средняя цена по России составляет 140 тыс. руб. Аналитика маркетплейса запчастей Parts.Auto больше отражает реальную ситуацию. По его данным, стоимость запчастей в 2022 году уже выросла на 50–100%, а услуги сервиса подорожали на 15–30%. 

Как отмечает Кирилл Иванов, из-за сложностей с поставками оригинальных запчастей у дилеров возникает дефицит, особенно сложно найти кузовные детали, которые приходится ждать порядка 60 дней и покупать втридорога. «Восстановление логистики и объемов поставок потребует не меньше года, но снижения цен на ремонт ждать не стоит», – прогнозирует эксперт.

Поскольку по факту страховые выплаты не покрывают весь ущерб от ДТП, есть смысл заключать договор с той страховой компанией, у которой есть соглашения со станциями технического обслуживания в вашем городе. Тогда в случае ДТП автомобиль отправят на ремонт. В противном случае предложат денежную выплату с 50%-ным дисконтом по ценам каталога РСА, которые часто не соответствуют действительности.

506 661 автомобиль был продан в январе – сентябре 2022 года. 

1 260 111 – за тот же период 2021-го

Самые продаваемые марки 

сентябрь 2022 года

Lada 17 490

Chery  3 850

Kia  3 291

Haval 3 176

Hyundai  2 808

Источник «Автостат Инфо»

Лидеры по росту цен за запчасти

Mazda   + 41,9%

 BMW  + 35,5%

Ford + 33,9%

Toyota + 32%

Nissan  + 27,4%

Hyundai + 27,3% 

 Kia + 27,1% 
 
Источник: каталог Российского союза автостраховщиков

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter