Китай – ключевой партнер России на мировой арене. На протяжении последних десяти лет сотрудничество между Москвой  и Пекином последовательно укреплялось во всех сферах. Тем же курсом страны продолжают следовать и в новых условиях.

12 сентября 2022
Андрей Сабынин

Глава МИД России Сергей Лавров во время визита в Китай в марте 2022 года заявил, что отношения между Россией и Китаем сейчас лучшие за всю историю их существования.

Аналогичные мнения высказывают и китайские политики.

На брифинге после встречи глав министерств иностранных дел России и Китая представитель МИД КНР Ван Вэньбинь отметил, что страны продолжают укреплять стратегическое партнерство и расширять взаимодействие.

Посол Китая в США Цинь Ган также подчеркнул, что, несмотря на усиливающееся давление со стороны Штатов, Китай продолжит поддерживать с Россией тесное экономическое, торговое и энергетическое сотрудничество.

А посол КНР в России Чжан Ханьхуэй на встрече с представителями китайского бизнеса призвал предпринимателей объединить усилия и «заполнить пустоту» на рынке России. «В первую очередь от этого могут выиграть частные китайские фирмы, связанные с продажей автозапчастей, продуктов питания, медицинских товаров и компонентов для инфраструктуры», – считает Чжан Ханьхуэй. Он уверен, что малые и средние предприятия Китая смогут достаточно быстро решить логистические проблемы и заменить европейские и американские компании, которые приостанавливают работу или уходят с рынка России.

Динамика есть

По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот Китая и России в первые шесть месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 27,2%, составив 80,7 млрд долл. Поставки в Россию из Китая выросли на 2,1% (29,55 млрд). Импорт российских товаров и услуг увеличился на 48,2%%, до 51 млрд долл.

По итогам июня товарооборот Китая и России составил 14,75 млрд долл. Из России в Китай ввезли товары на сумму 9,75 млрд долл, из Китая в Россию – на 5 млрд.

По словам старшего преподавателя кафедры международной политики и зарубежного регионоведения факультета «Школа политических исследований» Института общественных наук РАНХиГС Романа Файншмидта, большую часть российского экспорта в Китай составляет сырая нефть. Далее идут каменный уголь, импорт которого Китай заметно нарастил из-за энергетического кризиса, и газ. Еще порядка 32% включают в себя цветные металлы, продукты лесопереработки, сельскохозяйственную продукцию и драгоценные металлы.

А в структуре российского импорта из Китая значительную долю (более половины) занимают машины и оборудование, на втором месте  – химическая продукция, и почти 10% – изделия легкой промышленности. «Китай – страна с более диверсифицированной товарной номенклатурой, чем Россия, что в текущих условиях крайне важно для нас», – считает Роман Файншмидт.

Позиция России среди торговых партнеров Китая выглядит пока достаточно скромно – 140,7 млрд  долл. Товарооборот Поднебесной  со странами ЕС составляет более 828 млрд долл., с США – 755 млрд долл.

Однако если оценивать динамику, товарооборот между Россией и Китаем развивается сейчас стремительно: первые три месяца 2022 года показали двузначную цифру прироста – 28,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Бобы и жемчуга

Помимо энергоресурсов, есть и другие востребованные в Поднебесной отечественные товары.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, ежегодно Китай закупает у России морепродукты – на 1,55 млрд долл., мясо – на 313,95 млн долл., соевые бобы, семена подсолнечника и пшеницы – на 570 млн долл. и шоколад – на 122,5 млн долл. 

Интересно, что Россия поставляет в Китай также запчасти для телевизоров, моторов, генераторов и другой техники на 241,2 млн долл. и печатной продукции – на 136,5 млн долл. ежегодно. Кроме того, мы экспортируем в Китай жемчуг, бриллианты, алкогольные и безалкогольные напитки, постельное белье и косметику.

От «Жигулей» до «Силы сибири»

Структура товарооборота между нашей страной и КНР с годами менялась.

Китаевед Николай Вавилов на своем интернет-канале рассказывает, что после распада СССР, вплоть до 2000-х годов, Россия поставляла в КНР в первую очередь продукцию машиностроения. Даже наши «жигули» использовались в Поднебесной в качестве такси.

Однако в 1990-е годы обе страны сделали выбор в пользу сотрудничества с Западом. Россия и Китай не стали развивать глубокую кооперацию своих экономик – против этого прямо или косвенно выступали США и Европа. Ситуация изменилась, когда в 2000-е годы Россия и КНР подписали договор о добрососедстве. После того как в 2012 году генеральным секретарем компартии Китая стал Си Цзиньпин, отношения между странами еще более укрепились.

В результате в 2016 году Китай впервые обошел Германию по показателю экспорта электрического оборудования и другой технологической продукции в Россию. А по данным за 2021 год, у КНР была доля уже в 28%,тогда как у Германии только 6,8%.

Постоянно растет и количество энергоресурсов, которые Китай покупает у России: с 2014 года страны запустили 17 инвестиционных проектов в энергетической сфере. По данным главного таможенного управления КНР, Россия занимает второе место среди ведущих поставщиков нефти, на первом – Саудовская Аравия. По экспорту природного трубопроводного газа в Китай наша страна также находится на втором месте, впереди только Туркменистан.

В центре внимания

Обе страны заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве прежде всего в энергетическом секторе. Так, в 2019 году был запущен совместный проект «Газпрома» и китайской госкомпании CNPC– газопровод «Сила Сибири». В 2021 году его мощность составила 10,5 млрд кубометров, а к 2025-му достигнет 38 млрд. Согласно ежеквартальному отчету «Газпрома», по итогам шести месяцев 2022 года поставки российского трубопроводного газа в КНР выросли на 63,4%. Москва и Пекин также договорились о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2» мощностью до 50 млрд кубометров. К середине июля этого года было проведено технико-экономическое обоснование проекта, а само строительство должно начаться в 2024 году. Об этом Financial Times заявил Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ, премьер-министр Монголии, по территории которой планируется проложить маршрут газопровода.

Газ по новой трубе ориентировочно пойдет в 2028–2030 годах. Этот проект выгоден обеим сторонам, так как  предусматривает работу по долгосрочным контрактам. «Газпром» сможет гарантированно поставлять большие объемы голубого топлива, а Китай – закрывать до 25% потребности в нем своей экономики. 

Еще один пример – сотрудничество  «Сибура» и китайской нефтегазовой компании Sinopec, которые строят Амурский газохимический комплекс (ГХК). Запустить его планируют в 2024 году. Здесь из этана и сжиженного углеводородного газа будут производиться полиэтилен и полипропилен. Сырье поставит Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома», который строится в Приамурье. Объем инвестиций в ГХК – 10 млрд долл. Доля России в совместном предприятии составляет 60%. Планируемая производственная мощность комплекса – до 2,7 млн тонн полимеров в год.

«В центре внимания России – экспорт в КНР газа, угля (в том числе «зеленого») и, конечно, нефти, – говорит Роман Файншмидт. – Не исключено, что придется полностью переориентировать поставки нефти на азиатский рынок. Есть возможности и для совместного развития авиастроительной отрасли. Это помогло бы закрыть те сложности, которые наблюдаются и у России, и у Китая в данном сегменте».

Дружба с дисконтом

Развивая экономические связи с Россией, Китай прежде всего следует собственным интересам.

«Если наши нефть, газ, металлы и все, что мы продаем на западных рынках, станут слишком токсичными для «недружественных» стран, Китай с радостью примет на себя дополнительный поток ресурсов. Только по крайне выгодным для себя ценам, – пишет в своем телеграм-канале профессор Высшей школы экономики, основатель Столыпинского клуба Евгений Коган. – Таким образом Китай обезопасит себя от повторения энергетического кризиса, а также сможет облегчить судьбу своим производителям за счет снижения издержек».

Например, российские предприятия черной металлургии  планируют переориентировать на восточное направление  около 4 млн т своей продукции в год – именно столько Россия экспортировала в страны Евросоюза. При этом отечественным металлургам придется не только решать логистические проблемы, но и  «побороться» за покупателя, в том числе предоставляя ощутимые скидки. В Китае есть собственные крупные металлургические производства, а на долю импорта приходится только 25% от общего потребления. Цены на металлы здесь ниже по сравнению с европейскими, и российским экспортерам приходится это учитывать. Политика «дружбы с дисконтом» действует и по отношению к газу: китайские компании готовы нарастить объемы закупок, но с существенной скидкой от стартовой цены –10% и выше. Кстати, подобное заявление сделали и в правительстве Индии. При этом обе страны готовы перейти на покупку газа в рублях.

Прагматичный подход

Китай – крайне прагматичный игрок на мировой арене. Он  рассматривает Россию как освободившийся и недостаточно освоенный рынок, с которого ушел ряд крупных конкурентов. У КНР есть ресурсы для замещения продукции личной гигиены, автомобилей и комплектующих, медицинского оборудования, химических компонентов и красителей, электроники и бытовой техники. Однако вопросы, связанные с нефтесервисным оборудованием, комплектующими для авиации, микропроцессорами и полупроводниками последних поколений КНР может не закрыть из-за рисков попадания под вторичные санкции и потери доступа к западным технологиям.

Можно предположить, что китайские производители не будут заключать сделки, предусматривающие использование подсанкционных товаров, услуг или технологий из США и Европы. 

«Российско-китайское сотрудничество в условиях ухода западных компаний с российского рынка может сместить фокус с торговой на производственно-инвестиционную сферу, – отметила менеджер по инвестициям Greenwood International Trade Center Чжан Лиюань в ходе российско-китайского молодежного форума «Экономическое развитие на благо народов». – Однако китайские инвесторы будут ждать стабилизации рынка, чтобы избежать рисков».

К тому же товары, технологии, проекты обычно законтрактованы на год или два вперед, моментально перестроить фабрики и заводы невозможно. Для адаптации механизмов сотрудничества к новым условиям потребуется время.

В целом же Китай придерживается нейтральной повестки в санкционной политике и вводит только те ограничения, которые направлены на защиту его собственного рынка.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РОССИИ

за 2021 год

Всего: 789,4 млрд долл. – рост за год на 37,9%

18% всего российского товарооборота приходилось на Китай (140,7млрд долл – рост за год на 35,2%)  

7,3% – на Германию

6% – на Нидерланды

5% – на Белоруссию

4,4% – на США

4,2% – на Турцию

4% – на Италию

3,8% – на Республику Корею

3,4%  – на Великобританию

Источник: Федеральная таможенная служба России

СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА В КИТАЙ

на 30.09.2021

71,4% – топливно-энергетические товары

8,4% – древесина и целлюлозно-бумажные изделия

6,6% – металлы и изделия из них

5,3% – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

3,6% – продукция химической промышленности

3,2% – машины, оборудование и транспортные средства

Источник: Федеральная таможенная служба России

СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ИМПОРТА ИЗ КИТАЯ

на 30.09.2021

60,3% – машины, оборудование, транспортные средства

11% – продукция химической промышленности

9,7% – текстиль и обувь

7,5% – металлы и изделия из них

2,1% – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

Источник: Федеральная таможенная служба России

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter