Частное образование: pro et contra
В частной школе International School of Moscow стоимость обучения доходит до 3 млн рублей в год. Два учебных корпуса: одно, похожее на современное спортивное сооружение, находится на берегу гребного канала в парке «Крылатские холмы», второе, напоминающее сказочный Хогвартс, – в красногорском поселке премиум-класса Росинка, где живут оставшиеся экспаты и дипломаты. Преподавание – строго на английском. Учителя в основном из Великобритани, Австралии и Канады. Диплом дает возможность поступать в лучшие университеты мира.
В Московском регионе наберется еще пятерка подобных школ с таким же прайсом и педагогическим составом. Учредителями этих учебных заведений являются офшорные компании или иностранцы. Существуют пансионы, в которых при желании родители могут забирать детей домой только на выходные или каникулы. В таких школах учатся дети элиты, нацеленные на поступление в заграничные вузы.
Разумеется, на рынке школьных образовательных услуг есть предложения и дешевле. Вполне можно найти приличную школу за 50–60 тыс. рублей в месяц, уклон в которой будут делать не на сдачу международного экзамена по английскому языку IELTS, а на ЕГЭ и поступление в престижный столичный вуз. Такую плату за обучение вполне потянут 20–30% московских семей, но не у всех из них дети учатся платно.
«Частная школа сегодня создает искусственную среду для роста ребенка в неких тепличных условиях. Выйдя из нее, дети сложно адаптируются в современном мире», – считает основатель Международного онлайн-университета инвестиций, преподаватель МГУ Юлия Кузнецова. – Дети после частных школ не понимают, как выживать в конкурентном мире, поскольку привыкли к индивидуальному вниманию и часто считают себя выдающимися, хотя это может быть далеко от истины».
В частных школах эксперт выделяет еще один минус: завышение оценок. Родители могут не понимать реального уровня подготовки своих детей, полагая, что раз те отлично учатся, то нормально сдадут ЕГЭ. Но бывают и сюрпризы. Избалованные дети, привыкшие получать хорошие оценки, даже сдав ЕГЭ и поступив в вуз, не хотят учиться, развиваться.
С таким мнением Юлии Кузнецовой в корне не согласен пресс-секретарь Российского нового университета (РосНОУ) Вадим Мелешко: «По сложившейся, увы, традиции частные образовательные организации у нас в стране воспринимаются некими «оазисами для богатых». Дескать, люди, способные выкладывать ежегодно кругленькую сумму, заказывают музыку для своих детишек, а преподаватели готовы «облизать» учеников, лишь бы те остались и были довольны (а родители продолжали платить). На самом деле это далеко не так, и в частных школах и вузах порой очень строгие правила, дети интенсивно работают, поскольку с них строго спрашивают не только педагоги, но и родители».
Другие эксперты также говорят о преимуществах частного образования. «Как правило, руководство негосударственных школ и вузов большое внимание уделяет бытовым условиям и качеству оснащения своих заведений: хороший ремонт, современное оборудование для проведения занятий – это влияет на заинтересованность и мотивацию детей», – говорит сооснователь и руководитель образовательных и развивающих центров Санкт-Петербурга и Ленинградской области Марина Май.
Еще один плюс, по мнению эксперта, – это безопасность. И руководство, и педагогический состав заинтересованы в репутации учебного заведения и всеми силами стараются избегать инцидентов, в том числе и среди учащихся.
Кроме того, негосударственные учебные заведения обладают большей свободой в управлении и оперативной адаптации образовательных программ под изменяющиеся условия, считает ректор МФЮА д. э. н., профессор, член-корреспондент Российской академии образования Алексей Забелин. Это позволяет быть более гибкими и реагировать на новые требования рынка труда и быстро меняющиеся технологии. Частные университеты имеют возможность привлекать высококвалифицированных преподавателей и разрабатывать передовые программы обучения, которые соответствуют современным требованиям работодателей и потребностям студентов.
Можно отметить, что контроль над частными вузами растет. Так, в прошлом году впервые все российские вузы проходили процедуру аккредитационного мониторинга Рособрнадзора, которая оценивала прежде всего качество образования, трудоустройство выпускников, участие работодателей-практиков в образовательных программах.
Когда государственное – лучше
В России процент частных школ, колледжей и вузов очень мал – 2–5%, тогда как в других странах частного образования на порядок больше. Есть целые регионы в Восточной Сибири и других небогатых субъектах, где нет ни одного негосударственного образовательного учреждения. Чем состоятельнее граждане в регионе, тем богаче выбор. В столице за деньги можно получить если не все, то многие специальности. Но для каких направлений деятельности корочка негосударственного образца будет стоп-фактором?
«Если речь идет, к примеру, о таком направлении, как государственное и муниципальное управление, или профессии, связанные с последующей работой в государственном секторе, к примеру, в МВД или МЧС, то, конечно, правильнее сделать выбор в пользу государственных образовательных организаций. Это же относится и к медицинскому образованию. Отработанные десятилетиями программы обучения, преподавательский состав дают гораздо больше шансов на трудоустройство и заинтересованность работодателей. А вот менеджмент и другие бизнес-специальности вполне можно освоить и в негосударственных учреждениях», – считает Марина Май.
С коллегой согласна ректор Института международных экономических связей к. э. н. Юлия Богомолова. По ее словам, есть профессии, для обучения по которым необходимо получать специализированное образование в государственных вузах или ссузах. Речь идет о медицинских, инженерных специальностях, то есть требующих сертификации или лицензирования. А вот программы по экономике, менеджменту, информационным технологиям, дизайну, гуманитарным наукам вполне можно осваивать в частных учреждениях.
Лучшие негосударственные вузы
Работодатели по-разному относятся к негосударственным дипломам. С одной стороны, близость к индустрии является реальным преимуществом частного образования, позволяя быстрее реагировать на изменения рынка труда. С другой – в обществе сильны стереотипы. В конечном счете многое зависит от личного опыта и предпочтений работодателя.
Многие эксперты отмечают, что вторая «вышка» вполне может быть негосударственной, поскольку на ней можно получить практические знания, которые дополнят красивую «корочку» госвуза.
«В настоящее время работодатели не так часто обращают внимание на вуз, который окончил выпускник. Больше внимания уделяется тому, что он умеет или не умеет делать. Практически все компании проводят отборочное тестирование, чтобы понять, есть ли у будущего сотрудника необходимые навыки и может ли он применять их при выполнении задач. Также обращают внимание на soft skills и умение работать в команде», – комментирует декан факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» к. э. н. Ольга Харина.
Если составлять рейтинг негосударственных вузов России, то окажется, что это не так-то просто сделать: много критериев оценки, невозможность получить объективные данные, например, о средних зарплатах выпускников и т. д.
Если судить по узнаваемости, то эксперты называют следующие негосударственные учебные заведения: Московский институт психоанализа, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Московский гуманитарный университет, Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Московский социально-педагогический институт, Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт МИТУ-МАСИ, Институт кино и телевидения ГИТР, Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, Российский новый университет РосНОУ и Московский финансово-юридический университет МФЮА.
В завершение хочется отметить, что бизнес на образовании – непростая задача. По словам Марины Май, размер стартового капитала на открытие такого учреждения напрямую зависит от площади помещений и условий аренды. Также среди основных расходов – подготовка и оснащение помещений в соответствии с требованиями СанПиН и МЧС. И конечно, в числе непреложных расходов – оборудование учебных аудиторий: мебель, интерактивные панели и доски, оргтехника и компьютеры. Таким образом, для небольших школ размер необходимого стартового капитала начинается от 4–7 млн рублей.
При этом образовательный бизнес является одновременно и ответственным мероприятием, и достаточно выгодным. Ведь здесь отсутствуют процессы производства, транспортировки, хранения больших объемов товаров. При построении правильной структуры работы образовательной организации, при автоматизации и систематизации всех процессов, связанных с разработкой программ, учебными процессами, привлечением клиентов, продаж уровень рентабельности составляет приблизительно 30%.
К тому же предприниматели от образования могут рассчитывать на поддержку государства, если получили лицензии и аккредитацию. В таком случае появляется возможность принять в качестве оплаты средства материнского капитала, а также предоставить возможность получить родителям учащихся налоговый вычет. Кроме того, в России для образовательного бизнеса развернуты программы субсидий и грантов.
Фото обложки: The International School of Moscow