Российский рынок шоколадной продукции в 2021 году просел на 8,5% год к году из-за снижения доходов населения и, как следствие, смещения спроса в сторону более дешевой кондитерской продукции. В результате санкций некоторые зарубежные бренды приостановили свою деятельность, освободив примерно 15% рынка. В результате принятия компенсационных мер и обхода ограничений возможен рост цен до 30%, однако дефицита шоколадной продукции не ожидается.

12 сентября 2022
Центр аналитики и экспертизы ПСБ

До санкций

Производство шоколада и шоколадных изделий в России в 2021 году увеличилось на 7,1% год к году. При этом объем российского производства шоколада за период с 2014 по 2021 год рос примерно на 1,9% в год. По данным представителя Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, около 30% шоколада, произведенного в России, отправляется на экспорт, остальной объем потребляется внутри страны.

Около 81% производства шоколада и шоколадной продукции сосредоточены у иностранных производителей, имеющих собственные производства в России: Nestle, Mars, Mondelez, Ferrero. Остальные 19% – российские производители.

Основные производители шоколада и шоколадной продукции в России, 2021 год

Nestle  33%
Mars 27%
Mondelez 12%
Ferrero 8%
КДВ 6%
Рот Фронт 3%
Красный Октябрь 2%
Конти-РУС 2%
Акконд 2%
Славянка 2%
Бабаевский 2%

Санкции

Среди иностранных компаний с производством в России швейцарская Nestle хоть и не покинула рынок, но ограничила продажи своей продукции (например, KitKat и Nesquik), сосредоточившись лишь на товарах первой необходимости (детское и больничное питание). Также приостановка затронула импорт и экспорт продукции американской Mars (M&M’S, Snickers, Twix, Dove, Skittles, Bounty, Mars, MilkyWay, Maltesers, Коркунов). Mondelez International (бренды Oreo, Alpen Gold, Cadbury, Milka, Toblerone, Barny, Halls), а Ferrero сообщила о приостановке инвестиций и расходов на рекламу. Компания Lindt (бренды Lindor, P&M, Caffarellino, Swiss Classic, Excellence), бельгийская Barry Callebaut и финская Fazer (Karl Fazer, Dumle и Geishа) приостановили свою деятельность. По нашему мнению, суммарно с ограничением импорта готовой кондитерской продукции высвободилась рыночная ниша около 15–20%.

Основными компонентами приготовления шоколада являются какао-бобы и какао-масло, поставляемые из-за рубежа. Объемы импорта какао-бобов, какао-масла и какао-порошка с 2014 года растут примерно на 2,5% в год, а суммарная доля импортных ингредиентов в производимом в России шоколаде составляет около 70%. В связи с этим основными проблемными моментами из-за нарушения логистических цепочек являются поставка какао-бобов транзитом через ЕС, дефицит европейского сырья, поставки технологического оборудования и упаковки, а также значительный (от 50 до 200% в зависимости от типа продукции) рост стоимости других компонентов.

Рынок без импорта

Основными поставщиками какао-бобов являются Кот-д’Ивуар (33%), Гана (18%), Камерун (13%), Нигерия (8%). При этом все поставки осуществляются через Европу. Учитывая санкционные ограничения, возможны кратковременные перебои с поставками, пока не будут налажены логистические цепочки. Оборудование для производства шоколада в основном также зарубежное. Станки для производства шоколадных масс изготавливаются в Швейцарии. Оборудование для разлива шоколада и конфет – преимущественно в Германии и Дании. Расходные материалы и комплектующие для оборудования также импортные, поэтому в случае его выхода из строя могут возникнуть проблемы.

Дефицита не будет

Несмотря на высокую долю иностранных брендов в стране, а также долю импортного сырья, в России не ожидается проблем с производством шоколада и обеспечением потребностей внутреннего рынка. Ключевые зарубежные бренды, составляющие около 80% внутреннего рынка, имеют производство на территории России. Если компании решат окончательно свернуть деятельность и покинуть российский рынок, то их производственные мощности могут быть использованы для решения задач импортозамещения.

Поставки основных ингредиентов для производства шоколада осуществляются из стран, не объявлявших санкции России. При этом логистические трудности, возникающие при транзите через страны ЕС, могут быть преодолены изменением маршрутов, что, вероятно, приведет к увеличению стоимости конечной продукции.

Трудности могут возникнуть с оборудованием, однако проблема его закупки, а также комплектующих решается за счет смены поставщиков и логистических маршрутов. К примеру, по словам представителя кондитерской фабрики «Победа», некоторое оборудование предприятие стало закупать из Турции, а часть упаковочных машин на фабрике уже российские. Из-за того что около 30% шоколада, произведенного в России, отправляется на экспорт в Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Азербайджан и Китай, в случае возникновения нехватки продукта для удовлетворения спроса в стране часть экспортной продукции может быть переориентирована для нужд внутренних потребителей.

Мы считаем, что ситуация на рынке шоколадной продукции не является критической. Большинство ингредиентов для производства данного продукта поставляется из различных стран, поэтому при перекрытии одного канала ему можно найти замену. Оборудование также не является дефицитным, к тому же подавляющая часть внутреннего спроса обеспечивается производством внутри страны. Валютные колебания, а также логистические шоки могут сказаться на цене шоколада, которая, по нашим оценкам, может вырасти в пределах 30%. Однако дефицит продукции маловероятен.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter