Фраза «Мир никогда не будет прежним» стала своеобразным слоганом пандемии коронавируса. Что же навсегда изменилось в жизни людей из-за COVID-19 и какова природа этих изменений? Корреспондент «ПСБ Деньги» выяснял, к чему приведут основные метаморфозы последнего года.

26 апреля 2022
Марина Голубева

В 2020 году в нашем лексиконе появилось много новых слов: «коронакризис», «санитайзер», «ковид-диссидент», «зумбомбинг» и другие. Но стиль жизни на карантине характеризует переосмысленное старое слово: если до пандемии «удаленка» определяла режим работы фрилансеров, то теперь она проникла практически во все сферы жизни. В первую очередь – в рабочую.

Дистанция огромной длины

До пандемии понятие home-office было типичным для крупных западных компаний, которые разрешали сотрудникам один раз в неделю трудиться из дома. Но в марте прошлого года из-за режима самоизоляции работодателям пришлось перевести на удаленную работу больше половины работников. По словам директора департамента персонала ПСБ Елены Литвиновой, в пиковые периоды до 60% коллектива банка работали вне офиса, а многие подразделения перешли на посменную работу – чтобы команды не пересекались. Такая практика позволяла клиентским менеджерам в допофисах и внутренним отделам работать бесперебойно. Некоторые глобальные корпорации, например, Twitter, разрешили сотрудникам вообще не возвращаться в офис, если у них есть такая возможность. Другие внедрили гибридный режим работы, совмещающий дистанционный и очный форматы.

В новой корпоративной культуре офис из помещения для выполнения служебных обязанностей превращается в место для общения команды. И, похоже, из экстренной меры удаленка постепенно трансформируется в повсеместную практику. Согласно исследованию портала SuperJob, в конце января текущего года почти 30% московских компаний планировали оставить всех дистанционных сотрудников на удаленке, несмотря на смягчение ограничений, а вернуть всех сотрудников работать на территории работодателя собирается только 25% компаний.

Елена Литвинова отмечает, что эффективность сотрудников после перевода на дистанционный режим не изменилась. Держать планку помогает четко выстроенная работа оперативного штаба по профилактике коронавирусной инфекции, перевод процессов в дистанционный режим и внедрение обучающих тренингов по удаленному управлению сотрудниками. Особое внимание в период пандемии уделяли вопросам коммуникации с работниками: департамент персонала усилил активность банка в социальных сетях, а также чаще стал выпускать внутренние корпоративные издания. Владелец одного из коммуникационных агентств рассказал, как в разгар пандемии от клиента поступил запрос на проект для группы сотрудников. Решением стала… ежедневная утренняя физкультурная онлайн-зарядка: уже через пару недель (по опросам) настроение в коллективе повысилось, а уровень тревожности уменьшился.

Тренд на удаленную занятость очевиден и в найме новых сотрудников: как отмечают в SuperJob, по итогам марта текущего года количество вакансий, допускающих дистанционную работу, удвоилось по сравнению с тем же периодом 2019-го. Чаще всего удаленка предлагается специалистам в сфере IT, интернета и телекоммуникаций, на втором месте – продажи, на третьем – кол-центры. «Программистам, которые хотят работать удаленно, работодатели чаще всего готовы предоставить возможность дистанционной занятости: рынок труда в IT соискательский, работодатели конкурируют за профессионалов», – отмечают в SuperJob.

Изменился и сам процесс рекрутинга: многие компании перевели в онлайн основную часть job-interview. Елена Литвинова прогнозирует, что по завершении пандемии многие собеседования так и останутся удаленными, ведь это удобно для обеих сторон. Особенно для кандидата: заходишь в Zoom – и ты уже на встрече, не нужно тратить время на дорогу.

Сегодня офис из помещения для выполнения служебных обязанностей превращается в площадку для общения команды, а удаленка практикуется повсеместно

Интересно, что благодаря удаленке многие работодатели перестали обращать внимание на внешность соискателя и сосредоточились на навыках, образовании и релевантном опыте. «Похоже, что COVID-19 оздоровил российский рынок труда: массовая удаленная работа продемонстрировала значимость профессионализма сотрудника, а не его внешних данных», – констатируют в SuperJob. По расчетам портала, за 2020 год влияние физической привлекательности на карьеру снизилось с 4,8 до 3,8 балла из 10.

Знание – ссылка

Раньше онлайн-платформы для общения чаще выступали в качестве вспомогательного инструмента – тот же Skype использовали для подключения отдельных членов команд на очных собраниях, а Zoom вообще был не на слуху. Но пандемия изменила отношение к видео-конференц-связи (ВКС), а вместе с ним – стала одной из причин роста популярности облачных сервисов со встроенными возможностями ВКС. Так, по прогнозам Gartner, до пандемии доля личных встреч в бизнесе составляла 60%, а к 2024 эта цифра снизится до 25%. Будут развиваться и сами технологии – в действующих облачных решениях существуют проблемы со звуком, изображением и системами безопасности, которые надо аннулировать. По мнению некоторых специалистов, общедоступные конференц-системы вроде Zoom не приживутся в корпоративном сегменте: крупные компании уже начали создавать аналогичные внутренние сервисы на базе готовых IT-продуктов от известных производителей.

В острый период пандемии многие онлайн-вузы и лектории обеспечили бесплатный доступ к своим ресурсам: за один месяц карантина во всем мире аудитория массовых открытых интернет-курсов выросла в 2,5 раза. В образовании появились и новые инструменты общения в формате P2P-обучения, когда представитель компании или частное лицо бесплатно или за небольшие деньги делится опытом в формате видеоконференций на цифровых платформах или в социальных сетях. Результаты впечатляют, в том числе и в России: по данным совместного исследования Google и РАНХиГС, каждый пятый россиянин прошел онлайн-курсы, а каждый десятый – освоил новую профессию.

Благодаря удаленке многие работодатели перестали обращать внимание на внешность соискателей и сосредоточились на их навыках, образовании и релевантном опыте

В то же время работодатели достаточно чутко среагировали на вызовы пандемии: по данным исследования Сетевой академии «Ланит», почти 50% опрошенных компаний сохранили бюджет на корпоративное обучение неизменным, 38% структур перешли на онлайн-обучение. Не всем сотрудникам такой формат по душе: примерно четверть респондентов по-прежнему предпочитает встречи офлайн. Тем не менее очевидно, что тренд на корпоративное онлайн-образование станет долгосрочным хотя бы потому, что о возвращении к прежней жизни речь не идет. Авторы опроса рекомендуют компаниям приучать персонал к дистанционному обучению постепен но – начать можно с так называемого микрообучения: коротких роликов на узкую тему, вебинаров длительностью не больше двух часов и небольших тестов на проверку знаний.

Только 25% компаний собираются вернуть всех сотрудников обратно в офис

Переходный период

Пожалуй, главным вызовом тотального перехода на удаленку стала внезапность перемен. Разные компании решали ее по-разному. Для кого-то перевод сотрудников на дистанционную работу стал достаточно органичным за счет собственных IT-платформ. Благодаря наличию такой платформы российский офис Hikvision, к примеру, смог перейти на новый формат всего за пару дней, быстро подключив персонал к базам данных, обучающим программам и хранилищам файлов. Сотрудники каждый день заполняли отчеты о состоянии здоровья, чтобы руководители могли оперативно заменить выбывшего из строя работника и перераспределять нагрузку. «ВКонтакте» перевел на удаленку коллектив за один день и запустил собственную платформу для видеозвонков.

Впрочем, даже продвинутые IT-компании столкнулись с психологическими факторами дистанционной работы. HR-директора некоторых крупных корпораций признают, что переход дался многим сотрудникам непросто. Справлялись по-разному: например, «ВКонтакте» организовал игры и онлайн-соревнования для персонала, «Лаборатория Касперского» провела масштабный онлайн-корпоратив с ведущим Иваном Ургантом.

В ПСБ отмечают, что в сложное переходное время банку помогла высокая степень готовности к организации удаленного режима работы: «Имелась база – каналы, оборудование; был налажен процесс заливки корпоративного прототипа оперсистемы с настройками безопасности». Именно с технологического и нормативного базиса специалисты ПСБ рекомендуют начинать перевод на дистанционную работу – подготовку процедуры предоставления удаленного доступа и технических средств, сетевого оборудования и каналов связи для обеспечения достаточной производительности и пропускной способности. Впрочем, представители ПСБ рекомендуют всегда оценивать уровень доступа и риски утечки данных: некоторые задачи выносить на удаленку ни в коем случае нельзя, значит, надо искать другие решения.

Цифровизация всего

Статистика 2020-го пестрит рекордами. Так, сразу целых пять миллионов человек воспользовались услугами телемедицины – явлением редким и непопулярным в доковидные годы. Выручка видеосервисов в полтора раза превысила заработки традиционных кинотеатров. Театры оцифровали архивные записи легендарных спектаклей и пустили их в прямой эфир, многие премьеры – музыкальные и драматические – также прошли онлайн. Звезды шоу-бизнеса, театра и кино каждый день проводили эфиры в социальных сетях, чтобы публика о них не забыла: устраивали конкурсы, читали стихи и прозу, вязали, играли и пели. Лечиться, учиться, развлекаться и работать – все приходилось делать удаленно. Неудивительно, что цифровизация волей-неволей затронула всех: и простых граждан, и бизнес. Авторы исследования Google и РАНХиГС посчитали, что треть населения РФ стала чаще пользоваться цифровыми сервисами, 54% представителей малых и средних компаний перевели в онлайн бухгалтерию, а 81% – перешли на электронный документооборот.

Не отставали и финансовые компании. Банки научились дистанционно оформлять ипотечные сделки, а страховые компании – регулировать убытки благодаря видеозаписям застрахованных объектов. Девелоперы все активнее продвигают VR-туры по новостройкам, а будущие квартировладельцы в 15–20% случаев готовы купить недвижимость без очного осмотра. Виртуальное потребление все глубже проникает в жизнь людей.

Настигшие общество перемены порой трудно принять и осмыслить, но они уже здесь. Отступать некуда: позади коронакризис, впереди – новая реальность, которая формируется прямо у нас на глазах.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter