Индекс бигмака — известный и наглядный экономический показатель, по которому определяется паритет покупательной способности в разных странах. Для расчета берется стоимость хлеба, мяса, сыра и овощей, входящих в состав бургера.Таким образом, рост или спад экономики можно демонстрировать не только в сложных графиках, основанных на многочисленных данных, но и с помощью на первый взгляд незамысловатых индексов. Как связан рост продаж красной помады и падение экономических показателей? Что фиксирует индекс «Оружие/икра»? На что указывает количество мусорных отходов с точки зрения экономики? Разберемся с необычными индексами.

3 января

Индекс «Оружие/икра» оценивает соотношение денег, затраченных на военные (оружие) и частные (икра) самолеты. Индекс демонстрирует глобальные настроения — от военной напряженности к заботе о благосостоянии элит. С 2005 года индекс составляет меньше единицы  — это означает, что частные лица тратят на личные самолеты больше, чем государства на военные самолеты.

В 2016 индекс дошел до отметки 0,85, то есть на каждый доллар, потраченный на частный джет, тратилось 85 центов на военный истребитель. Общая тенденция, в рамках которой индекс продолжительное время снижался после окончания Холодной войны скорее внушает надежду, несмотря на то, что в последнее время цифры немного подросли.

Индекс свидания рассчитывается на основе таких параметров как: цена поездки на такси, обед или ужин на двоих в ресторане/баре с безалкогольными напитками, 2 билета в кино и стоимость двух кружек пива. В рамках анализа сопоставляется стоимость свиданий в крупных городах по всему миру. Общая шутливая рекомендация экономистов стабильна уже несколько лет: если вы живете в Цюрихе, найдите партнера как можно раньше, чтобы вам было комфортно смотреть кино и ужинать дома, чтобы не разориться. В 2019 году Москва занимала 37-е место по степени дороговизны свиданий. В первую пятерку входили Цюрих (203$), Осло (165$), Копенгаген (158$), Хельсинки (150$) и Токио (148$).

Индекс оливье берет в расчет стоимость ингредиентов этого новогоднего салата: майонеза, яиц, колбасы, картофеля, свежих огурцов, консервированного горошка и моркови. Напоминает индекс борща, высчитывающийся аналогичным образом. Задача этих показателей, основывающихся на продуктах базовой потребительской корзины, зафиксировать динамику цен, возможное изменение инфляционных показателей. Свежие данные за 2021 год демонстрируют, что наиболее дорогой оливье (988 рублей) получится у жителей Чукотского автономного округа, а самый бюджетный (377 рублей) — в Белгородской области.

Индекс красной помады исходит из того, что если рост продаж косметики высокий, дела с экономикой — плохи. Объяснение состоит в том, что в самые тяжелые времена происходит отказ от дорогого люкса типа крокодиловых сумок и одежды от модных домов, а помада и другая декоративная косметика остается символом высокого статуса, особенно, если это премиальный бренд, но при этом сильно доступнее. Само понятие ввел глава Estee Lauder (одной из крупнейших компаний, производящих декоративную, уходовую косметику и парфюм) Леонард Лаудер. Индекс по мнению Лаудера объяснял рост трат на косметику в период рецессии начала 2000-х. Но не все экономисты с этим согласны.

Позднее этот индекс повлек за собой появление индекса лака для ногтей, когда лак стал самым доступным декоративным средством и стал популярен наравне с помадой. Но и этим дело не закончилось: корреляция между напряжением в экономике и ростом продаж косметики снова проявила себя в пандемию: из-за необходимости носить маски акцент в макияже сместился на глаза — вверх поползли продажи туши и других средств, связанных с мейкапом для глаз, так появился индекс туши для глаз.

Индекс мусора — спорный индекс в эпоху растущей экологической осознанности, но в целом все еще применимый к многим современным экономикам. В периоды экономического упадка количество отходов уменьшается в связи со снижением уровня потребления, в то время как быстро развивающаяся экономика, вероятно, ведет к увеличению мусора. Этот индикатор демонстрировал высокую точность (82%) c 2001 по 2012 год, как минимум для американской экономики.

Индекс Рождества возник на основе праздничной песенки «12 дней Рождества», в которой рассказывается о подарках: куропатке на грушевом дереве, двух голубях, трех французских курицах, четырех щебечущих птицах, пяти золотых кольцах, шести гусях, семи лебедях, восьми доярках, девяти танцовщицах, десяти прыгающих лордах, одиннадцати дудочниках и двенадцати барабанщиках. Шутливый индекс комментирует рост цен на услуги прыгающих лордов и грушевые деревья.

Напишите что-нибудь и нажмите Enter