Токсичные сотрудники дорого обходятся компаниям: снижают производительность, убивают полезные инициативы и провоцируют текучку кадров. Как распознать нездоровую атмосферу и что ей противопоставить, не переходя границы деловой коммуникации?

11 сентября 2023
Алена Булавка

Дорогая токсичность

Слово «токсичность» прочно вошло в наш лексикон. В конце 2010-х оно стало невероятно популярным, а в 2018 году составители Оксфордского словаря выбрали прилагательное toxic словом года. 

«В рамках деловой коммуникации выделяются четкие поведенческие маркеры – открытые или потаенные, позволяющие называть дискомфортными людей или ситуации», – говорит эксперт по развитию переговорного интеллекта и исследователь деловой коммуникации компании TheSales Александр Куличков. 

К открытым маркерам относятся ультиматумы, неадекватные завышенные требования, обесценивание, безапелляционные заявления, повышение голоса, приказной тон, отказы без объяснения причин и т. п. Скрытые силовые приемы включают интриги и психологическое давление. 

Исполнительный директор IT-компании HFLabs, соавтор курса по бизнес-переговорам «Спокойно, договоримся!» Константин Степанов считает, что под токсичностью все понимают разное. Кто-то называет токсичным тихого и вечно недовольного ворчуна, а кто-то – открытого и жизнерадостного человека, который тем не менее склонен к манипуляциям. Распознать абьюз помогают в первую очередь возникающее при общении чувство тревоги, беспокойства, негативные эмоции.

Токсичность в коллективе провоцирует выгорание и увольнение сотрудников. РБК приводил мнение Эльзы Егоровой, руководителя продукта по адаптации «Снами» IT-холдинга TalentTech, что на восполнение кадровых резервов компании тратят в среднем 21% от годового оклада уволившегося специалиста. Такие потери заметны для любой компании, но особенно остро ощущаются консалтинговым бизнесом, а также производственниками. 

«Ядовитые связи» провоцируют увольнение высококвалифицированных рабочих и инженеров, заменить которых на сложившемся рынке труда трудно, а где-то просто некем. 

Если сотрудники и не пишут массово заявления, их мотивация и вовлеченность падают, а это также наносит урон бизнесу. По словам разработчика теории адаптивного интеллекта Валерия Гута, данные SuperJob.ru свидетельствуют, что 14% опрошенных сервисом специалистов называют нездоровую атмосферу в коллективе главной причиной поиска новой работы. 

Террариум друзей

В деловой коммуникации токсичность может проявляться среди коллег по отношению друг к другу, со стороны руководителя к подчиненным, во время переговоров бизнес-партнеров или собеседования. 

«Абьюзер на работе критикует, игнорирует, унижает, – рассказывает executive coach, психолог Екатерина Красникова. – В результате возникают постоянные конфликты и споры между сотрудниками, негативные комментарии, отсутствие поддержки, жалобы и недовольство».

Распознать токсичного руководителя можно по «красным флажкам». К ним относятся размытые сроки по задачам и отсутствие логики их выполнения, перекладывание ответственности, нарушение ранее принятых договоренностей, манипуляция, эмоциональный шантаж, скрытые угрозы или повышение голоса.

Forbes рассказывает историю Софии Тойшевой, младшего юриста одной девелоперской компании. Она часто задерживалась на офисной кухне: пекла блины, жарила чебуреки, тушила мясо. Кулинарные подвиги София совершала не по случаю дней рождения коллег и не ради экономии на обедах – корпоративной готовкой ее наказывал «за косяки» гендиректор фирмы. «Если ты опоздал на пять минут, прислал документ на подпись без сопроводительного письма, не надел офисную форму, которую всем шили, шеф мог вызвать, отчитать, сказать: «Борщ!» – и ты, чтобы загладить вину, должен был тут же идти готовить ему этот борщ», – описывает юрист.

В этой компании она проработала несколько лет, по неопытности считая расширение должностных обязанностей кухней нормальным. 

Управляющий партнер и основатель компании TeamSonance Мария Орловская говорит, что токсичная атмосфера приводит к непродуктивной потере энергии. Она уходит не на достижение целей, а, например, на повышенный контроль и документооборот, затяжные конфликты, обсуждение руководства, выстраивание «линии обороны» друг против друга. 

Одни и те же задачи выполняются дважды разными членами команды. Не происходит обмена опытом и знаниями. Люди боятся высказать свое мнение и проявить инициативу, что приводит к низкокачественным решениям. Наблюдается безразличие к результатам. Если задачи команды не являются приоритетом для сотрудников, они начинают работать на свои личные цели, которые могут не совпадать с интересами компании, а иногда и противоречить им. 

«Собака съела»

В отличие от взаимодействия внутри трудового коллектива, токсичность во время переговоров в некоторых случаях может быть даже оправданной. Например, одна из сторон может выторговать для себя более выгодные условия сделки.

«При общении с деловыми партнерами токсичность может проявляться в форме агрессии, жестких требований, критики и обвинений», – говорит Екатерина Красникова. Некоторые вербальные сигналы явно свидетельствуют о токсичной коммуникации при переговорах. К примеру, если вы слышите «мы этого не говорили», хотя в техзадании об этом написано черным по белому, или «документы потерялись (съела собака)», поэтому верьте на слово или «давайте отложим на завтра» (то есть не вернемся к этому никогда), – все это признаки, что ваш визави – деструктивный партнер». 

«Когда приемы абьюза используются в переговорах или на собеседовании, первое, на чем стоит акцентировать внимание, – конечный результат», – считает Валерий Гут. Например, стрессовые интервью иногда используются, чтобы понять, насколько кандидат устойчив и сможет ли он качественно выполнять свои обязанности в критических условиях.

Если задачи и профессия соискателя действительно подразумевают высокий уровень стресса, токсичное интервью – прекрасный шанс продемонстрировать свою невозмутимость. Если же работа строится на высокой концентрации и состоянии потока, а HR-менеджер заранее намекает на «штормовые» условия – есть повод задуматься.

Чему может научить абьюз? Психологи регулярно советуют выходить из зоны комфорта. А руководитель-тиран – отличная возможность расширить собственные адаптивные границы. Директор сервиса для работы в 1С через интернет «Альтап» Филипп Щиров считает, что решение, устранять или оставлять токсичность в коллективе, – зависит от задач, которые стоят перед бизнесом. «Например, компания захватывает долю рынка или завоевывает новый регион. А бизнес-ландшафт уже устоялся, и сотрудникам нужно приложить много усилий для выполнения цели. Система ценностей в их коллективе будет схожа с армейской», – утверждает эксперт. 

Стоит также учитывать, что есть определенная категория людей, которые готовы работать в зарегулированной системе с токсичными коллегами. И это выбор каждого. К примеру, в страховом или коллекторском бизнесе очень жесткие, токсичные критерии, инструкции, с которыми готовы справляться те, кто лучше других выдерживает прессинг. Это определенный тип людей, для которых важнее высокая зарплата, чем творческая атмосфера или комфортные коллеги.

Противоядие

Если вы не относитесь к числу толстокожих, стоит знать несколько приемов, чтобы противостоять нездоровой деловой коммуникации, основанной не на доверии и взаимоуважении, а на подавлении личности. Юрист Дарья Невская рассказала Forbes, что, когда руководитель впервые позвонил ей на мобильный и стал кричать, она отключила телефон. Начальник откомментировал ситуацию так: сотрудница слишком близко к сердцу приняла его «открытость и эмоциональность».

Есть и более тонкие приемы борьбы с токсичностью. Валерий Гут говорит, что основными опорами в общении с «ядовитыми» людьми становятся осознанность, эмоциональный и адаптивный интеллект.Он помогаетлучше ориентироваться в стрессовых ситуациях и находить опору в себе даже при существенном внешнем давлении. Например, в ответ на напористость и громкие высказывания можно говорить тихо, размеренно и спокойно, в некоторых случаях отвечать неожиданно, шутливо. Это поможет стабилизировать эмоциональный фон. 

Директор АНО «Ямаш», бизнес-трекер Байрас Азаматов советует в токсичном коллективе избегать эмоциональной реакции на негативные комментарии или критику и устанавливать границы общения с коллегами и руководством, обозначать, какое поведение приемлемо, а какое нет. «Ищите поддержку. Поговорите с сотрудником, которому доверяете, обратитесь к нему за советом. Вы также можете прийти к HR-специалистам компании или к нейтральной третьей стороне, привлечь медиаторов, чтобы урегулировать ситуацию».

HR-специалист веб-студии «StartSite» Юлия Матвеенкова рекомендует практиковать в рабочем коллективе активное слушание, давать и получать обратную связь, а не просто ждать своей очереди в разговоре. Использовать утверждения с «я» вместо того, чтобы обвинять или оправдываться. Например, «Я чувствую разочарование, когда вы прерываете меня во время совещаний». 

«Другой прием, который помогает противостоять токсичности, – прямое проговаривание своих чувств, – говорит Константин Степанов. – Можно сказать: «Когда ты так говоришь, я не чувствую своей профессиональной ценности, и меня это обижает». Многие люди произносят слова по привычке и даже не задумываются, что могут обидеть других. Прямой фидбэк поможет им задуматься. К тому же чувства невозможно оспорить. На реплику: «Что-то ты медленно соображаешь!» ответ: «Нет, быстро» не поможет. Но можно сказать: «Мне неприятно, когда ты так говоришь». И с этим уже не поспоришь, уверен эксперт. 

При токсичных переговорах важно подтвердить ценность своих услуг. Предоставить доказательства своего опыта, предложить креативные решения, которые помогут визави достичь своих целей. Также важно заранее готовиться к встрече и не фокусироваться, «отпустить» результат, а иногда даже настроиться на негативное развитие ситуации. Так будет легче достигнуть желаемого результата. 

При токсичном собеседовании поможет понимание: интервьюер не к вам настроен враждебно и его поведение не является отражением ваших способностей или достоинств, агрессия – это его картина мира, сформировавшаяся, вполне возможно, из-за собственных комплексов. 

Умение противостоять токсичности – важный soft skill, без которого просто не обойтись в деловой среде. Психолог Роберт Хоган еще в 2014 году отмечал, что до 60– 75% топ-менеджеров в США токсичны и именно поэтому являются плохими лидерами. Эта статистика может коррелироваться и с российскими реалиями. Поэтому, с кем работать или вести переговоры, как строить отношения с подчиненными, руководством или акционерами,  решать только вам.

Противостоять токсичности можно не только с помощью эмпатии и эмоционального интеллекта, но и доводя ситуацию до абсурда, тонкого троллинга. 

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter