Почему именно готовый бизнес?
Запуск собственного бизнеса с нуля требует множества ресурсов, как финансовых, так и временных. А самое главное — стоит нервов, в крепкости которых уверены далеко не все. Покупка готового бизнеса закрывает множество вопросов.
Люди это отлично понимают. В 2022 году спрос на готовый бизнес в России вырос на 16%. В некоторых категориях достиг и вовсе рекордных показателей: отели и базы отдыха, например, покупали чаще на 76%, салоны красоты — на 65%, автомастерские, автомойки и интернет-магазины — на 40%.
Клиентская база — одно из основных преимуществ покупки готового бизнеса. У вас будет стабильный поток клиентов, готовых пользоваться вашими товарами или услугами. Это поможет быстрее генерировать доход и повысит шансы на успех.
Вместе с готовым бизнесом вы покупаете репутацию бренда на рынке. Это очень ценный актив, особенно если предыдущие владельцы добились успеха и создали положительное впечатление у клиентов.
У готового бизнеса есть уже установленные процессы, системы управления и операционные процедуры. Вы не будете тратить время на разработку всего с нуля, а сможете использовать уже проверенные и оптимизированные способы работы.
И наконец, у готового бизнеса может быть сработанная команда и другие активы: недвижимость, оборудование, складские запасы.
Готовимся к покупке
Начните подготовку к покупке готового бизнеса с самоанализа. Задайте себе вопросы: что именно вас привлекает в предпринимательстве, какие навыки и опыт у вас уже есть, какие сферы бизнеса для вас самые увлекательные. Определение своих личных предпочтений поможет сузить круг потенциальных сфер.
Определите свои долгосрочные и краткосрочные цели, которые хотите достичь с помощью приобретения готового бизнеса. Это может быть стремление к финансовой независимости, увеличение дохода или создание собственного бренда. Учтите свои личные цели и амбиции, чтобы бизнес соответствовал ожиданиям и помогал реализовать мечты.
Следующий этап — анализ рынка. Рассмотрите рыночные тенденции, конкурентную среду и перспективы роста. Помните, что выбранный бизнес должен быть востребованным и иметь потенциал для развития — иначе зачем начинать?
Адекватно оцените свои финансовые возможности: учтите, что, помимо стоимости приобретения бизнеса, вам также понадобятся средства на обеспечение бизнеса и его дальнейшее развитие.
Если сомневаетесь в собственных силах, обратитесь к консультантам, только, конечно, не к «гуру» из соцсетей. Это могут быть брокеры, финансовые консультанты, юристы, а также менторы-предприниматели.
Цифры и бумаги: на что смотреть?
Итак, сфера выбрана, бизнес найден. Теперь самый ответственный момент — оценка финансовой и юридической составляющей.
Просмотрите финансовые отчеты за последние несколько лет, включая балансовые ведомости, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств и так далее. Анализируйте доходы, расходы, рентабельность и общую финансовую стабильность бизнеса.
Кто клиенты, как часто они покупают, какой средний чек, что с конкурентами? Все эти вопросы можно задать владельцу бизнеса, но не факт, что он ответит честно, поэтому постарайтесь увидеть все возможные показатели на экране или бумаге.
Оцените активы и обязательства бизнеса: не только недвижимость и оборудование, но складские запасы и долги, в том числе и по лизингу. Убедитесь, что вы полностью осведомлены о финансовом положении бизнеса и его потенциальных обязательствах.
Изучите перспективы роста бизнеса — какой текущий спрос есть на него сейчас, где есть потенциал: расширение сети, увеличение клиентской базы, выпуск новых продуктов, выход на другие рынки и так далее. Думайте сразу на десять лет вперед, даже если это пока кажется невероятным.
Проверьте всю юридическую документацию, связанную с бизнесом: учредительные документы, договоры с клиентами и поставщиками, лицензии, разрешения и так далее. Убедитесь, что все документы в порядке и соответствуют законодательству.
Почитайте отзывы о бизнесе на картах, в соцсетях, на сайтах отзывов — так вы поймете, какая репутация наработана у бизнеса.
Узнайте о квалификации, опыте и потенциале существующих сотрудников. Это важно для оценки команды и ресурсов, которые будут доступны после приобретения бизнеса.
Важно оценить также состояние физических активов: работают ли двери в автомастерской, требует ли кофемашина замены. Если у компании есть сайт, соцсети и бизнес присутствует на маркетплейсах, в каких-то агрегаторах — убедитесь, что все работает и будет передано вам под ключ.
Да и вообще, пройдитесь по округе, загляните в каждый уголок на производстве, в офисе, точке продаж, поболтайте с сотрудниками, с клиентами. Все это позволит оценить дополнительные затраты и потенциальные риски.